Концерт победителей

28 января, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 3, 28 января-4 февраля 2005г.
Отправить
Отправить

Из всех мероприятий, посвященных инаугурации Президента В.Ющенко, меня лично больше всего волновал концерт...

Из всех мероприятий, посвященных инаугурации Президента В.Ющенко, меня лично больше всего волновал концерт. Не только в силу специализации — за последних два месяца это понятие несколько стерлось, ведь мы так привыкли к тому, что о чем бы ни писал, непременно пишешь о политике. Просто я почему-то не сомневалась в том, что церемония в ВР так или иначе состоится, что на Майдан новоиспеченный Президент приедет и скажет речь — более или менее длинную, что не испортит настроение Майдану. Что главы церквей благословят. Что гостей приветят. Но концерт... От этого можно было ждать сюрпризов — в том числе неприятных.

Ведь мы так привыкли к правительственным музыкально-сценическим действам с их полистилией, доходящей до абсурда. Вспомните советские концерты (и нынешние российские — традиция жива), в которых после увертюры и еще одного-двух оперных/симфонических номеров, выступлений сводного хора энского военного округа, сколько-то-там-краснознаменного ансамбля песни и пляски имени имярек, двух-трех фольклорных коллективов переходили к «неофициальной» части, открывавшейся патриотическим Кобзоном (символизировавшим, надо думать, мужское начало советской эстрады), субтильной Толкуновой (не иначе как символ Великой Матери) и лирическим Лещенко — беззаботным амурчиком, витающим в соловьиных рощах. Увидев этих троих, зал оживлялся, семья возвращалась к телевизору и начиналось, наконец-то, что-то веселенькое — мастера разговорного и оригинального жанров, ВИА, Алла Пугачева со товарищи, а на излете «совка» можно было услышать даже кусочки «российского рока». Подобная традиция объединять в одном концерте смотр художественной самодеятельности, академическую музыку и попсу до последнего времени существовала и в Украине. Нашу власть можно было понять — родом она из вчера. И традиции блюла соответствующие: симфонический оркестр, хор им. Веревки, ансамбль Вирского, детки какие-нибудь («Кияночка» или детский хор), а дальше — «корифеи украинской эстрады» Иво Бобул, Раиса Кириченко, Алла Кудлай и компания, на фоне которых Тая Повалий выглядела просто рэпершей какой-то. И что интересно, ничего не имеешь лично против каждого — у всех есть свой слушатель и свое место под небесами. Но все это в одной упаковке нагоняло тоску.

Начало инаугурационного концерта во дворце «Украина» настораживало (тех, во всяком случае, кто не знал программы). Хотя «Величальная увертюра» Е.Станковича в исполнении Национального академического симфонического и Киевского муниципального духового оркестров прозвучала весьма обнадеживающе, и у слушателей в зале странным образом проассоциировалась со знаменитым свиридовским «Время, вперед». Наверное, из-за всеобщего воодушевления. А тут еще такая трогательная режиссерская находка — выбегает на сцену мальчишка, наигрывает деревянным пальчиком на рояле то ли покореженного «Щедрика», то ли обработку для фортепиано лозунга «Ющенко — так!», а потом вешает на шею дирижеру В.Сиренко оранжевый шарфик, после чего оркестр взрывается этаким бравурным и воодушевляющим.

В дальнейшем опасения, что всю привычную «солянку» не удастся впихнуть в заявленный час (а тем временем шампанское, заготовленное для торжественного приема, выдохнется, высокие зарубежные гости — тем более), потихоньку развеялись. Организаторы оказались честны — концерт действительно длился примерно час, был выдержан в преимущественно академических тонах и в то же время национального колорита в нем было вполне достаточно. Оказывается, для этого совсем не обязательно выставлять на сцену шаровары — достаточно вывести академические коллективы с народным или близким к оному репертуаром. В конце концов, в консерваториях этого репертуара в программе больше чем достаточно. Можно было только подивиться тому количеству народных песен, коими осыпали зал оперные исполнители, а также колядок и щедривок, которым отдавали предпочтение хоровые коллективы. Даже те, кто исполнял авторскую музыку, за редким исключением не выбивались из струи — «Наталка Полтавка», «Тарас Бульба», «Милана», «Запорожец за Дунаем», «Мелодия» М.Скорика, «Мазепа» Листа. Выпал из общей картины разве что 2-й концерт Рахманинова. Зато его исполнил А.Чугай, лауреат нашего конкурса памяти опять-таки нашего В.Горовица. А уж кто посмеет сказать, что неуместной была в финале «Ода к радости» Бетховена? В зале, между прочим, наряду с драгоценностями в этот момент засверкали светлые слезы. Такая вот оптимистическая нота.

К тому же публика не успела утомиться — так быстро и легко проходил концерт. Эта необычайная скорость, впрочем, далеко не всегда казалась удачным решением — местами концерт походил на брикет, в котором номер за номером идет вплотную, исполнитель едва успевает покинуть сцену, как на нее чуть ли не бегом выскакивает следующий, немедленно становится в позу и тут же начинает петь/играть. Пауз между номерами, позволяющих «разгрузить» уши после предыдущего и приготовиться к следующему, почти не было. Ведущие (О.Билозир и В.Илищук) позволили себе чуть-чуть конферанса только перед поэмой «Мазепа». Да и то, кажется, лишь потому, что нужно было объяснить присутствие в программе «не нашего» Листа. В остальном их деятельность сводилась к кратчайшему вступительному и лаконичному заключительному слову и представлению исполнителей и произведений (да и то не всех). Что, хоть и утомляло калейдоскопным мельканием нарядов, лиц и звуков, зато избавляло слух от, как правило, бессмысленных диалогов и, как правило, неостроумной пикировки между ведущими.

