Академик Иван Дзюба - из разряда «немитинговых» интеллектуалов. Хотя ему и довелось принять участие в движении шестидесятников (и даже быть идейным рупором этого движения), а в первые годы независимости стать министром культуры, Иван Михайлович остается верен себе. Больше всего, кажется, его интересует работа с текстами - чужими и своими. А может быть, общение с интеллектуальной молодежью. Во всяком случае - труд и общение, а не митинги и пустые дискуссии. Собственно говоря, в советские годы Иван Дзюба не боролся с системой, не разрушал ее - он просто выстраивал иную систему координат человеческой жизни. То же самое он делает и сейчас вопреки «временным трудностям» нескончаемой экономической реформы.
Первый вопрос к Ивану Михайловичу - о журнале, главным редактором которого он является.
- Вы уже семь лет возглавляете журнал «Сучасність», до этого издаваемый либеральным крылом украинской эмиграции - с момента его «переезда» в Украину. Как чувствует себя журнал в современной украинской действительности? Если раньше журнал был средоточием критической мысли украинского зарубежья и диссидентского движения, то какие задачи сейчас стоят перед «Сучасністю»?
- Естественно, с переходом в Украину характер журнала несколько изменился. «Сучасність» в свое время стала популярной прежде всего благодаря тому, что, печатаясь за границей, постоянно информировала своих читателей о ситуации в Украине, публиковала так называемые самиздатовские материалы. Частично «Сучасність» уже в 60-70-е, особенно в начале 80-х (через Польшу времен «Солидарности»), возвращалась в Украину различными полулегальными и нелегальными путями и интриговала здешнего читателя - элементом неизвестного, недозволенного. С кардинальным изменением ситуации (провозглашением украинской независимости и переходом издания в Украину) все изменилось и у нас. Сегодня уже нет самиздата, уже нет возможности заинтересовать читателя демонстрацией чего-то запрещенного, острого, необычайного. Приходится совсем по-другому работать. «Сучасність» печатала материалы главным образом публицистические, философские, политические, реже художественные произведения. С переходом в Украину появилась иная задача - комплексного, синтетического представления общественного, культурного, художественного процессов. Поэтому сейчас мы много внимания посвящаем публикации прозы и поэзии. Обусловлено это еще и тем, что молодые авторы сейчас чрезвычайно ограничены в возможностях печатать свои произведения, даже очень талантливые, и мы считаем своей обязанностью давать им хотя бы какую-то трибуну. Понятно, что пытаемся избегать какого-то вкусового субъективизма, предоставляя возможность выступать писателям разных стилевых направлений. Хотя прежде всего ориентируемся на поиски, авангардные попытки (это направление в нашей литературе раньше не могло проявиться, и надо дать такую возможность сейчас).
Итак, мы печатаем прозу и поэзию авторов самых разных стилистических направлений, в то же время пытаясь широко давать и разнообразную публицистику (в том числе политическую). Некоторое время выделялся наш философский отдел, прежде всего благодаря усилиям Тараса Возняка - нашего оригинального современного украинского философа и других авторов. Но появились иные журналы, где печатают добротные философские тексты - «Политическая мысль», «Генеза», «Ї», «Дух і літера», - и многие украинские философы стали писать для них. Много внимания мы уделяем публикации материалов об украинской истории, поднимаем неизвестные архивные материалы. Очень широко представлена у нас художественная культура и жизнь искусства. Если же говорить о том, что нам удается, а что нет, какие у нас трудности, то следует сказать, что сегодня мы еще чрезвычайно далеки от того уровня, на котором хотелось бы находиться.
- Как раз о трудностях я и хотел вас спросить. Потенциальный круг потребителей украинского печатного слова очень велик, однако ныне наблюдается не только снижение тиража украиноязычных изданий, но и совершенно очевидна ненормальная разъединенность различных группировок украинской интеллигенции. В провинции не знают о том, что делается в Киеве, а в Киеве, соответственно, не знают, что делается в провинции. Что делать (не правда ли, извечный вопрос?) с таким ненормальным состоянием украинской интеллигенции и что может в этом плане «Сучасність»?
