Не будет преувеличением, если сказать, что последние три дня апреля превратили Киевский Дом кино в независимое и самоуправляемое царство голландской культуры. Дело в том, что посольство Нидерландов в Украине совместно с фондом «Культура, наука и искусство», Украинским гуманитарным фондом провели здесь смотр самых лучших фильмов, снятых в этой стране за последнее время. Пожалуй, Дни голландского кино в Украине стали наиболее масштабной культурной акцией из тех, что осуществила родина Рембрандта и Стеллинга в наших краях. Ведь продемонстрировали не только игровые, но документальные и анимационные работы. Параллельно этому прошел двухдневный семинар на тему «Молодежь и общество», где речь заходила о весьма широком спектре социально-культурных проблем - от международной торговли женщинами до собственно кинематографического творчества молодых в Европе. Украинская сторона также поучаствовала в проекте: фильмом «Встреча с химерой» С.Дьяченко (о проституции несовершеннолетних) и показом мод, организованным киевским «Клубом четырех». Новые модели одежды из коллекций Виктории Кратохвиль и Елены Базык засвидетельствовали их чувство меры и такта, работы Ирины Лукьянович отмечены «заграничьем» фантазии, а Евгения Литовченко - тонкой изысканной шуткой. Эта акция студентов Государственной академии легкой промышленности Украины стала праздником в празднике, объединяющим звеном между культурами наших стран.
Со времен великого Йориса Ивенса нидерландская кинодокументалистика считается одной из самых авторитетных в мире. Неспешное созерцательное любование фактурой и вещностью мира, педантичное коллекционирование зримых примет разнообразного и сходного - все эти особенности присущи тем работам, которые привезены в Киев: «Мосты», «Нидерланды», «Купленные и проданные», «Гуляющие и мечтающие» и др. Особо стоит сказать о восьмиминутке «Зима в Зюйдервуде». Лента строится на параллельном монтаже сверхкрупных планов коровы, коротающей зиму в теплом хлеву, и кадров того, что животное видит в оконце. Снаружи идет какое-то упорядоченное, чуть ли не механическое движение людей, автомобилей, собак вдоль геометрически четкой сетки каналов. Внутри, в стойле - загадочная концентрация энергии, проглядывающей в огромных зрачках буренки, в ее тяжко вздымающихся боках и влажной пасти, нескончаемо и мощно жующей нечто. Все это пристально рассмотрено лишь для того, чтобы в финале передать простую, воистину животную радость бытия - в безумстве коров, которых по весне впервые вывели на волю.
Мультипликация Голландии известна меньше, и, честно говоря, мне не удалось заметить специфики, выделяющей ее на общеевропейском фоне. Например, «Дада» - это четкая по мысли и графике притча о трагикомическом апофеозе чрезмерной начитанности в современном мире. Однако подобное не раз видено у других.
Тематически и жанрово разнообразной показалась программа игровых фильмов. «Путешествие Тейта» - социально-криминальная драма, в которой замешан роттердамский бизнесмен, купивший у мафии русский корабль-банкрот вместе… с его обнищавшим экипажем. «Другая мать» - психологическая драма, где фигурирует иная постсоветская страна - Латвия. Специфический тематизм просматривается и в подборе других лент. Так, в трех картинах - «Платье», «Выход» и «Сестренка» - сюжет строится на том, что посредником и мерилом в страстях людей выступают неодушевленные предметы. В первой картине - магическое платье, стимулирующее эмоциональные возможности персонажей; в двух последних - видеокамера, подчиняющая себе своего владельца. Возможна ли сама по себе, без диктатуры морали, мера в чувствах? Каковы пределы влияния вещи на человека? Думаю, о том и речь в «Сестренке», признанной в Нидерландах лучшим национальным фильмом прошлого года. Здесь молодой герой маниакально отождествил себя с видеокамерой, сквозь которую он общается с окружающими, одновременно фиксируя их на пленку. Консервированную таким образом жизнь он хранит в личных архивах - овеществленной памяти. Это создает иллюзию власти над неумолимо ускользающим временем и как бы придает смысл всему существованию. Ведь пленку при просмотре можно открутить назад, остановить и даже перемонтировать, чтобы избежать нежелательных смыслов. Между тем в прошлом юноши - гнетущее воспоминание о кровосмесительном влечении к собственной сестре. Только выключив камеру, видеоманьяк способен очутиться в реальном мире, где самое главное интимно и происходит вовсе не для съемки.
Высочайшая кинематографическая культура голландских киноработ и их внедренность в самые чувствительные зоны европейского менталитета конца ХХ века - все это превратило, по-моему, дни голландского фильма в Киеве в своеобразный мастер-класс для украинской кинематографии, которая сегодня выглядит растерянной и тотально опустошенной. За одно это авторы и организаторы Дней заслуживают нашей самой глубокой признательности.