Эдвард Клюг: "В балете больше нет четких правил"

12 июня, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск № 21, 12 июня-19 июня 2015г.
Отправить
Отправить

Один из популярнейших в мире хореографов Эдвард Клюг готовит в Украине премьеру балета "Stabat Mater". Это еще один амбициозный проект Дениса Матвиенко на родине. Накануне премьеры и всеукраинского тура Эдвард Клюг рассказал ZN.UA о том, каким видит современный танец и хореографическую школу.

Эдвард Клюг: "В балете больше нет четких правил"

Один из популярнейших в мире хореографов Эдвард Клюг готовит в Украине премьеру балета "Stabat Mater". Это еще один амбициозный проект Дениса Матвиенко на родине. Накануне премьеры и всеукраинского тура Эдвард Клюг рассказал ZN.UA о том, каким видит современный танец и хореографическую школу.

Эдвард Клюг окончил Национальную балетную школу в Клуж-Напока (Румыния) в 1991-м. И сразу был принят в Словенский национальный театр в Мариборе в качестве премьера: он исполнял классический современный репертуар. Как хореограф дебютировал постановкой "Танго" в этом же театре. Вскоре стал худруком. Каждая хореографическая работа Клюга всегда вызывает неизменный интерес балетных критиков, просто искренних ценителей хореографии.

Новый проект Клюга "Stabat Mater" ("Мать скорбящая стояла" - по названию средневековой секвенции), над которым работает Денис Матвиенко с коллегами - балет без мишуры, волнующий зрителя чистотой и надеждой.

Как говорит сам хореограф, именно надежда и стала для него ключом к пониманию авторского текста Джованни Перголези, чья кантата 1736 года легла в основу балета.

- Почему именно "Stabat Mater"? - переспрашивает Эдвард Клюг. - А я сам задавался этим вопросом, когда получил приглашение от балетной труппы мюнхенского Государственного театра на площади Гэртнерплатц поставить новый проект. Именно они и предложили Перголези. Меня заинтриговал подход Перголези к библейскому эпизоду, описывающему страдания Богоматери у креста. Его музыка - такая чистая, радостная. Я, правда, почувствовал при этом некую иронию. И это стало своеобразным путеводителем в процессе работы. И вот мой вывод: "Stabat Mater" вовсе необязательно повествует о боли в один из самых драматичных моментов библейской истории… Ведь у Перголези речь идет о последствиях боли. А ее последствие - надежда!

И вот я взял эту идею - надежды - за ориентир. При этом стараясь не ограничивать свое восприятие литературным текстом, звучащим в кантате. Вместо этого я пошел путем воссоздания библейских эпизодов через собственное ощущение, следуя музыкальной логике….

- Эдвард, в украинской версии "Stabat Mater" все главные мужские партии будет исполнять Денис Матвиенко. В то время как в оригинальном варианте спектакля партии были поделены между несколькими мужчинами.

- Да, в украинском балете зритель следует за одним героем весь спектакль, проходя все этапы этой вневременной истории. На герое сконцентрирован основной посыл балета. Герой соединяет в себе все линии.

- Многие из участников нынешних балетных проектов приходят на кастинги без определенного профессионального образования, без опыта работы на большой сцене… Как вы относитесь к такой тенденции?

- Подобная ситуация стала нормой для мировой балетной практики. Сегодня уже необязательно проводить долгие годы у балетного станка для того чтобы попасть на большую сцену.

В моей труппе (Ballet Maribor - А.С.) все танцовщики имеют классическое образование на разных уровнях. Лично я в прошлом сотрудничал с современными и альтернативными балетными труппами, не имея большого опыта в классическом балете. Впоследствии эти навыки пригодились мне в работе с классическими танцовщиками, благодаря этому я мог открывать новые измерения в хореографии. Любой танцевальный опыт может быть подарком судьбы, главное - уметь правильно отобрать то, что ты включишь в свой артистический багаж.

Значительно меняются и параметры соответствия понятию "идеальный артист балета". Мне периодически приходится отбирать новых танцовщиков для Ballet Maribor. Поймите, больше нет четких правил. Все зависит от каждого конкретного танцовщика, как сильно он и его тело могут раздвинуть привычные представления о балете.

- То есть надо понимать так: классический балет вынужден считаться с новыми правилами игры?

- Современный танец уже давно стал только частью учебного процесса в большинстве западных школ классического балета. При этом существует огромное количество взглядов на то, что же представляет из себя современный танец, что мы вкладываем в это понятие в каждом отдельном случае. Как бы там ни было, я считаю, для юного танцовщика современный балет открывает новые горизонты и позволяет освоить искусство танца под разными углами.

Современный зритель ждет от балета истории. Это легко объяснимый феномен, зрители просто хотят испытать радость во время представления. И в этом смысле классический и неоклассический балеты выступают синонимом красоты…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК