Знаменитая прима мировой оперы Монсеррат Кабалье прилетела в Киев на «Боинге» рейсом из Барселоны для выполнения своих контрактных обязательств в состоянии, далеком от сценической приподнятости. Заметное недомогание певицы было вызвано серьезным заболеванием ног, которое усугубила недавняя травма. Потому даже на сцену дворца «Украина» сеньора вышла, опираясь на трость.
Кроме Кабалье, в концерте приняли участие три молодых вокалиста, также приехавшие из Испании: дочь дивы Монсеррат Марти, Елена Макарова (дочь Е.Образцовой, которая обучается у М.Кабалье за $1000 в месяц) и подающий надежды тенор Хавьер Паласио, которому прочат такую же славу, как у Каррераса и Доминго. Национальным симфоническим оркестром Украины руководил известный испанский дирижер Хосе Колладо, который 19 лет плодотворно сотрудничает с испанской примадонной, а также с Л.Паваротти и Е.Образцовой.
В программе концерта - популярные арии из классических опер (Массне, Тома, Бизе, Оффенбаха, Пуччини), цикл сарсуэл (особый жанр испанской музыки, близкий к оперетте), а также «Всемирная молитва» и «Like a dream» великого современного греческого композитора Вангелиса, который готовит мировую премьеру своего грандиозного вокально-оркестрового произведения на Соборной площади в Москве, где звон колоколов Кремля, которые не звучали со времен революции, впервые сольется с хоровым и оркестровым звучанием, создав эффект «русского апофеоза».
М.Кабалье исполнила значительную часть концертной программы, редко покидая сцену, чем опровергла предположения скептиков, что киевлянам, очевидно, будет преподнесен концерт с участием Кабалье, где прима мелькнет яркой, но неуловимой звездой.
Великая испанская певица начала свое выступление с «Хабанеры» (из оперы «Кармен» Ж.Бизе), партии, очень любимой ею. Кармен пела и легендарная Мария Каллас (также, как и Кабалье, обладавшая лирико-драматическим сопрано). Кстати, в своем последнем интервью для прессы, незадолго до смерти, Каллас на вопрос, есть ли у нее творческая наследница, ответила: «Есть, и только одна - Монсеррат Кабалье».
Удивительно, что дочь М.Кабалье Монсеррат Марти настолько похожа внешне на Марию Каллас (судя по телефильмам и фотографиям), что моментами возникает абсолютная иллюзия, будто на сцене сама знаменитая греческая примадонна.
Кабалье очень внимательно, даже ревностно относится к карьере своей 25-летней дочери, которая начала профессионально заниматься вокалом всего три года назад. До этого времени Монсеррат Марти серьезно готовилась к балетной карьере. Одно время даже велись переговоры о ее дебюте в «Лебедином озере» на сцене Большого и Мариинского театров. У Марти блестящий, чистый, полетный голос. Арию Таис из одноименной оперы Массне она исполнила так легко и вдохновенно, что сразу стало ясно: у молодой певицы большое будущее. В феврале этого года М.Марти блистательно выступила в Гамбурге.
А В.Гергиев, прослушав ее в Мариинском театре, сказал так: «Несколько нот по красоте и качеству звучания она взяла так, как у нас в Мариинском никто не берет, даже из корифеев».
Сеньора Кабалье, несмотря на сложности со здоровьем, находится в прекрасной вокальной форме, демонстрируя мастерство высшего класса, техничную подвижность голоса и уникальную эмоциональность.
У себя на родине Монсеррат Кабалье - высокочтимая личность. Только один перечень ее званий и наград, по экспертным оценкам, занял бы шесть страниц.
Многие награды присуждены ей лично королем Испании.
Первый визит Монсеррат Кабалье в Украину прошел успешно. Исполнители из Барселоны понравились киевлянам своими прекрасными голосами, высокой культурой пения, и, что немаловажно, своими лучезарными улыбками, такими же яркими, как солнце Испании.
А на память о Монсеррат Кабалье осталось воспоминание о бесподобном голосе и чудное фото с автографом.
- Сеньора Монсеррат, есть испанская пословица: «Мадрид можно поменять только на небо, и то, если в нем есть дырочка, чтобы смотреть на него». Можно ли на что-то поменять Барселону?
