- Девушка, давайте вас нарисуем!
И знаешь, что для уличного художника это самая что ни на есть дежурная фраза - а все равно приятно. Аналогичные предложения фотографов почему-то так душу не греют. Перед фотоаппаратом все равны, а художник - он же вдохновляется Красотой...
Многие великие мастера прошлого вошли в историю рука об руку со своими Музами. То есть натурщицами. Иногда женами, чаще возлюбленными, изредка просто, хотя кто теперь разберет. Рафаэль и Форнарина, Боттичелли и Симонетта, Рембрандт и Саския, Рубенс и Елена Формент, Майоль и Дина Верни, Дали и Гала... Умеют же некоторые женщины: ничего ведь не сделала, не создала сама, только посидела часок-другой в мастерской на табурете - и, пожалуйста, стала бессмертной. И уже не узнать, действительно ли у Боттичеллиевой «Весны» Симонетты были такие противоприродно роскошные волосы. И почему из двух достоверных портретов Форнарины с одного смотрит на нас святой лик Сикстинской мадонны, а с другого - развратные глаза девушки не из высшего общества. И у нормального человека не повернется язык оценивать соблазнительные формы жены Рубенса с точки зрения математического стандарта современного конкурса красоты.
А впрочем, дарованное художником бессмертие часто оказывается анонимным. Пролистайте каталоги коллекций того же Эрмитажа или, скажем, Дрезденской галереи. «Натурщица в костюме Флоры», «Натурщица в пейзаже», «Обнаженная натурщица», и так далее, и так далее. Современные живописцы, приобщаясь к традициям старых мастеров, тоже любят свои полотна подобным образом. Подчеркивая тем самым живучесть одной из древнейших профессий: Женщина, которую рисуют.
Итак, хотите стать музой? Нет ничего проще. Конечно, вот так сразу встретить на улице своего Мастера довольно проблематично, поэтому я предлагаю другой путь: перехватывайте мастеров в самом начале пути, а именно - в их альма-матер. Вам там будут рады. А выглядит все это примерно так.
В огромной аудитории чего только нет: холсты, подрамники, гипсовые головы и ноги, разнообразные сосуды, драпировки, поломанные и целые мольберты, немыслимо грязные шторы (о них принято вытирать руки и кисти). Еще есть студенты, они, как правило, в верхней одежде, потому как натопить такое помещение по нашим временам - сюжет из не строго научной фантастики. Пока кисть не выпадает из заледеневших пальцев, эти ребята самоотверженно - или не очень - работают. Работает и натурщица. Сидящая или стоящая. Освещенная софитами, если это академический рисунок, или дневным светом, если живопись. Одетая или же обнаженная. В последнем случае рядом с ней из человеколюбия ставят круглый спиральный обогреватель, в результате чего через полчаса одна половина натурщицы становится красной, а другая, соответственно, бледно-синей. Для живописной постановки это совершенно недопустимо, и обогреватель выключают. В перерыве веселая толпа студентов исчезает на перекур и возвращается нескоро, но обязательно найдется один или два фаната, которых под пистолетом не оттащишь от мольберта, и натурщице часто бывает трудно им отказать и не постоять лишних полперерыва. Кстати, перед тем, как идти в натурщицы, хоть немного позанимайтесь бодибилдингом. Подкачанные мышцы вам не помешают, если учесть, какие позы любят придавать натурщицам преподаватели. Опорная нога всегда одна, и менять ее нельзя ни в коем случае, в руку любят дать какой-нибудь предмет средней тяжести - поначалу средней, - а голова, естественно, должна быть гордо поднята. Сидящей модели тоже не позавидуешь: место для посадки - это в лучшем случае скрипящий антикварный стул, а как правило - гипсовый куб больших размеров, более твердый, чем кажется на первый взгляд.
«Очень тяжело, - вздыхает хрупкая молоденькая Оля, - а сколько платят, даже говорить смешно. Я пошла работать натурщицей, потому что поступала сюда в этом году и не прошла по конкурсу. Зато теперь я знаю всех преподавателей, когда нет работы, хожу на занятия, пишу постановки вместе со студентами. Надеюсь, что в будущем году поступлю».
Большинство натурщиц и натурщиков - бывшие абитуриенты. Иногда «на голову» позируют старички и старушки, для которых и эти несколько гривен - деньги. А вообще с натурой в художественных вузах напряженка. С одной стороны - мало платят. А с другой - общество эту профессию ставит где-то слишком уж близко с первой древнейшей.
«Мой парень не знает, кем я работаю, - говорит Оля. - Когда я рассказала подружкам, они долго хихикали, как ненормальные. А я даже обнаженку не позирую, мне же нет восемнадцати».
Когда-то список действующих лиц погрязшей в распутстве богемы выглядел так: музыканты, актрисы, художники и их натурщицы. Теперь актрис вроде бы реабилитировали. Оправдали и манекенщиц с фотомоделями - дескать, бывают и такие, а бывают приличные. А вот натурщицам что-то не везет. Ну не доходит до среднестатистического обывателя, что, если художники часто изображают своих жен и возлюбленных, из этого не следует, что любая натурщица обязана вступить в определенные отношения с живописцем. И соответственно по логике, если позирует для группы.
«Обнаженная натура - это постановка, причем самая сложная, - рассказывает студент Виталик, будущий художник. - Я к ней и отношусь, как к постановке. Если акцентировать внимание на пикантных деталях и не видеть большой формы, не разобрать светотеневые отношения, ничего не получится. Я не какой-то заученный, я могу, конечно, поболтать с девушкой в перерыве, когда она, кстати, одета, но чтобы отвлекаться во время работы...»
Конечно, трудно ждать от молодых, да еще и студентов, строгого пуританства. Друг Виталика собирается жениться на девушке, учащейся курсом ниже, а познакомились они, когда она была натурщицей. Вот примерно так и становятся Музами.
Если не претендуют на большее.