Композитор Игорь Щербаков и дирижер-постановщик Михаил Мороз |
Центральной темой нынешнего двенадцатого фестиваля «Премьеры сезона» стала музыкальная история.
То, что киевские фестивали академической современной музыки переживают кризис, не новость. В фестивальном рейтинге пальма первенства давно принадлежит одесской акции «Два дня и две ночи новой музыки» и львовским «Контрастам». В столице же пока только изыскивают возможности вдохнуть новую жизнь в устоявшиеся формы музыкальных праздников. Показательны, например, сомнения Сергея Пилютикова, который, взявшись в прошлом году за Форум музыки молодых, представился именно как исполняющий обязанности директора. Действительно, сделать собственное открытие в жанре фестиваля стало непросто. Одесситы использовали в академической акции формы из так называемого третьего направления в культуре — марафон (джазовые фестивали), сейшен (рок) и т.п. и тем самым вышли за пределы вековой традиции серийных концертов. Если и дальше искать в области фестивальной композиции, следующим достаточно радикальным шагом окажется, возможно, только мистерия. Но у жанра фестиваля есть и иной, внутренний резерв развития — художественный критерий в формировании программы. Именно его успешно используют во Львове, и именно к нему обратились и в Киеве.
В этом году на «Премьерах» собственно премьер было не так уж и много. Более того, самые интересные фестивальные страницы заставляли оглядываться в прошлое. На концертах история музыки то примеряла новые звуковые облачения (инструментовки Евгения Станковича произведений Моцарта и Малера), то становилась объектом медитации («Диалоги» Валентина Сильвестрова), то превращалась в калейдоскоп идей (которые перетряхивались в «Мардонгах» Святославом Лунёвым); то появлялась в образе темы современной композиции (по словам Сергея Пилютикова, его сочинение «Пение над книгой» представляет собой музыкальные комментарии к теме итальянского композитора-полифониста XVI столетия Джованни Пьерлуиджи да Палестрины); то возникала как цитата минувших дней (Владимир Сиренко повторил программу, названную в 1999 году в Польше лучшей в сезоне, — 4-я симфония Бориса Лятошинского и «Метамузыка» Валентина Сильвестрова), то просто заявляла о себе (фортепианные произведения Виталия Годзяцкого и Петра Соловкина 60-х годов). Вместе с тем, именно в этом году на «Премьерах» возникла еще одна, на мой взгляд крайне любопытная тема для разговора о музыкальном прошлом и будущем.
Фестиваль начался с отчасти развлекательного концерта «Посвящение... Скотт Джоплин, Камила Веласкес, Астор Пьяццола...». Затем тема карнавала, пародии, абсурда неожиданно вплелась в общий текст акции. Перед симфонией Лятошинского Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко исполнил «Хануку» Евгения Станковича. Темой произведения стал один из самых веселых еврейских праздников, посвященный чуду горящей меноры. Через несколько дней в одном из концертов прозвучал цикл Сергея Зажитько «Песни народов мира». Общая атмосфера цикла напоминала анекдот «собрались как-то грузин, русский и араб...». Но три песни пародировали не только обывательские представления об иных народах, но и устоявшиеся музыкальные образы. Первая — грузинское застолье, вторая — оперную арию на русскую народную тему, третья — глинкинские, «восточные» вариации. В тот же день, но уже в другом концерте Валерий Матюхин вместо обещанной в программе Камерной симфонии № 3 Владимира Зубицкого, посвященной памяти Бориса Лятошинского, исполнил пьесу того же автора для электроскрипки и камерного оркестра «Чао-мучачо» (эффектную миниатюру-пародию на знаменитый шлягер «Besa me mucho»). Впрочем, именно такая подмена серьезного, высокого произведения смешной безделицей стала не только показательной для «Камераты», или фестиваля, но тенденцией в современной композиторской эстетике.
Во время «Премьер» дал свой мастер-класс композитор из Великобритании Кевин Меллоун. Речь шла о многих вещах — о том, что модернизм оказался врагом модернизма, и что многие композиторы попадают в ловушку ощущения собственной значимости для музыкальной истории; и о том, что у слушателей не должно быть чувства, что они на концерте выполняют тяжелую работу, слушая великую музыку; и о том, что желание нравиться людям — для композитора естественно... Сам того не подозревая, Кевин излагал основную идею романа чешского писателя Милоша Кундеры «Бессмертие». Мы все стремимся заглянуть за порог жизни, попасть в это самое Бессмертие. Для этого мы раздуваем щеки, выпячиваем свою боль, раны и рассчитываем на определенную компенсацию за страдания...
Что же касается современной музыки, то сегодня ее образный мир напоминает старинный жанр серьёзной оперы, где эмоции — гнев, плач, любовь, страдание строго регламентированы и имеют четко очерченные интонационные сферы. А жанр «оперы буфф», сфера комического у нас пока только разрабатывается. Впрочем, как рассказывают композиторы, посещающие европейские фестивали, там в музыке уже ощутимо больше театрального, демонстративного, парадоксального. Как и Кевин, многие зарубежные авторы предпочитают «опасность в музыке, но не опасность в жизни».
Сегодня понятие «премьеры» ощутимо раздвинуло свои границы. Так в Национальной опере Украины премьерами считаются не только первое, но и со второго по десятое представления спектакля, а также все его возобновления, реставрации, исполнения новым составом и т.п. А уж если говорить о современной музыке, то здесь единичные исполнения произведений по крайней мере еще несколько десятилетий позволят считать премьеру формой жизни современных партитур. На пресс-конференции директор фестиваля Игорь Щербаков заявил, что «Премьеры» будут нацелены в первую очередь на исполнение музыки современных киевских композиторов. Важно, что фестиваль в этом году выступил как посредник между молодыми талантливыми исполнителями и композиторами. Ярко заявили о себе ансамбль Сергея Пилютикова «Рикошет», пианисты Антон Сасько и Роман Репка, дирижер Наталья Понамарчук. Некоторые композиторы решились попробовать себя в исполнительском амплуа. В дуэте с Александром Лагошей (альт) удачно выступил в качестве пианиста Николай Ковалинас. Впервые стала за дирижерский пульт перспективный автор Елена Леонова.
А в целом нынешние «Премьеры» совсем не подстерегает судьба Орфея. Оглянувшись назад, фестиваль ничего не потерял.