В столичном дворце «Украина» дали совместный концерт Монтсеррат Кабалье и Владимир Гришко в сопровождении симфонического оркестра Национальной филармонии Украины (дирижер Хосе Коллада, Испания). Перед началом программы всемирно известную примадонну приветствовал президент Виктор Ющенко, наградивший певицу орденом княгини Ольги I степени.
В одном популярном немецком издании для меломанов не так давно был опубликован чарт центровых оперных ценностей начала XXI века — список самых актуальных звезд нового музыкального поколения. Если о тройке лидеров, то на почетном третьем месте — Чечилия Бартолли, яркое колоратурное меццо-сопрано (взлет ее карьеры пришелся еще на 90-е). На втором — Анджела Георгиу: критики-острословы окрестили ее «безупречной глянцевой румынкой». А на лидирующей позиции, по версии издания, звезда Мариинского театра — Анна Нетребко, любимица Гергиева и Путина, соединившая в своем «мелоимидже» прекрасные внешние данные и тонкую музыкальную культуру. Ну а Монтсеррат Кабалье, выступившую в чистый четверг с концертом в Киеве, искать в чартах «модности», в общем, бессмысленно. Она давно в иных измерениях. В хит-парадах Вселенной или в «чартах» нашей памяти. Что, полагаю, важней, прочней, и постоянней. Когда Монтсеррат вышла на сцену «Украины» за княгиней Ольгой, то подспудное ассоциативное мышление навеяло в связи с ее образом феллиниевскую метафору «корабля, который плывет». Тут тебе войны, там тебе слом исторических эпох, здесь вообще полная неразбериха… А «лайнер» этот — гордый, прочный, величественный, сбросивший в весе, о чудо, почти тридцать килограммов (действительно мужество в 73-то года!), плывет и плывет… Причем, порою, к самым дальним берегам.
Как и в прошлый свой приезд (в июне 2004 года) Монтсеррат Кабалье, к огорчению некоторых слушателей, пела не то, чтобы не очень много и не очень долго… Пела сколько положено. Еще прославленный Ренато Брузон, когда годы брали свое, тоже исполнял в концертах шесть-семь арий — и все были счастливы. Монтсеррат на киевской сцене, если можно так сформулировать, была на удивление старательна. Прежде великий ее тембр, закаленный школой бельканто, казался особо пленителен в «пианиссимо», то есть в «низах», тогда проявляется красота и особенная драматичность ее вокала. Монтсеррат была не зажата рамками оперной постановки, находилась лицом к лицу с залом. Своим то усталым, то обжигающим тембром она пробиралась не то, чтобы к сердцам — скорее к разуму: дескать, слушайте и цените (пока пою). Исполняя испанский мелос, свой традиционный оперный репертуар, даже украинскую народную песню «Чорнії брови, карії очі», она, как лайнер, удерживала баланс разных музыкальных волн — всегда величие, всегда правильный курс... И всегда неизбежный фрагмент ностальгического видео о том, как почти двадцать лет назад она появляется на стадионе «Уэмбли» вместе с Фреди Меркьюри, звучит «Барселона» — и мир (совокупно и поодиночке) экстренно сходит с ума… После этого дуэта «взрываются» стадион и музыкальный бизнес. Возникает повальная мода на конструирование поп-рок-оперных экстравагантных тандемов, и десятки подражателей пытаются подобно ей соединить высоту жанра с легкостью его подачи и чуть позже рядом с ней появляются уже Басков, Гришко…
Владимир Гришко на киевском концерте был артистичен, скромен, галантен, пытаясь никак не затмить мега-«децибелами» оваций (доставшихся уже лично ему) почетную испанскую гранд-даму. Дескать, все мы делим пополам: фурор, аплодисменты, святую к музыке любовь.
Организаторы концерта, в их числе персонально
г-н Сергей Галузин, несколько недель держали Киев в пиар-напряжении накануне визита певицы. Почти все было заранее известно о деталях ее пребывания: где остановится (гостиница «Национальная»), с кем приедет (с мужем Бернабе Марти), где отвлечется от репетиций (в загородном доме Владимира Гришко), как произошло ее чудесное похудение-превращение (питается, в основном, кашами на молоке, много пьет чая и кофе) и т.д., и т.п… Но, увы, опять наступили на те же грабли, что и два года назад: днем с огнем нельзя было разыскать ни в фойе, ни в зале программок концерта. А репертуар сложный, не шлягерно-популярный и нашей платежеспособной аудитории (в общем-то без консерваторского образования) почти неведомый. Посему, когда решат привезти Кабалье в Украину уже в четвертый (или в шестой раз), полагаю, надо бы обязательно учесть это уже хроническое замечание.