С 17 мая по 5 октября PinchukArtCentre в рамках проекта "Страх и надежда" объединит под своими сводами трех ярких представителей современного украинского искусства. Артем Волокитин, Никита Кадан, Жанна Кадырова в разное время уже становились обладателями премии PinchukArtCentre. И в новом проекте они представлены как известными работами, так и новыми. О страхе, надежде и непосредственно о проекте ZN.UA рассказал Бьорн Гельдхоф, заместитель арт-директора PinchukArtCentre, куратор открывшейся выставки.
- Данная выставка является платформой для украинских художников, ее цель - найти ответы на новые драматические вопросы и повороты, возникшие в современной Украине, - рассказывает г-н Бьорн Гельдхоф. - "Страх и надежда" - два чувства, знакомые каждому из нас, потому что этот конфликт вечен. Мне кажется, именно эти чувства отражают и нынешнее состояние Украины, подразумевают как риски, так и возможности, открывающиеся перед страной и ее гражданами.
- Господин Гельдхоф, как вы лично восприняли события в нашей стране вокруг Евромайдана, что думаете о нынешних баталиях на Востоке Украины? Как известно, сама жизнь родила много новых арт-трендов, тем, образов. Что, на ваш взгляд, ценно и подлинно в таких тенденциях?
- Прежде всего, я был абсолютно впечатлен неутихающими протестами людей на Майдане в защиту своих идей о лучшей Украине. Художники разных генераций, особенно молодые, из всех уголков Украины стояли в первых рядах протестов. Они принимали в них участие и как граждане, и как художники. В результате появилась целая лавина художественных практик, документальных изображений, текстов, перформансов, акций. Работы, созданые ими, принадлежат Майдану и пока не могут быть выставлены в контексте определенного арт-учреждения. Но в тот момент, когда протесты перешли в жестокое и кровавое противостояние, оставаться просто художником внутри восстания - теряет всякий смысл. А в суматохе событий пространство для художественного осмысления исчезает, его место занимает прямое действие.
- Если можно, найдите именно те слова и характеристики, которые лаконично, но точно раскроют смыслы работ Кадыровой, Волокитина, Кадана, представленных в проекте "Страх и надежда"…
- Сегодня каждый художник стремится отреагировать на то, что случилось в последнее время. Своими работами они предлагают другой, часто беспристрастный, критичный взгляд. Этот взгляд не всегда новый - как тема он присутствовал в их работах и раньше, до развития кризиса. Выставка в PinchukArtCentre создает открытую платформу для размышлений, помещая не только в текущий контекст, но и представляя те глубокие идеи, которые были присущи работам Кадана, Кадыровой и Волокитина с самого начала их творческого пути.
"Страх и надежда" начинается со второго этажа, где тремя работами, исследующими тему конфликта, представлено пространство Кадыровой.
"Атлеты" (2003) - серия фотографий, отснятых во время пребывания художницы в Крыму. Фотографий, которые "игриво" отсылают к жестокости, физической расправе и протестам.
Вторая, совершенно новая работа, созданная специально для выставки - карта Украины, вырезанная из откопанной сожженной стены бывшей советской фабрики в Шаргороде. Жанна Кадырова обращает нас к Крыму, - который в этой работе является уже отдельным куском, - как спорной территории России и Украины. Лицевая сторона карты Украины сделана из обгорелых кирпичей, а тыльная сторона покрыта старыми советскими обоями. Эта монументальная новая работа символизирует Украину как разломленную страну и, в равной степени, ссылается на распад Советского Союза в целом; на его промышленный коллапс и неизбежную независимость Украины. С одной стороны, это нация, находящаяся в центре геополитического конфликта, но также это нация граждан. Обои Кадыровой олицетворяют внезапное появление данного политического конфликта в реальной жизни. Он становится конфликтом народа.
Третья работа Кадыровой "Толпа" (2013) - собрание из 40 стеклянных витрин, в которых представлен коллаж вырезок ежедневных газет. Взяв в руки газету, художница вырезает портреты из каждой страницы и создает композицию, где люди разных социальных статусов, политических взглядов и верований становятся бок о бок. Сорок газет из разных стран мира (все датированы 2012 годом), теряют связь с текстом и языком, кроме названия, которое служит своеобразной географо-культурной "рамкой" портретов. Каждый коллаж презентует массы людей, а вся инсталляция целиком - портрет толпы. Работа становится символом текущих протестов во всем мире и отображает роль СМИ в этих конфликтах.
Никита Кадан представляет четыре группы работ, ставшие, по сути, единым высказыванием, единым жестом, который он относит к классическому музею, к формализации памяти и наследия, а также к тому, как конфликт идеологий приводит к культурной амнезии, меняющей ход самой истории. Посредством пяти экспонатов Никита выстраивает нарратив исторического музея. "Вчера, сегодня, сегодня" (2012) и "Рабочие материалы. Вина изображений" (2014) - размышления о привязке общества к наследию и (прошлым) идеологиям. В то время как "Администрация. Макет" (2014) и "Музей революции. Вина показа" (2014) срисованы непосредственно с политического конфликта в Украине.
"Вчера, сегодня, сегодня" берет начало из эстетики и архитектуры станций метрополитена советской эпохи, которые задумывались как подземные народные дворцы с высокими сводами залов и символ равности для всех. Дорогостоящие отделочные материалы и чудесные декоративные задумки свидетельствовали о превосходстве советской идеологии. Сегодня эти красивые мраморные стены отданы на откуп неолиберальной, капиталистической идеологии, превратившей эти стены в площади для рекламы на самоклеящейся пленке.
"Рабочие материалы. Вина изображений" - подборка изображений зданий и скульптур, построенных как экспрессия утраченной советской идеологии, в сочетании с андеграунд-порнографией и советскими книгами по истории искусств.
"Администрация. Макет" представляет собой мини-копию здания одесской городской администрации, где в январе 2014 года чиновники забаррикадировались бетонными блоками - акт, символизирующий страх властей перед людьми, о которых эта власть обязана заботиться. Работа олицетворяет неспособность слышать и вступать в диалог с гражданами.
"Музей революции. Вина показа" - история об Украинском доме (бывший Музей Ленина), оказавшемся в эпицентре противостояния на Майдане. Кадан "цитирует" части здания, разрушенные в ходе протестов и отремонтированные с помощью фанеры. Фасад становится в некотором смысле историческим коллажем и местом столкновения идеологий.
Последняя инсталляция состоит из группы пяти арт-объектов Артема Волокитина. "Экспонат. Неразделимое" (2014) - монументальная работа с пеплом, сама по себе уже памятник. Когда все исчезает, прах - все, что остается. Это финальная история, конец и начало, точка, где история исчезает. Эта новая серия работ с лайтбоксами - символом коммерциализации городского пространства, представлена вместе с работой "Процедурная комната" (2009-2010) и циклом акварелей, символизирующих авторитарные практики в контексте меняющихся идеологий. Волокитин в своих картинах обращается к захватывающему и эмоциональному аспекту войны, жизни и созидания. В некоторых работах внимание акцентируется на актах насилия, в частности на взрыве, в то время как другие картины связаны с пустотой и человеческим горем.
- Спасибо за столь интересный экскурс… А если выйти за пределы PinchukArtCentre и посмотреть, что интересного в других украинских музеях, галереях, культурных институциях?
- Интересна выставка "Кодекс Межигорья" в Национальном художественном музее. Это особый подход к теме, которую очень сложно изобразить в условиях все еще не утихшего конфликта. Концепцию выставки разрабатывали молодые талантливые художники Иван Мельничук и Александр Бурлака совместно с кураторами Александром Ройтбурдом и Алисой Ложкиной.
- Как один из идеологов PinchukArtCentre, что вы могли бы сказать о художественных запросах вашей постоянной аудитории - в основном, это молодое поколение украинцев…
- PinchukArtCentre всегда был открыт для публики. На протяжении последних семи лет арт-центр постоянно вносит свой вклад в развитие гражданского открытого толерантного общества, как представляя работы всемирно известных художников, так и поддерживая, и инвестируя в украинскую арт-сцену. Наш центр смог стать в Украине важнейшей платформой для дискуссий на темы современного искусства. Думаю, такой курс будет держаться в долгосрочной перспективе. Верю, что наша публика станет еще более заинтересованной, а также будет активно вовлекаться в то, что мы делаем и выражаем. Мы и в дальнейшем продолжим работу по формированию общества, способного критично мыслить и предоставлять каждому возможность для саморазвития.