Неудивительно, что публике концерт понравился. Ведь дворец «Украина» — это вам не какая-нибудь филармония или оперный театр, где все зависит от репертуара и исполнения. Во дворце «Украина» все зависит от того, кто сидит в зале, какое у него настроение, с кем он встретился в фойе и в каком секторе ему выделила место служба протокола. А в зале сидели победители и те, кто успел вовремя к ним присоединиться, сцена тонула в оранжевых лучах — согласитесь, в таких условиях музыкой можно только наслаждаться. Если исполнитель «не тянет», его легко понять и простить — ведь важно не то, как он поет, а то, что он «с нами», или то, что он — символ или еще что-нибудь в этом роде. Одно удовольствие — выступать перед такой благодарной публикой, а не перед этими снобами из филармоний с их бестактными замечаниями вроде «не можешь петь — не лезь на сцену».

Сцена в этот вечер принадлежала столице нашей родины. А если быть еще более точным — Национальной опере Украины. Одиночные выходы донецкого и львовского дирижеров были, в общем, символическими. И поди разберись — то ли регионам Украины нечего показать сравнимого по качеству с киевскими коллективами, то ли слишком поспешно готовился этот концерт, то ли сами киевляне не захотели «делиться», но факт остается фактом. Птенцов своего гнезда вывели на сцену Д.Гнатюк и М.Стефюк. Судя по всему, главный режиссер киевского оперного имеет все шансы из личных друзей одного президента перейти в ранг личных друзей следующего, а посему возникают сомнения касательно перемен в изрядно подгнившей политике Национальной оперы Украины с ее привычкой к «кабинетным» решениям и любовью главного режиссера к «восстановленным» спектаклям. А почему бы и не положиться на нынешнее руководство оперного? Фактически его солисты концерт на себе держали. И выглядели при том весьма неплохо — Т.Штонда, Д.Попов, О.Дыка, О.Нагорна, — если не заслушаешься, так заглядишься. Все молоды, хороши собой и, учитывая акустику дворца «Украина», вполне голосисты.

Однако, несмотря на оперную доминанту, особую склонность публики снискали все-таки Квартет саксофонистов, Men‘s Sound и Нина Матвиенко. Несмотря на то, что с точки зрения строгих ценителей делать из колядки эдакий протестантский спиричуэл не слишком уместно (а может, это испытание на веротерпимость?). То, что Нине Матвиенко, к сожалению, петь было заметно тяжело, в зале почти не заметили — ведь именно эта хрупкая женщина, обладающая потрясающей силой духа, объездила в предвыборный период восточные области Украины с тем, чтобы своим авторитетом убедить людей поверить Ющенко. А это, согласитесь, можно приравнять к гражданскому подвигу, на который оказались способны далеко не все.

В общем, концерт вполне можно было назвать встречей единомышленников, собравшихся как на сцене, так и в зале. Кого-то это покоробило. Мол, искусство и политика — две большие разницы и не стоит поминать художнику его идеологические ошибки. Безусловно, можно только надеяться, что на статусе и творчестве певцов и артистов, на отношении к ним со стороны власти не отразятся последствия их политического выбора (в конце концов, это было их право). Но нельзя не согласиться и с тем, что на праздничном концерте, посвященном победе, имели полное право собраться именно те, кто как мог эту победу приближал. Хочется думать, что отныне статус, звания и количество выходов на сцену того или иного артиста будут зависеть только от его творческих потенций, а не от того, кого он поддерживает и насколько он близок к властным кабинетам. Хочется верить, что творческой интеллигенции удастся быстро и окончательно выдавить из себя раба и стяжателя (что, в общем, почти одно и то же). В конце концов, все мы рассчитываем на то, что финальная «Ода к радости» — пролог к великим переменам в нашей жизни, в том числе творческой.

Но самым интересным наблюдением этого дня для меня лично оказалась смена телевизионных ориентиров. Прямую трансляцию обеспечивала исключительно НТКУ, все прочие каналы пользовались ее сигналом, который, в лучшем случае, снабжали собственным комментарием. В этом не было бы ничего плохого — камеры НТКУ следовали по пятам за Президентом и освещали все основные события дня инаугурации. Но в результате из поля зрения как телевидения, так и, соответственно, телезрителя всей Украины выпал Майдан. Он появился на телеэкранах только в связи с «народной присягой» В.Ющенко — и пропал окончательно. Несмотря на то, что целый день люди не покидали его, как и в дни оранжевой революции. Несмотря на то, что это были как раз те люди, которые и стали основными ее героями и, казалось бы, победителями. Несмотря на то, что на сцене Майдана с ними были те, кто был там две самые тяжелые недели после предпоследнего тура, — «ВВ», «Океан Эльзы», «Мандры», «Тартак», ТНМ Конго, «Гринджоли» и т.д. Этот праздник оказался не так важен, чтобы дать возможность присоединиться к нему всей Украине. Несмотря на приподнятое настроение, царившее на Майдане, остался в душе какой-то неприятный осадок. Те, кто работал на этой сцене в день инаугурации, заслужили огромной телеаудитории не меньше тех, кто пел колядки для Президента. И люди в разных уголках страны имели право быть в этот день с Майданом, на котором они мерзли и рисковали собой, отстаивая свои права и право Президента на его нынешний статус. Но Майдан и те, кто грел его своим творчеством, сделали свое дело — к чему теперь тратить на них драгоценное эфирное время? Президент удалился во дворец внимать народно-академическим мотивам (серьезный человек!), а избравший и отстоявший его народ остался на улице со своими кумирами-единомышленниками. Спасибо, что они были с нами, а не пошли следом. Впрочем, в формат минкультовского действа в «Украине» они бы и не вписались.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК