В одном из писем Александра Вертинского, написанном по возвращении на родину, есть такие строки: «У меня родилась вторая дочь - Настенька. Ей уже один год и четыре месяца, а старшей Биби (Марианне) - 2 года и девять месяцев. Обе - куклы! Я счастлив». Обе дочки стали актрисами. Старшая - Марианна - больше известна театралам. Уже много лет она - одна из ведущих актрис театра им. Евгения Вахтангова, хотя начинала в кино, ярко заявив о себе в знаменитом фильме Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»).
Мы встретились с Марианной Вертинской в день рождения отца, родина которого, кстати, Киев, - это естественно предопределило тему нашего разговора.
- Марианна, тяжело нести крест фамилии?
- Я не считаю, что это крест, - иметь такого отца это большая честь. Он привил нам определенные понятия, взгляды на жизнь, вкусы, в конце концов. Что-то досталось мне генетически, что-то могу вспомнить... Когда отца не стало, мы были маленькими девочками, мне - 13, Насте - 12 лет. Вполне естественно, что мы не все понимали в этом человеке, не понимали, насколько он огромен и талантлив. У нас просто было детское чувство влюбленности в отца. Взрослея, мы обращались к его творчеству, слушали его пластинки, читали рассказы о нем, его воспоминания, и постепенно детская влюбленность выкристаллизовывалась в любовь в него как в личность. Я могу только благодарить Бога за то, что Александр Вертинский - мой отец.
- К профессии актрисы обязывала фамилия?
- Это профессия обязывает, а не фамилия, - она вся на людях. Тяжелая профессия. Тем более если ты - дочь Вертинского. В меру своих способностей и сил мы старались «держать марку». Что из этого вышло - не мне судить, но, думаю, что и я, и Настя выросли в довольно серьезных актрис.
- В отличие от Анастасии вы редко появляетесь на экране. Такая преданность театру или есть другие причины?
- Думаю, здесь много компонентов. Во-первых, я работаю в театре Вахтангова и никогда не меняла место работы. В свое время играла довольно много - до 30 спектаклей в месяц, поэтому для меня «взять картину» означало отказ от какой-то роли в театре. Но дело даже не в этом. Наверняка, особенно в молодости, если бы меня сильно привлекала роль, я бы согласилась. Просто после того, как я снялась в достаточном количестве «средних» картин, при этом работая в театре и имея интересные роли, не было надобности сниматься только ради того, чтобы сниматься. В театре я получала полную творческую сатисфакцию.
- Марианна, но ведь начало у Марлена Хуциева было таким мощным, может быть, это предопределило и человеческую судьбу?
- Наверное, ведь я не была еще даже студенткой Щукинского училища, когда меня выбрал Марлен Хуциев. Потом я уже училась, картина снималась долго. Кроме всего прочего, это была целая жизнь, потому что на картине было огромное количество талантливых людей, с которыми я познакомилась и в последствии дружила, - Андрон Кончаловский, Андрей Тарковский, Юлик Файт, Паша Филин - все они стали моими друзьями на долгие годы. Это, конечно, определило и мою человеческую судьбу, мои привязанности к определенным людям, мое отношение к жизни. Оно, конечно, менялось, расширялось, но первое впечатление было связано именно с этими людьми и с этой картиной.
- Большая удача, когда актер встречает в жизни такого человека, который будет писать «на него» или ставить для него. Не было ли у вас такого?
- Если проследить судьбы актеров, причем актеров достаточно одаренных, очень мало таких «счастливчиков». Это обычно бывает, когда складывается альянс - муж и жена, режиссер и актриса или сценарист и актриса. А так редко кому повезло, чтобы кто-то что-то специально создавал для них - у нас это было как-то не принято. А я начинала в то время, когда были абсолютно другие правила игры в этом мире. Сейчас уже проще - можно заказать сценарий, создать себе имя, если деньги есть. Но это редкие случаи. Такого культа актера, его имени, как на Западе, у нас не существует.
- А вы чувствовали себя звездой?
- У меня нет такой потребности. Интересно работать, обожаю репетиции, очень люблю процесс общения, притирки какой-то. Вообще мое любимое состояние, когда я что-то ищу, особенно если нравится роль, если хорошее сочетание: режиссер - партнер - роль... Но звездой? Я как-то никогда об этом не задумывалась - ведь и понятие «звезда» появилось в нашем лексиконе недавно. У нас теперь каждый - звезда. Это ведь тоже не так, далеко не каждый актер или актриса, имеющие успех на сцене, являются звездой. Вот на сегодняшней эстраде у нас все звезды, хотя, дай Бог, набрать из них полторы. У нас не было культа Женщины. Долгие годы кинематограф наш, опираясь на советскую философию, убирал с экрана лучшие женские качества - женственность, сексуальность, чувственность, умение любить.
- Система актерского ремесла построена на том, чтобы актер поменьше думал, что играть, лишь бы играть, так ли это?
- Актеру, конечно, необходима практика. Люди, которые очень долго выбирают, не появляются на сцене или экране, в результате теряют профессию. Тренинг необходим - умение владеть даром, общение с публикой. Даже в тех спектаклях, которые играешь уже много лет, там тоже можно что-то переделывать - тем-то и интересна профессия театрального актера. Вообще актер должен работать. У нас был такой артист - Николай Гриценко - гениальный артист, влюбленный в свою профессию. Он никогда не отказывался даже от эпизода, а эпизод у него вырастал!.. Конечно, мелькать для мелькания глупо - это ничего не дает, только опустошает душу.
- Марианна, у вас профессия отложила отпечаток на жизнь, на быт?
- Хотим мы этого или нет, она волей-неволей откладывает какой-то отпечаток. У меня много друзей-художников, может быть, именно поэтому моя старшая дочь выбрала профессию художника. Все вместе они ей помогали, подсказывали, подбадривали. Младшая поступила в Щукинское - тоже пошла по стопам родителей.
- У вас оставалось время для воспитания детей?
- Всегда относилась к этому очень серьезно. Для меня было важным - какими они вырастут, старалась уделять им много внимания, вкус развивается в общении.
- В семье существует культ вашего отца?
- Конечно, хотя они его не знали, очень радуются, узнавая что-то новое. Они не так влюблены в него, как мы с Настей, - ведь мы его помним живого, но они с величайшим пиететом относятся к его личности.
- У вас дружная семья?
- Слава Богу, семья дружная. Мы с Настей очень близки, каждый день созваниваемся, что-то вместе делаем, следим за могилой отца. И дети наши дружны между собой, несмотря на разницу в возрасте. Часто по выходным ездим вместе на дачу, устраиваем семейные обеды. В общем, хорошая у нас семья.
Приезжая в Киев, Вертинские всегда приносят цветы к дому, где жил их отец - Александр Николаевич Вертинский. Он очень любил Киев и незадолго до смерти написал о родном городе стихи. Так как книга стихов Александра Вертинского еще не издана, привожу эти стихи по книжке Б.Савченко:
Киев - Родина нежная,
Звучавшая мне во сне,
Юность моя мятежная,
Наконец ты вернулась ко мне!
Я готов целовать твои улицы,
Прижиматься к твоим площадям,
Я уже постарел, ссутулился,
Потерял уже счет годам...
А твои каштаны дремучие -
Паникадила Весны -
Все цветут, как и прежде, могучие,
Берегут мои детские сны.
Я хожу по родному городу,
Как по кладбищу юных дней,
Каждый камень я помню смолоду,
Каждый куст вырастал при мне.
Здесь тогда торговали мороженым,
А направо была каланча!
Пожалей меня,
Господи Боже мой...
Догорает моя свеча.