Донецк, Светлый путь, «Изоляция»

19 октября, 2012, 13:12 Распечатать Выпуск №37, 19 октября-26 октября

Донецкий культурный проект «Изоляция» противится упадку и стремится сохранить индустриальное наследие региона — причем особым творческим способом.

© Димы Сергеева

Социально-политические сдвиги заметно ударили по производственному востоку Украины. Цеха заводов закрываются. Предприятия банкротятся. Однако донецкий культурный проект «Изоляция» противится упадку и стремится сохранить индустриальное наследие региона — причем особым творческим способом.

Адрес звучит, как обещание: Донецк, улица Светлого Пути, 3. Это обещание должно быть достаточно привлекательным, чтобы завлечь публику в заброшенную местность. Маршрутка №20 гремит по улицам на окраине Донецка: по левую и правую сторону от дороги расположены маленькие производственные предприятия. А вот и огромный завод с дымящими трубами — за ним заброшенные промышленные руины. У входа на стене старая желто-голубая табличка с надписью «Изоляция». 

Название осталось прежним. Но рядом разместили новую черно-белую вывеску с подзаголовком «Платформа для культурных инициатив». 

До 2009 года здесь производили изоляционные материалы, которыми в советские времена Донецк снабжал весь Союз. Сегодня за заводскими воротами иной мир, где за кучей строительного мусора и в каждом запущенном складском помещении «скрываются» произведения современного искусства. 

Два года назад фонд «Изоляция» организовал конференцию по культурной трансформации промышленных площадей. За это время было более пятнадцати проектов — выставки современного искусства, дискуссии, доклады, акции с участием детей из данного региона и экологические проекты. 

Кроме того, каждый год фонд приглашает украинских и зарубежных художников к участию в «Программе резиденций». В Донецке они трудятся над проектами, которые впоследствии воплощают на этой же площадке. Более чем семь гектаров выставочных площадей бывшего завода — подобное арт-пространство (до сегодняшнего дня) единственное в Украине.

Создатель «Изоляции» Любовь Михайлова — успешная бизнес-леди и поклонница современного искусства. Эта энергичная (и много путешествующая) энтузиастка, кроме того, что вкладывает в проект собственные деньги, смогла еще и собрать вокруг себя меценатов. И теперь подает заявки на тендеры международных культурных организаций. 

«Наш регион полон промышленной истории, и мы хотим сохранить это прошлое, — объясняет г-жа Михайлова концепцию «Изоляции». — Мы позиционируем себя как платформа для инициатив в области культуры. Это местные инициативы, которые изменяют что-то здесь, на месте, и вносят таким образом общественный вклад в современное искусство. Потому этот завод — идеальное место, а искусство — связующий элемент». 

Во время поездки в Рур — бывший горнодобывающий регион Германии — Любовь Михайлова посетила цеха таможенного союза (Zeche Zollverein) в городе Эссен. Старая каменно-угольная шахта является памятником промышленности и центром культуры в сфере дизайна и архитектуры. Уроженка Донецка не могла поверить своим глазам, когда увидела, что в магазине этого музея кусочки угля продаются по восемь евро за штуку! Она была восхищена тем, как получилось «не вытеснить» прошлое местного промышленного заката, а интегрировать его в современность и даже поднять престиж. 

…Фабричные помещения, где сейчас размещается «Изоляция», Любовь Михайлова знает с детства. Ее отец был здесь директором — и в советский период, и в непростые 90-е. «Он все делал для того, чтобы предотвратить упадок, и прежде всего сохранял так, как будто это огромный архив», — рассказывает Л.Михайлова. Игрушки из фабричного детского сада, музыкальные инструменты оркестра, в котором играли сотрудники, и многое другое. Когда дочь предложила переделать фабричные площади в музей и выставку, отец сначала отбивался руками и ногами от этой затеи: «Мы не музей! Мы — действующее предприятие!» Но когда в 2009 году фабрика вынуждена была полностью остановить производство, доводы в конце концов убедили отца. «Сейчас папа не пропускает открытия ни одной выставки». 

…Группу гостей из Нидерландов знакомят с экспозицией. Об отдельных произведениях рассказывает студент. Согласно технике безопасности, посетители могут обходить огромные выставочные площади только с сопровождением. В лабиринте серых складов и производственных помещений (между которыми груды обломков и конвейерных лент на головокружительной высоте) — экспонаты... Привлекают посетителей комбинации из постоянных экспонатов и сменяющихся выставок. Например, вновь и вновь «вспыхивают» блеском двери, пестро разукрашенные французским художником Даниэлем Бюраном. Его фирменный знак — разноцветные штрихи, ширина которых всегда составляет ровно 8,7 см. Они и здесь обрамляют сверкающие буйством красок стальные двери. Бюран работает преимущественно в общественных местах и «подхватывает» в своих произведениях характерные черты этих мест, осмысливая и визуализируя их. Лишь благодаря его обработке двери вообще становятся заметными. Хотя на протяжении десятилетий они так и стояли здесь, и их никто не замечал. В производственных и складских цехах выставки украинских и зарубежных художников: Марина Блэк, Марко Цитрон, Гомер (Саша Курмаз), Цай Гоцян, Александр Стринадко и Маша Куликовская. 

Гостевые выставки располагаются в «Мед.пункте». В прошлом — пункте медицинского обслуживания предприятия. 

Олена Червоник — куратор «Изоляции». Она родилась в Украине. Училась в США. И работать вернулась на родину. Ей принадлежит концепция актуальной выставки в «Мед.пункте» под названием «Донецк: артефакты». «Нас часто упрекают в том, что мы не обращаем внимания на промышленные традиции региона, на самом же деле все наоборот», — говорит она. 

«Изоляция» начала покупать работы местных художников по тематике советской промышленности… Одно из помещений посвящено типичным для региона изображениям шахтеров. Серия из трех произведений показывает развитие темы десятилетий. Вот картина донецкого художника Григория Тышкевича, датируемая 1968 годом, в стиле соцреализма изображающая героического шахтера. Похожая на икону картина Владимира Бауэра, созданная в 1980 году, предвещает завершение эпохи возвеличивания советского рабочего —  при пристальном рассмотрении кажется, что по его щекам текут слезы. 

Завершается серия произведением местного современного художника Романа Минина под названием «Побег из Донецка». Его лабиринтоподобная картина намекает на бегство молодежи из региона и одновременно поднимает вопрос о том, можно ли вообще покинуть родину. 

Экскурсия завершена. Нидерландцы приехали сюда познакомиться с тем, как шахтерский и сталедобывающий регион Украины относится к своей «промышленной культуре», и не скрывают восторга: «У нас тоже много индустриальных руин! Но здесь с помощью искусства в них вдохнули новую жизнь!.. На наш взгляд, это прекрасный опыт, с которого можно брать пример». 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно