МАМА ДЯДИ ФЕДОРА ОПЯТЬ ДЕЛАЕТ ФЕСТИВАЛЬ

02 августа, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 29, 2 августа-9 августа 2002г.
Отправить
Отправить

Очаровательно хрупкая, всегда излучающая добрую улыбку Валерия Иваненко бессменный президент Ме...

Очаровательно хрупкая, всегда излучающая добрую улыбку Валерия Иваненко бессменный президент Международного фестиваля телевизионных программ «Бархатный сезон», совсем недавно, чуть больше месяца назад, дебютировала в новой роли. Валерия стала мамой, явив миру свое главное творческое достижение — сына Федора, которого сразу все стали называть Дядей Федором. С чем редакция «ЗН» ее с удовольствием и поздравляет.

Сын, готовясь к появлению в этом мире и появившись в нем, не только не мешал — вдохновлял и помогал Валерии готовить очередной телефорум. «Бархатный сезон», который в следующем году будет праздновать свое десятилетие, был первым международным телесмотром на постсоветском пространстве, призванным показать и проанализировать достижения и промахи самого массового из домашних зрелищ, познакомить телетворцов друг с другом, дать им возможность поспорить и определиться в путях развития ТВ.

Маршрут этого года, а «Бархатный сезон» традиционно «плавучий» фестиваль, пройдет по трем странам — Украине, России и Болгарии. Отдав швартовы в Одессе, он направится к своему торжественному открытию в Ростове-на-Дону, потом — к крымскому побережью, остановится в Ялте и Севастополе, затем, посетив болгарские города Несебр и Бургас, вернется в Одессу, где и состоится торжественное закрытие.

— Валерия, когда молоденькая девушка придумала «Бархатный сезон», он занял абсолютно свободную нишу. Все были в восторге от фестиваля. От именитых гостей не было отбоя, но привлекал интересный маршрут, никто не обращал внимания на программу, никто серьезно ее не разбирал. Несмотря на многочисленные сложности, фестиваль выжил и продолжает жить в рабочем режиме. Что сегодня представляет собой «Бархатный сезон»?

— Сразу хочу внести поправку — придумала фестиваль не я. Автором идеи был Владимир Иваненко. Как и большинства идей, которые нам удалось воплотить в жизнь. Я придумывала, каким быть фестивалю. Здесь все зависит от женщины: есть дом, его надо наполнить. Мужчина никогда этого не сделает. И еще была команда, люди, которые делали фестиваль. Название, например, придумал Андрей Козин. Нас было немного — шесть человек. Были периоды, когда жить не хотелось. Сейчас опыт показывает, что без этих взлетов и падений нельзя было бы ощутить удачу. Сложности по-прежнему существуют. Они характерны для всех фестивалей — это деньги. Еще проблема: бывает, когда мы обращаемся к коллегам с предложением выставить программу на фестиваль, они говорят: «Если наша программа победит — выставим, иначе — подрыв нашего авторитета». Такой подход погубил очень многие фестивали.

— Это требование наших соотечественников? Или бывает и с российскими и белорусскими коллегами?

— К сожалению, мы лидируем в этом. С той стороны было два-три раза от крупных телекомпаний. Видимо, огромные амбиции. Пока работает старая команда и я — не бывать этому. Лишь объективное решение жюри позволяет фестивалю жить и сохранять авторитет. И члены жюри всегда могут подтвердить, что никогда никакого давления не было. Удивляет, что подобная позиция иногда останавливает очень хорошие телепрограммы и их авторов — страх оказаться не лучшим. Суть не в том, чтобы вручить приз той или иной программе. Главное, наш фестиваль — телевизионный плавучий город. Есть возможность пообщаться с мастерами, друг с другом, посмотреть программы. Беда в том, что некоторые приезжают на фестиваль просто позагорать на солнце, поболтать. Это замечательно, но существует еще профессионализм, и неплохо бы выяснить, что мы даем зрителям, о чем мы с ними говорим. Стараюсь не смотреть программы до фестиваля, т.к. я человек эмоциональный, а морального права на кого-то влиять не имею. Но мне бы очень хотелось, чтобы были открытия.

— А какие сегодня номинации?

— Те же, что в прошлом году, добавилась только «Патриотическая программа». Может, это связано с событиями 11 сентября.

— Какие программы в этой номинации?

— Жюри должно отобрать те, в которых наилучшим образом раскрыта тема патриотизма. Не имею права разглашать. Считаю, самая лучшая программа, самая мудрая должна быть патриотичной.

— А судьи кто?

— Рада, что мы вместо людей замечательных, именитых, но не имеющих отношения к телевидению, пытаемся приглашать больше продюсеров. В этом году в жюри: директор компании «Коммуникационные стратегии и руководство проектами», член ассоциации электронных СМИ Латвии, кандидат социальных наук, преподаватель Латвийского университета Тярве Роландс; обозреватель газеты «Известия», ведущая программы «Пресс-клуб» москвичка Ирина Петровская; еще один представитель России — Евгений Гинзбург (его первые крупные телевизионные музыкальные проекты — «Бенефисы» — знает каждый); Валерий Токмаков — работал в ВИДе, сейчас представляет Канадское телевидение, он владелец, издатель одной из частных канадских телекомпаний, живет и работает в Торонто; всемирно известный режиссер Кшиштоф Занусси, который снял недавно телевизионный фильм; и, конечно, Давид Черкасский, бессменный член жюри, автор великолепных мультипликационных работ. Давид очень толерантен в общении с членами жюри. Для меня большая честь работать с каждым из них. Иногда бывают ситуации, когда свободный, умный, гениальный человек вдруг поддается желанию раздать «всем сестрам по серьгам». Я говорю: не надо, если победила программа из Сургута, то не потому, что оценили региональное телевидение, а потому, что она талантлива с режиссерской, авторской точки зрения, и вы способны разглядеть в программе, сделанной на VHSной камере, талант. И если им дать возможности ОРТ или Интера, то это будет вообще суперпрограмма.

— Часто ли победители прошлых фестивалей участвуют в следующих?

— У нас много участников, которые в разные годы получали Гран-при. Например, парень из Якутии, который сделал программу о стойбищах оленеводов. Спрашиваю: «Почему не приезжаете?» Он говорит: «У меня нет возможности привезти что-то. Я снимаю рекламу, депутатов, нет возможности снимать для себя». И таких очень много. Привозят очень много коммерческих программ. Жюри от этого страдает, всхлипывает, но смотрит. Многие считают, что я делаю не коммерческое телевидение. Почему?! Если человек смотрит хорошее кино, театр по ТВ — все должно быть. Просто отбирать нужно грамотно, учить зрителя видеть. Будут смотреть — будет реклама, вот вам и коммерция. Жалко, что не успела в этом году, хочу сделать в следующем что-то типа «Галоши» — за плохую программу. «За стеклом» — это неприлично, на мой взгляд. Нужно об этом говорить. Если какая-то газета напишет, что «Галоша» дана такой-то программе, это заставит задуматься о причинах. Есть вещи недопустимые: нельзя, например, обмануть ребенка.

— Фестиваль живет сам по себе, а как обычный телезритель может познакомиться с фестивальной программой?

— Хотелось бы отобрать лучшие из них и запустить по всем каналам — пусть зрители решают. Еще хочу сделать фестиваль молодого телевидения. Он должен быть бюджетным, чтобы ребята могли приезжать на него. Самим это все просто не потянуть финансово. Надо найти каких-то серьезных спонсоров. Как живет фестиваль? Есть идеи, хочется, чтобы он был лучше. В прошлом году сделали проект, который вел Александр Рутковский. Я слушала пленки, люди говорили о телевидении. Завтра это может стать «уходящей натурой», а сегодня очень актуально. Может, удастся все-таки издать книгу.

— Этот фестиваль проходит под знаком Дяди Федора. Ты молодая мать, ребенку 1,5 месяца. Как решаются чисто бытовые проблемы, как успеваешь? Он тоже собирается в путь?

— Сейчас чувствую физическую усталость. Но с этим можно справиться. Няня не просто няня, это моя подруга. Она безумно любит Федора, чувствую, ему с ней хорошо. Я не сразу привязалась к нему. Вначале было только чувство ответственности. А сейчас — любовь. Он меняется каждый день. Занимается йогой, к нам приходит педагог из школы раннего развития: физические упражнения, духовное развитие. Федор слушает Шуберта, Бетховена, Моцарта. Очень любит Моцарта. Таблицы, кубики, цвета и прочее. Мы говорим с ним как с мужчиной. Физические нагрузки у парня очень большие, но он очень терпеливый. Я его вечером купаю в ванной, он плавает, ныряет. На фестиваль мы его не возьмем. Мал еще очень. Но скучать буду страшно.

— Каково место детских и спортивных программ на фестивале?

— Когда мне вручали «Золоте перо», думала, что сказать? Решила, думая о сыне. Хочу, чтобы он вырос умным, сильным, самодостаточным человеком. Что даст ему телевидение? Он будет, глядя на экран, лучше себя чувствовать в современной жизни? Возможно, но уж больно много агрессии, негатива. Очень хочется, чтобы было больше детских программ. Их нужно делать так же, как для взрослых, только лучше. Детские программы — это просто кошмар. И персонажи, и все остальное. Я вспоминаю тетю Валю Леонтьеву — ушла та школа ведущих, ушла энергетика. Как она говорила с ребенком? Я люблю тебя, маленький человек, и хочу тебе очень много отдать из того, что сама знаю и умею. Современного ведущего убери из кадра — будет даже лучше. Вы сами хотите играть с такими куклами? Вы купили бы своему ребенку такой жуткий башмак с таким выражением лица? Можно сделать унитаз героем передачи, можно вывернуться, как это сделал Образцов в своем «Необыкновенном концерте». Придуманный Микки-Маус живет много лет, потому что излучает доброе начало. У Федора был день рождения, я пошла покупать ему игрушку. Есть много замечательных игрушек. Но куклы, их лица — это же скорбь еврейского народа, разве можно смотреть на них без содрогания? Где Чебурашки с выражением лица и глаз?

Ну а спорт, он замечателен и должен быть на экране. Это азарт, адреналин в крови, пример для людей. Телевидение и то, что я вижу, должно на меня каким-то образом влиять. Когда о спорте говорят часами без эмоций люди с, мягко говоря, неспортивными фигурами, становится грустно. Вспомните Котэ Махарадзе, как он говорил о спорте. Его голос, глаза. Если ты большой знаток спорта и профессионально говоришь об этом, попробуй подключить актерское мастерство, сыграть эмоцию, тогда спорт будет привлекателен.

Меня пугает агрессия, страшная, которой и пытаются зацепить внимание. Агрессия в голосе за кадром, который зачитывает анонсы, в кадре — ведущих новостей. Я переключаю канал, мне важно услышать новости, но не хочу в такой подаче, лучше в газете это же прочитаю. Новости есть новости, здесь ничего не выбросишь. Но как это подается! Все кричат. Считают, криком можно всего добиться. У меня была бабушка. Мудрее человека не знаю. Когда она начинала говорить очень тихо, мне и моей сестре становилось не по себе. Это значило, что случилось нечто очень страшное. Бабушка была эмоциональна. Но она знала, что орать нельзя. Нельзя унижать людей. К сожалению, лучшие сейчас в меньшинстве. А большинство диктует моду.

— Фестивальный праздник имеет экономическую основу, которая позволяет всех этих людей собрать, привезти, накормить, зафрахтовать корабль, который должен двигаться. Кто помогает?

— Фирма «Гарант Медиа Интернешнл» — генеральный спонсор фестиваля. ТНК в этом году стала нашим спонсором; там работают достаточно молодые люди, они способны видеть, думать. Транспортная компания «Интертранссервис» нам помогает. Фестиваль, к сожалению, пока затратный, но он может приносить деньги, например, путем продажи путевок. С другой стороны, корабль маленький, и не хочется, чтобы там были посторонние люди.

— Но ведь фестиваль, особенно на корабле — это затянувшаяся корпоративная вечеринка, где, отдыхая, все время говорят о работе?

— Надеюсь, с помощью фирмы «Злагода» так и будет, они наши единомышленники. Мы сможем сделать наш фестиваль хотя бы окупаемым.

— А как вы собираетесь проводить конкурс «зрительских симпатий»?

— Есть одна идея, об этом рано говорить. На каком канале мы ее предложим — подумаем, но очень хочу, чтобы зритель видел достойную фестивальную программу.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК