| |||||
Ежи Кавалерович |
Фильм снимался в Польше, Франции, Тунисе и Риме. Съемки шли 127 дней. В них участвовало 70 актеров, 1700 человек массовки, 15 чешских смирных львов, 30 лошадей и 3 быка. Построено 11 декораций, среди которых — римский Форум, дворец Нерона, амфитеатр, дом Петрония и т.д. Сшиты 1200 костюмов из 17622 метров ткани, 500 париков. Израсходовано 10 кг пудры, 1000 тюбиков губной помады, столько же флаконов спрея для волос. На площадке съедено 6 тонн продуктов и выпито 300 тысяч литров воды. Отснято 95 км пленки, а это — 55 часов демонстрации. Монтаж занял 1200 часов.
В картине снимались известные польские актеры Павел Делонг, Богуслав Линда, Ежи Трепа, Францишек Печка, одна из самых красивых актрис — Агнешка Вагнер, бывшая модель, студентка факультета журналистики, дебютантка Магдалена Мельцаж, трехкратный чемпион мира по дзюдо Рафал Кубацкий.
Главный зал столицы — Дворец Украина — в прошлую субботу был полон. Многочисленные гости, участники, официальные лица, местная киноэлита и просто счастливчики съехались сюда на открытие 31 Международного кинофестиваля «Молодость», который на четвертом от роду десятке впервые приветствовал своего дебютанта-президента — неподражаемого в своем актерском великолепии и славе Богдана Ступку. Думаю, такое новое «лицо» придаст и без того уже уважаемому в мире кинофоруму (здесь непременный глубокий поклон организационным усилиям команды во главе с многолетним генеральным директором Андреем Халпахчи) еще больший вес в глазах мировой кинообщественности.
Официальную часть, в которую входило представление жюри во главе с Наной Джоржадзе и другие положенные по протоколу официальные поздравления гостям и участникам, предварял показ фильма студии «Контакт» — «Киев — любовь моя» (режиссер Николай Мащенко, продюсер Лариса Роднянская). Особенно интересна в этой картине, кроме нежно-восхищенного взгляда на любимый город, историческая параллель со знаковыми фигурами дирижеров и музыкантов, имена которых известны всему миру, но их творческая колыбель — красавец Киев.
По традиции крупные кинофестивали открываются кинохитом. «Молодость-2001» открыл новый фильм классика польского кино, рожденного на ивано-франковской земле, Ежи Кавалеровича «Quо vadis». Мечта о создании этой картины родилась 35 лет назад, в 1965 году, после успешной премьеры фильма «Фараон».
Биография идеи достаточно драматична. Когда «Фараон», номинированный на «Оскар» как лучший иностранный фильм, уступил лелюшевской любовной паре, Кавалерович предложил голливудовским продюсерам совместно дать экранную жизнь произведению нобелевского лауреата Генрика Сенкевича. Ведь самая престижная в мире премия была получена писателем именно за этот роман — «Камо грядеши». Американцев не заинтересовали духовные поиски режиссера, они были согласны воплотить только любовную историю да зрелищные гладиаторские бои. Так идея растворилась во времени на первые десять лет. Потом был написан еще один вариант сценария, который в силу исторических перипетий остался невоплощенным еще двадцать лет. Ошеломляющий коммерческий успех киноэпопеи Ежи Гофмана подстегнул активность спонсоров, которые вложили в производство фильма ««Quо vadis»» 18 миллионов долларов.
Помпезной премьере фильма в Варшаве, которая проходила в Большом театре, предшествовал показ в Ватикане, где Папа Римский дал картине очень высокую оценку.
Сам Ежи Кавалерович заметил после премьеры: «Судьба фильма будет много значить для дальнейшей судьбы польского кино. За «Quо vadis» будут внимательно наблюдать все, кто хотел бы стать киноинвесторами. Если зритель примет фильм и он окупится, то вскоре появятся новые ленты с великими эмоциями».
Ежи Кавалерович — мастер, с именем которого смело можно связывать историю не только польского — мирового кино, был гостем фестиваля всего один день. Наша редакция выражает благодарность Мастеру и команде «Молодости» за возможность пусть короткого, но эксклюзивного общения.
— Господин Кавалерович, история кино лишь недавно открыла свой второй век, вы работаете в кино более пятидесяти лет. Что изменилось в кино за это время, если оставить за кадром технические новинки?
— Телевидение сменило концепцию. Самое важное — само кино. Сейчас фильм может охватить абсолютно всех. Он переходит из одного кинотеатра в другой. Зритель имеет возможность выбирать. Любой фильм, выходящий на экран, имеет потенциальную возможность повсеместного распространения.
— Вы часто уходили в своих фильмах от повседневности к истории. Зачем вам нужны были именно те исторические события?
— Я говорю о тех же проблемах современности, но герои одеты в исторические костюмы. В этом случае удовольствие получает зритель. О повседневных проблемах очень много говорят по телевидению. Но мне хотелось, чтобы мои герои были одеты в исторические костюмы, чтобы это происходило в давние времена. Ведь это, кроме прочего, привлекает зрителя.
— Много лет художнику был необходим эзопов язык. Но сегодня можно все говорить прямо и открыто, не искать метафор?
— Да, но герой интересен уже в самом историческом костюме. А зрителю будет интересно приблизиться к проблеме через историю. В «Quо vadis» не ставлю точек, только вопросы. Domine, quo vadis? — обращен к Богу. У Сенкевича — к человеку: куда идет мир? Он актуален как никогда. Для меня источником воодушевления всегда был сам сюжет.
— Возрождение для польского кино наступило с «Огнем и мечом» Ежи Гофмана. Поляки вернулись в кинотеатры с этим фильмом. Как вы прогнозируете судьбу вашей картины в Польше и в мире?
— Это фильм о том, как христианская религия гуманизировала мир. Сегодняшний мир точно такой же варварский и его точно так же надо гуманизировать. Это проблемы, которые волнуют людей. В равной степени их волнует зрелищное, в высоком смысле, аттракционное действо.
— Я смотрела фильм сквозь призму страшных событий, которые произошли в мире в сентябре. Как вы сегодня смотрите на свою работу?
— В моем фильме «Камо грядеши» этот вопрос остается открытым. И это не просто вопрос библейский, а вопрос для каждого — «куда идет мир?» «куда иду я?». Каждый человек думает и о прошлом, и о будущем и задает этот вопрос. Это информация к размышлению, и нет прямого ответа. Есть только знак вопроса. Я хотел показать, как христианство хотело изменить мир. И неизвестно еще, хорошо это или плохо. Дело не в вере. Каждый задает себе этот вопрос и ищет на него ответ. Нашел ли кто его?
— Вы подарили миру яркие актерские имена. А кто для вас был личностью, кто изменил ваше мировоззрение?
— Петроний. Мой alter ego. Он благороден, мудр, но циничен и развратен. Эгоист, не верит ни в Бога, ни в человека. Предсказал крах варварской империи, но не видел ей альтернативы. Не хотел быть беспомощным свидетем и ушел из жизни как эгоист — покончил с собой, красиво уведя за собой еще одну жизнь. И он для меня матариал для размышления. В своем фильме стараюсь следовать размышлениям Сенкевича, но при этом учитывать опыт ХХ века.
— Как вы выбираете актеров?
— Приглашаю актера на основе каких-то психо-физиологических данных, отвечающих той или иной роли. И получаю от них то, что мне нужно.
— Позволено ли им на площадке импровизировать?
— Я работаю с актерами. Мы вместе приходили к эффекту и говорили то, что хотели сказать зрителю. Даю актеру много свободы. Для того чтобы он сам интерпретировал роль так, как он понимает. Если б я ему говорил, как играть, он бы играл для меня, а не для зрителя.
— В свете того, что происходит в мире, о чем бы вам хотелось говорить людям?
— Это очень трудно. Фильм «Quo Vadis» направил меня на раздумья, что должен сделать человек, чтобы стало лучше. Это не религия, это то или иное отношение к миру. Сейчас одной из черт нашего мира стал терроризм. И этот фильм меня заставил задуматься, как должен поступать человек, чтобы стать лучше. Это не обязательно должен быть путь веры. Каждый хочет иметь свой мир, строит собственный мир. Каждый идет к справедливости своим путем. Террористы ведь тоже пошли своим путем…
— Как вы считаете, что спасет мир — красота, добро, вера?
— Эстетика может облагородить человека. Все, что красиво, может облагородить человека. Но не знаю, прав ли я.
Вопросы Ежи Кавалеровича и его фильм дают информацию к размышлению, да и события в мире не предполагают успокоенности в виде законченного повествования. А фестиваль неделю будет жить в жестком ритме киновопросов, дискуссий, споров, будущих планов.
Открываются выставки — например, немецкого фотографа Вима Вендерса. Он много колесит по миру, и его работы тоже ставят много вопросов.
Мирон Черненко долго не мог издать свою книгу, а скромное винницкое издательство «Глобус-пресс» (идейный вдохновитель и директор — Тамара Трубникова) в прямом контакте и при помощи Александра Роднянского дало ей жизнь, как и многим другим интересным изданиям, которые были презентованы в рамках фестиваля.
Александр Рутковский соберет интеллектуалов, чтобы еще раз обсудить вопрос, как смотрится молодое украинское кино в контексте мирового.
А потом фестиваль, раздав награды победителям, незамедлительно приступит к подготовке следующего, ломая голову над тем, кто же поможет ему в организации этого международного, престижного и такого трудоемкого форума.