Природа щедро наделила Игоря Костолевского фактурой, внешностью, голосом, манерами. Кинофортуна быстро заприметила это, ласково улыбнулась ему, предложив непринужденно менять костюм светского гусара на сюртук. Но даже надевая футболочку сороковых годов, с нелепой шнуровкой, экран являл нам образ этакого осколочка прошлого, романтического интеллигента: мягкого, умеющего скрывать эмоции, любить, немного сомневаться, иногда побеждать. Зритель, не сопротивляясь, поддался обаянию артиста и стал ждать очередных кино- и телерандеву. Театральная палитра Игоря Костолевского, актера театра им. В.Маяковского, значительно богаче по всей гамме: от классики до В.Арро и Гр.Горина.
В одном из интервью, с присущей ему самоиронией, Костолевский как-то сказал: «Так жизнь складывается. Конечно, я мог бы играть больше и разнообразнее. Но в мой адрес чаще всего раздавались упреки в интеллигентности. Я отвечал: вы, видимо, вообще интеллигентов не видели».
- С тех пор, как вы «вступили в храм» под модный тогда шлягер «Детство мое, прощай» в роли мальчика, «обдумывающего житье», прошло много лет. Получили ли вы, Игорь, от искусства то, чего ожидали тогда?
- Что значит получил? В какой-то степени, наверное. Но сказать, что делал все то, чего бы мне хотелось, - этого утверждать не могу. Вообще, когда начинал, не представлял, что будет так, и мало что в этом понимал. Оглядываясь назад, понимаю, что какой-никакой путь пройден: и радостный, и сложный - разный-всякий. Так и должно быть, ведь мы говорим не о конечном результате, а лишь о неком этапе: оглядываешься, суммируешь, а радость начинается тогда, когда работаешь. В этом, наверное, момент наивысшего счастья. Когда это проходит, анализировать трудно.
- Что, на ваш взгляд, оказалось благодатней - кино или театр?
- Естественно, я благодарен кино за то, что оно дало мне популярность. Да я и в театр-то пришел благодаря кино, хотя я - театральный артист, учился у Андрея Гончарова. Благодаря кино очень многое постигал. Это шло как бы параллельно: в какое-то время доминировал театр, в какое-то - кино. Я не из тех, кто ругает кино, потому что люблю сниматься. Другое дело, что оно не всегда дает то, что ты от него ждешь, конечно, театр в этом смысле серьезней. Хотя бы потому, что он стационарный, тут постоянная труппа, есть какие-то традиции, культура. В кино люди собираются на картину, разные люди со своими устремлениями, найти команду единомышленников - большая редкость и трудность.
- Мужчине, который по природе своей должен брать на себя ответственность принятия решения, быть впереди, «закрывать собой амбразуру», - сложно при этом быть лицедеем?
- Не считаю себя лицедеем. В силу того, что пришел в эту профессию случайно, никогда не мечтал быть артистом. Хотя, конечно, в этом есть какая-то закономерность. Наверное, до лицедея мне многого не хватает. Я не из тех артистов (знаете, некоторым из них даже завидую), которым лишь бы выйти и играть - не важно что, не важно где, - важен сам момент выхода на сцену или появления на экране. Это - как наркотик, ощущение куража и радости. У меня этого нет. Это не значит, что могу без этого обойтись, тоже заражен этой бациллой. Но мне совершенно не безразлично, где я выхожу, что это такое, что за материал. В этом смысле очень занудный, мне бывает сложно. Я как бы не очень разделяю профессию и жизнь, настолько все переплетено. Профессия - образ жизни. Все, что делаю я - Игорь Костолевский, - это мой образ жизни. Трудно ли брать все на себя мужчине? Думаю, он должен это делать!
- Если профессия - образ жизни, то выбор, который когда-то был сделан, пусть случайно, повлиял на этот образ жизни?
- Конечно. Я мечтал быть врачом, потом учился в строительном институте, бросил его, пошел в театральный. Думаю, если бы не поступил в театральный, а стал бы врачом, была бы совершенно другая жизнь. Но сделал поступок, сказал «А», пришлось говорить «Б», любой поступок влечет за собой цепь других, которые выстраивают совершенно определенную жизнь. Я пришел в ГИТИС к Андрею Гончарову, меня стали было выгонять, возникла необходимость учиться: что-то делать, доказывать себе и другим, что не зря занимаешься этой профессией.
- Артисту без ярко выраженных внешних данных героя проще самовыражаться, он не запрограммирован внешностью. Как вы отстаиваете себя как личность?
- Не знаю, как сложится моя судьба завтра, потому что я сам по себе. Один. У меня нет команды, нет режиссера, который мог бы прикрыть, заметив, что я что-то не умею. В этом моя сила и моя слабость. Пытаюсь никому не подражать, ничего не изображать, иду всегда от собственной природы: что я по этому поводу думаю, как смотрю на это. Вот отстаивание собственного «я», если угодно, чувства собственного достоинства, - в этом и заключается. Я, конечно, слушаю режиссера, но, в первую очередь, соотношу все с самим собой - не просто кого-то играть, а чтобы это меня задевало, лично меня касалось, трогало. Чтобы зритель, глядя на экран или на сцену, понимал - это делает Костолевский, никто другой сделать не может. Может лучше или по-другому, но так - нет. На этом всегда стоял и стою.
- Вы «сотворяли себе кумиров», если да, то кто они?
- Слава Богу, у меня все-таки есть чувство юмора, иронии и самоиронии - к себе никогда не относился с «грандиозным серьезом». Но, конечно, всегда были актеры, которые вызывали у меня восхищение: Иннокентий Смоктуновский, Олег Борисов, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, их достаточно много.
- Игорь, чем вы живете, чем наполняете свою духовную жизнь, чтобы потом отдать это зрителю? Вы считаете себя интеллектуальным актером?
- Я не знаю, что такое интеллектуальный актер. Экзюпери замечательно сказал: «Единственный способ достойно прожить свою жизнь - избегать страданий». Думаю, что если артист проживает на сцене жизнь, со всеми ее ударами и радостями, - это и есть тот материал, особенно в нашей стране.
- Почему «особенно в нашей стране»?
- А потому что в нашей стране вообще замечательно заниматься искусством, потому что у нас это нечто большее, чем в нормальной, цивилизованной стране. Театр, писательство у нас - замешаны на крови.
- Сегодня тоже?
- Меньше. Теория о том, что искусство очень сильно при тоталитарном режиме, - правильная. Избави Бог, я не ратую за тоталитаризм! Но когда художник был зажат, когда ему ставили препоны, не давали работать - только в рамках коридора, - это заставляло с такой энергией пробивать и доказывать свое, что появлялись фантастические результаты. Свобода - достаточно сложная вещь, ее нужно осмыслить, ею нужно уметь распорядиться.
- В жизни Костолевский умеет страдать?
- Конечно. Эмоции изначально идут от жизни, а не от профессии. Хотя я ничем, наверное, не удивлю зрителя - у меня достаточно благополучная жизнь и жаловаться на судьбу грешно. В глазах очень многих людей я успешен, благополучен, все у меня легко и хорошо получается. Знаете, сегодня с утра мне позвонили и сказали, что умер мой однокурсник. Умирают люди моего поколения. Уже. А мы сорим словами, они проскакивают, как шелуха, не обеспеченные золотым запасом человеческой судьбы.