PinchukArtCentre в рамках собственной премии предложил завсегдатаям подборку работ молодых украинских художников. А Национальный художественный музей Украины презентовал проект "Товарищество независимых" - возвращение уникального художественного собрания, вывезенного из Украины одесситом Яковом Переменом еще в 1919 г. (произведения молодых художников начала ХХ века). Как говорится, почувствуйте разницу - 100 лет.
По 5 января 2014 г. (включительно) в PinchukArtCentre будет проходить групповая выставка 20 номинантов специальной премии центра - первой частной общенациональной премии в сфере современного искусства для молодых украинских художников до 35 лет.
Уточняется, что специально для этой выставки молодые художники при поддержке центра создали новые проекты, отражающие их прогрессивные идеи. А собственно номинантов на премию PinchukArtCentre-2013 определяла независимая отборочная комиссия.
"Все это было, было" - так вкратце можно охарактеризовать список фамилий номинантов. И самое основное (в этом "было") - предложенные авторами художественные идеи.
"Нам, товарищи, нужны подобрее Щедрины. И такие Гоголи, чтобы нас не трогали". Это, в сущности, "концептуальный" набор ассоциаций, возникающих при добросовестном изучении экспозиции. Кстати, экспозиции качественной, довольно разнообразной. Но…
Напомню, что премия PinchukArtCentre "створена з метою відкривати, визнавати та надавати довгострокову підтримку новому поколінню молодих українських художників".
И в этом году отборочная комиссия рассмотрела тысячу (!) заявок. В итоге, как информирует релиз центра, "семь из двадцати номинантов премии PinchukArtCentre-2013 ранее уже входили в шорт-лист 2009 и 2011 гг.". "Кроме того, - говорится далее, - Жанна Кадырова стала лауреатом первой специальной премии PinchukArtCentre-2011".
Конечно, случается, что и лучшие из лучших художников, словно бабочки на свет, слетаются к одному-единственному "огню". (Особенно, если аналога этому маяку в стране нет).
Но кроме того, может случиться и такое: в компании 20 номинантов первой в стране общенациональной премии в сфере искусства (возрастом до 35 лет) не оказалось ни одного художника, чье имя не было бы широко известно. Причем еще и за пределами Украины. То есть, "концепт" данной экспозиции - в отсутствии "дебютов", имен-открытий.
Все на виду. "Рэповки" Леся Хоменко и Лада Наконечная. Известная широким кругам после "Украинского тела" Евгения Белорусец. Добрыня Иванов, Вова Воротнев, Александр Курмаз, архитекторы Мельничук-Бурлака, Мария Куликовская, чьи соляные скульптуры украшают донецкую "Изоляцию"... Кажется, все подходящие по возрасту завсегдатаи ведущих киевских (и не только) галерей, арт-центров и фестивалей встретились на улице Бассейной в районе Бессарабки. И если бы своими глазами не видела, что и помимо этого списка "раскрученных" в стране есть хорошие молодые художники, решила бы: все, провал. Контемпорари в Украине сворачивается.
А так… Некоторые циники в соцсетях злобно ворчат: "Этот центр - давно всего лишь закрытая тусовка, пропуск в которую дают снова-таки "свои" - узкий круг экспертов, заинтересованных, в первую очередь, в сохранении и развитии внутрисистемных отношений".
Кстати, злопыхатели так же на 100% уверены, что Гран-при премии PinchukArtCentre-2013 (или хотя бы одну из спецпремий) отдадут Жанне Кадыровой. В декабре и узнаем
С "прогрессивными творческими идеями" у креатур центра в этом году тоже не все хорошо. Увиденное (за вычетом пары проектов, Анатолия Белова и Николая Ридного) - как на подбор предсказуемо, ретроспективно, "политкорректно". Например, Жанна Кадырова едва ли не буквально воспроизвела советское мозаичное панно… В свое время это была просто оплачиваемая державой халтура, за которую "не стыдно". Намек?
Большинство номинантов, будто сговорившись, ушли в "концептуализм". В результате и группа Мельничук-Бурлака, и Открытая Группа, и Александр Курмаз многим напоминают Илью Кабакова. А Лада Наконечная, второй год подряд рисующая на стене стену, - целую постоянную выставку концептуалистов.