- Я люблю Барселону больше всех городов в мире, потому что это мой дом. А дом и семья - самое главное в моей жизни. Но и без творчества я не могу. Поэтому большую часть времени занимают гастроли. Однако, я всегда использую любую возможность, чтобы побыть дома с мужем и своими детьми в Барселоне, вернее, под Барселоной в своем замке в горах. Нет, Барселону я не променяю даже на небо.
- В Каталонии - краю, где вы живете, очень многих девочек называют Монсеррат. Что означает ваше имя?
- Недалеко от Барселоны есть гора (вулканического происхождения), которая очень похожа на гряду гор. Здесь находится монастырь, названный именем Богоматери, которую каталонцы называют святой Марией Монсеррат. Большинство испанцев - католики, поэтому маленьких девочек крестят именем Святая Мария Монсеррат. Со временем, когда девочка подрастает, это имя укорачивается, и остается только Монсеррат. Нам очень нравится это имя. На самом деле «монте» - это гора, а «серра» - горная цепочка, гряда гор. Это и обозначает мое имя. Мне очень нравится, когда меня называют просто по имени - и больше ничего.
- Вы счастливы в семье и в творчестве. Однако на сцене вы чаще всего исполняете партии трагических героинь. Как вам удается так преображаться на сцене?
- Посредством самой музыки, нот - это очень просто. Все разнообразные чувства зашифрованы в нотах, которые надо только хорошо выучить и хорошо исполнить, так как задумал композитор, который уже заключил эту магию преображения в ноты, в свой музыкальный текст.
- Как вы воспринимаете вашу дочь Монсеррат Марти на сцене рядом с собой?
- На сцене для меня нет родственников, а есть только партнеры, с которыми мне хорошо, удобно, приятно, которые помогают мне выразить себя, которым и я помогаю в том же, не пытаясь затмить их.
- Вы отказались от предложения дирекции Ла Скала возобновить «Норму» (В.Беллини) с вашим участием. Почему?
- Мне, к сожалению, приходится отказываться сейчас от многих вещей, и не только от Нормы, потому что я очень требовательна к себе и должна все делать на том уровне, на котором я это делала раньше. Я не могу что-то петь не очень хорошо. Если наступит время, когда у меня не останется для исполнения достаточного количества вещей, чтобы можно было дать концерт, - я не буду петь. Только лучше, если это произойдет не скоро.
- Вы прошли путь достаточно сложный: от бедности - к вершине мировой славы. Что давало вам смелость, что толкало вас на покорение континентов?
- Я никогда не ставила перед собой цели - покорение чего-то. Мое творчество - это служение Богу и служение народу. Так было угодно Богу, что у меня случился триумф в «Карнеги-холл» - и с этого начался взлет моей карьеры.
- У вас было чудное хобби - занятия живописью. По-прежнему ли вы увлечены кистью и красками?
- На это сейчас уже совсем времени нет. Даже забыла, когда занималась живописью. Нет и мастерской. Я иногда выйду из дома, скажу садовнику: здесь чуть-чуть подстричь - на этом и заканчивается мое художество.
- Сеньора Монсеррат, какую миссию вы исполняете в организации ЮНЕСКО в качестве Посла доброй воли?
- Мой долг помочь детям, которые оказались в тяжелом положении, - детям, ставшим сиротами в результате войны, пораженным тяжелыми заболеваниями, и находящимся в специальных госпиталях. В этом плане меня беспокоит ситуация в Африке. В предстоящей акции в Москве примут участие дети-инвалиды: одни поют в хоре, другие будут включены в состав оркестра. С моей стороны - это безвозмездное выступление, все сборы от которого пойдут в фонд помощи этим детям.
- Каков план вашего европейского турне, которое закончится в декабре?
- Тарту, Киев, Москва, где 31 июля я выступаю с Вангелисом и детьми-инвалидами на Соборной площади. Часть этой программы будет исполнена на концерте в Киеве. Затем мне предстоят гастроли по Сибири, где я ни разу еще не была (я очень хочу там петь), Германия (Мюнхен), потом Франция (Ницца), а дальше - Лондон, где будет записана эта программа.