- Мне кажется, в этой проблеме можно выделить две стороны. Первая - это то, что сегодня интеллектуальная жизнь вообще и в сфере гуманистики в частности настолько разнородна, разнохарактерна, что объективно происходит размежевание отдельных групп интеллигенции. Один человек просто не в силах охватить всю гуманитарную проблематику. Таким образом, теряется интегративность, существовавшая еще в первой половине ХХ столетия, происходит разветвление общегуманитарных интересов на все более узкие группы этих интересов. Повторяю: это совершенно объективный процесс, который имеет и свои неизбежные негативные моменты. Вторая же сторона проблемы состоит в том, что вследствие известных экономических процессов произошел распад культурной инфраструктуры. Как мне представляется, сегодня творческий потенциал людей искусства и ученых-гуманитариев куда больший, чем когда-либо, но одновременно приходит в окончательный упадок и гибнет инфраструктура - и этот потенциал не может раскрыться.
Это происходит повсеместно по стране. В том числе и в столице. Киев вообще постепенно теряет лицо культурного города - тут можно привести неисчислимое количество примеров. Исчезают те структуры, где готовилась интеллигенция (начиная с художественных и музыкальных школ). Все это очень болезненно отразится на будущем. Мы видим, что перестают функционировать библиотеки, ликвидируются книжные магазины, распадается (если не распалась) вся система популяризации книжной и вообще культурной продукции. Красочные афиши с рекламами концертов поп-звезд не заменят скромной газеты «Друг читача». Системы книжной торговли сегодня фактически не существует (книжный базар на Петровке не заменит общенациональной торговой системы). Те немногочисленные, большей частью малотиражные (но художественно совершенные) издания, которые появляются в Киеве, не попадают в провинцию, а местные издания (тоже зачастую весьма и весьма интересные и по-хорошему неожиданные) - в Киев. Между прочим, интеллектуальная жизнь в регионах протекает очень оживленно. Все время то тут, то там возникают какие-то журналы, некоторые из них весьма интересные, другие - нет, одни существуют полгода, другие - год-два, а потом прекращают свое существование. Но все это происходит где-то на местах, обмена со столицей и с другими регионами не происходит.
В этот водоворот, к сожалению, попала и «Сучасність». Наши попытки продавать журнал в розницу на территории Украины пока что не принесли успеха. Некоторое количество тиража мы можем продавать в Киеве - и только. Все остальное - по подписке, а она сегодня потребителю очень дорого обходится. Таким образом, тираж наш ощутимо упал за несколько последних лет. Что тут можно сделать? Правду говоря, мне тяжело даже что-то предложить, кроме того самоочевидного умозаключения, что проблема должна решаться на государственном уровне, на уровне законодательной и исполнительной власти. Если нет возможности восстановить утраченную систему книготорговли - нужно создавать иную, альтернативную. Мы и сами делали попытки, например, создать так называемый АНЖ (Ассоциацию независимых журналов) с тем, чтобы в регионах, в областях сорганизовать какие-то ячейки распространения журналов, входящих в Ассоциацию. Но для этого нужны, опять-таки, деньги - без них дело продвигается очень медленно, хотя определенные надежды на создание своей сети распространения мы не теряем. Хотя с нынешним отношением властей и налоговых администраций к интеллектуальной печатной продукции на что-то хорошее, наверное, нечего особенно надеяться.
Что еще можно сделать? Очевидно, нужна настойчивая популяризация тех интеллектуальных изданий, которые появляются сегодня. Насколько я знаю, среди наших газет этим более-менее регулярно занимается «День». Неплохо было бы, чтобы такая интеллектуальная газета, как «Зеркало недели», постоянно отслеживала ситуацию на рынке украинской элитарной периодики, знакомила читателей с новинками философской, политологической, искусствоведческой мысли. А вообще-то нужно, чтобы этим занимались все СМИ: и пресса, и радио, и телевидение, поскольку без элитарных изданий резко «проседает» уровень всех масс-медиа.
- Иван Михайлович, давайте перейдем к другой вашей редакторской работе - к Энциклопедии современной Украины, о создании которой уже сообщалось в прессе?
- Замысел Энциклопедии современной Украины впервые возник у профессора Аркадия Илларионовича Жуковского, живущего во Франции и известного своей работой над Энциклопедией украиноведения. Он предложил издать ЭСУ, или, как она тогда называлась, Энциклопедию украиноведения-3, в качестве дополнения к предыдущей Энциклопедии украиноведения, уже известной нашему читателю по переизданию ее первых шести томов. В этой энциклопедии приведен материал где-то до середины 80-х годов, а потом в нашей истории произошло множество значительных событий. Первоначально речь шла о том, чтобы дополнить издание материалами последнего десятилетия. Эту идею поддержала Академия наук, ее президент Борис Евгеньевич Патон. Было решено силами НАНУ и Общества им. Т.Шевченко во Львове и Сарселе (Париж) создать такую энциклопедию. Но с началом работы над ней и замысел, и концепция нашего труда коренным образом изменились. Мы увидели, что необходима самостоятельная энциклопедия, независимая от всех предыдущих изданий, вышли ли они в УССР или в эмиграции. Новая энциклопедия должна давать образ современной Украины во всех измерениях, начиная от политико-экономической и хозяйственной жизни и заканчивая искусством, культурой и спортом. Это должен быть образ Украины в персоналиях, в социально-политических институтах, в процессах, проблемах, понятиях и категориях, которые характеризуют современный мир и современную Украину.
- Но ведь это очень сложная работа, требующая усилий - комплексных усилий! - ученых различных сфер знания. Какая поддержка этого проекта (кроме инициативы самих ученых) существует? Со стороны государства, со стороны негосударственных структур?
- Я должен сказать, что, кроме огромных трудностей чисто творческого характера, которые легко представить, существует еще и несметное число иных. Энциклопедия современной Украины - это не энциклопедия обычного типа, где оперируют с известным материалом, просто систематизируя его. В нашем случае нужно «добывать» материал неустоявшийся, «плывущий». Сегодня его нет, а завтра есть - и наоборот. К тому же, материал постоянно изменяется, трансформируется, и поэтому мы имеем бесконечное число трудностей. Кроме трудностей чисто творческого характера, есть, конечно же, и материальные, и финансовые, и организационные. Пока что от государства мы не получили ни копейки. Вся работа движется исключительно на общественных началах, на энтузиазме большой группы авторов: ученых, литераторов. Вы понимаете, как трудно сегодня работать, не получая гонорара (это при том, что в Академии наук платят мизерные зарплаты, если вообще платят). Но все же нашлось немало представителей различных отраслей науки, которые нам помогают. Кроме того, мы постоянно обращаемся за материалом к различным министерствам, госадминистрациям и многие из них очень доброжелательно отзываются на наши просьбы, хотя, конечно, не все. Сейчас у нас появились новые надежды. Президент Украины, с которым я имел разговор о нашей энциклопедии, пообещал на заключительном этапе, когда у нас уже все будет готово, посодействовать в выделении денег для печатания энциклопедии (потому что предварительную работу «за спасибо» еще как-то можно провести, но печатать без денег невозможно). Кроме того, Леонид Данилович согласился возглавить так называемую «Гоноровую раду» (т.е Почетный совет) энциклопедии (на Западе в подобных случаях практикуется нечто похожее). Все это дает нам определенные козыри, потому что теперь, когда мы обращаемся к министерствам и ведомствам, то там, видя такую высокую поддержку, более охотно реагируют на наши просьбы. Но, хотя дело с подготовкой энциклопедии и продвигается, работы у нас еще чрезвычайно много.
- И когда можно надеяться увидеть первый напечатанный том энциклопедии?
- Мы взяли на себя «страшное» обязательство - до конца года издать все четыре тома. Это связано еще и с тем, что в декабре отмечается 80-летие Национальной академии наук, и мы хотели бы посвятить этому празднику наше издание. Сейчас мы сосредоточились на первом томе, хотя постоянно собираем материал на все четыре тома, от А до Я. Работаем над макетом, идет техническая и корректорская работа и так далее. Словом, в ближайшее время мы хотим иметь первый том как модель всей энциклопедии. Пока что мы не теряем надежды, что до конца года осилим все четыре тома, несмотря на то, что это очень тяжелый, напряженный и неимоверно объемистый труд.