Впрочем, если предположить, что украинские таланты "подстраивались" под вкусы завсектором современного искусства Эрмитажа Дмитрия Озеркова (один из членов Международного жюри), то риторика снимается.
Многозначительные квазифилософские "Турникеты" (инсталляция Даниила Галкина), соляные колонны Марии Куликовской, явно чересчур увлекшейся Ай Вэйвэем, или пересказанные Евгенией Белорусец "былички" о житье-бытье западно-украинского села так же далеки от реалий жизни в современной Украине, как… Как, к примеру, буржуазное великолепие несопоставимо с "Пусси Райот". Или даже с "Семенами подсолнечника" упомянутого Вэйвэя.
С другой стороны, когда "контемпорари" изо всех сил старается "убаюкивать" зрителя, это как раз и есть настоящая украинская арт-реальность. И уже реакцией на "сон разума", на "сделайте нам красиво" становится вторичность произведений многих талантливых художников. Ведь изобретать "свое" или хотя бы отличаться от общей массы (как Анатолий Белов, снявший и подавший на конкурс в ПАЦ ироническую ораторию о страданиях влюбленных геев на Владимирской горке) - значит сознательно выходить из зоны безопасности и комфорта.
Впрочем, "вторичность" может и взволновать в условиях реальной конкуренции. За неделю до открытия выставки в PinchukArtCentre английская The Independent опубликовала заметку о выставке украинского контемпорари в Saatchi Gallery. "Они, похоже, в процессе поиска собственного стиля, многое кажется производным от избитых западноевропейских и американских мотивов", - пишет ее автор, пытаясь вывести "вторичность" (!) из… политической системы в Украине.
И если кто не в полной мере принял экспозицию молодых-известных украинских художников у Пинчука, есть шанс оглянуться в "молодое" прошлое украинского арта. И сходить в Национальный художественный музей на выставку "Товарищество независимых", чтобы увидеть украинский авангард почти 100-летней давности.
* * *
История открытия и возвращения на родину 86-ти работ - основной части коллекции Якова Перемена - с самого начала развивается с приставкой "медиа". И теперь получила более громкое продолжение. Вывезенные из страны в 1919 г. в Палестину картины считались утраченными. В апреле 2010 г. коллекция, выставленная единым лотом на аукционе "Сотбис", произвела фурор. Перед торгами в Нью-Йорке 14 работ привезли и в Киев. В течение всего трех дней они экспонировались в Национальном музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко.
Тогда-то "Товарищество независимых" и заинтересовало нынешних владельцев коллекции. Возможно, свою роль сыграла медийная шумиха. Хотя скорее, дело все-таки в особом азарте. (Все трое основателей фонда "Украинский авангард" - известные собиратели живописи, причем владелец галереи "М17" г-н Адамовский - один из крупнейших коллекционеров в Украине).
С 2010 г. в Украине о Якове Перемене и "Товариществе независимых" было сказано и написано довольно много. Желающих подробнее узнать историю одесского авангарда начала ХХ в. отсылаем к доступным в Интернете материалам Михаила Рашковецкого, Леси Войскун, Ольги Барковской. Чтобы не повторяться, напомню только, что картины Амшея Нюренберга, Исаака Малика, Теофила Фраермана, Израиля Мексина, Сандро Фазини (так подписывал свои произведения старший брат Ильи Ильфа Александр), Михаила Гершенфельда современники сравнивали с импрессионистами, кубистами и фовистами.
Сегодня, спустя сто с лишним лет, понятно: появлением и стилистическим своеобразием одесское "Товарищество независимых" обязано в первую очередь специфике самой Одессы. Ведь в 1900-х годах город-порт был "культурным перекрестком", где встречались художественный авангард России и Западной Европы, в частности, Франции. "Все началось с "Салонов" Издебского. Точнее, с первого "Салона", открывшегося в декабре 1909-го на улице Ланжероновской, 2", - пишет Михаил Рашковецкий. Впрочем…
История искусства в Одессе обязательно будет написана.
И, судя по всему, в ближайшее время одним из ее современных авторов станет как раз "Украинский авангард". По словам организаторов, коллекцию "Товарищества независимых" уже планируют экспонировать в разных городах Украины, России, в Западной Европе (в программе турне - Москва, Вена, Берлин, Лондон, Париж). А сразу после Киева коллекция отправится на родину, в город у моря. Также в планах - установка памятника Якову Перемену в Одессе.