Сегодня (8 сентября) - День украинского кино. Праздник. Для кого-то со слезами на глазах, для кого-то - возможность вспомнить лучшее, чем жил наш кинематограф в приятные и сложные годы. А для кого-то - повод опрокинуть рюмку, поскольку удалось «выиграть» шанс на государственное финансирование своего проекта (по итогам недавних питчингов).
Поскольку праздник является праздником, договоримся говорить о положительном (для критики и полемики тоже будет время, в следующих номерах ZN.UA). Впрочем, положительные тенденции в современном кинопроцессе действительно прослеживаются. Заметно увеличилось финансирование на киноотрасль. В запуске несколько десятков кинопроектов разных жанров. А на днях даже были в состоянии определить фильм от Украины на будущего «Оскара» - «ТотКтоПрошелСквозьОгонь» (режиссер Михаил Ильенко).
По словам председателя Госкино Украины Екатерины Копыловой, финансирование киноотрасли Украины на 2012 год составляет 113 млн. грн. на государственный заказ и 50 млн. грн. - на государственную финансовую поддержку производства и распространения национальных фильмов. Уже в следующем году будут попытки профинансировать отечественный кинематограф еще лучше.
- Госпожа Копылова, какие из ранее запущенных кинопроектов (еще до вашего прихода на должность) может реально увидеть зритель уже в нынешнем году?
- В октябре этого года мы ожидаем всеукраинскую премьеру полнометражного фильма режиссера Валентина Васяновича «Обычное дело» («Играете ли вы в шахматы»), производство которого началось еще в 2007 году. У фильма уже есть награды: картина была представлена в международном конкурсе III Одесского международного кинофестиваля и получила специальный приз жюри и приз Международной федерации киноклубов.
Вторая лента, которая планируется к показу осенью этого года - украинско-немецко-сербский копродакшн под названием «Истальгия». Эта лента создана уже по результатам питчинга первого конкурсного отбора, состоявшегося в августе 2011 года. Режиссер Дарья Онищенко сняла социальную драму на тему эмиграции. Картина создавалась в трех странах и имеет три сюжетных линии: украинскую, немецкую, сербскую. Думаю, фильм будет интересен украинским зрителям.
В общем, по результатам первого конкурсного отбора 2011 года в производстве находятся двенадцать полнометражных фильмов. Восемь из них - копродукционные проекты: практически у всех украинские режиссеры. Большинство этих картины уже закончили съемочный процесс, поэтому зритель увидит их на киноэкранах в 2013 году.
Также в «наследство» по обязательствам прошлых годов мы получили полнометражный анимационный фильм «Кто боится дядюшку Бабая» производства ГП «Украинская студия анимационных фильмов». Сегодня он тоже находится на этапе завершения съемочного периода. По результатам первого конкурсного отбора на «Укранимафильме» создаются первые ленты сериала «Приключения Котигорошка и его друзей». Продолжается финансирование проекта «Моя страна - Украина» студии «Новаторфильм» - пластилиновой анимации под руководством известного мультипликатора Степана Коваля. Уже готовы восемнадцать из двадцати шести серий. По результатам первого конкурсного отбора начата работа над новым проектом под его же руководством - сериалом «Профессионалы». Только что закончилась работа над сериалом для самых младших зрителей - лентой «Эскимоска» режиссера Алексея Шапарева, состоящей из двадцати шести пятиминутных серий.
Что же касается документальных фильмов, то уже завершена картина Александра Балагуры «Время жизни объекта в кадре». Это серьезная документальная полнометражная работа с особой эстетикой. По результатам новых конкурсов, ГП «Украинская студия хроникально-документальных фильмов» и Национальная кинематека Украины тоже снимают документальные проекты.
Поскольку одним из приоритетных направлений развития киноотрасли в Украине задекларировано развитие детского кинематографа, в рамках второго конкурсного отбора кинопроектов на получение государственного финансирования был объявлен конкурс детских проектов. По его результатам в производстве сегодня находятся пять полнометражных разножанровых лент для детей и юношества. Это и фильм-сказка по рассказу Владимира Короленко «Йом-Кипур» - новогодняя мистерия для детей, юношества и их родителей, над которой работает режиссер Виктор Гресь. И полнометражный музыкальный фильм «Трубач» Анатолия Матешко, и детская лирическая драма о первой любви «Пилот и артистка», которую снимает Надежда Кошман. И, безусловно, фильм «Иван Сила» режиссера Виктора Андриенко, съемки которого начались несколько недель назад. Это будет костюмированная приключенческая история об украинском богатыре, сильнейшем человеке ХХ в. Иване Фирцаке. Главную роль в фильме исполняет чемпион Украины по пауэрлифтингу Дмитрий Халаджи. Кроме того, что Дмитрий внешне похож на своего героя, очень схожи и их судьбы. Сценарий фильма, созданный в сотрудничестве Виктора Андриенко и Игоря Письменного, стал победителем международного литературного конкурса «Коронация слова» в 2012 году как лучший сценарий детского фильма.
- Вы упомянули о начале съемок «Ивана Силы» на студии Довженко, но в то же время некоторые режиссеры ропщут, что эта студия не всегда поддерживает киноинициативы. В частности, такое мнение высказал режиссер Слабошпицкий в интервью ZN.UA. Удовлетворены ли вы лично тем, как главная студия страны и ее дирекция используют огромные площади в центре столицы?
- Киностудия имени Александра Довженко носит статус Национальной. Это государственное предприятие, которое много лет было флагманом украинской киноиндустрии. Все, что сегодня происходит в киноотрасли Украины, безусловно, касается и Национальной киностудии имени Довженко. В течение последних десятилетий у отечественного кинематографа было множество проблем. Мы утратили фактически два поколения украинских кинематографистов. Помню студию в 90-х. Тогда это был абсолютно живой организм, сердцевина кинематографической жизни, где проходил постоянный кинодиалог…
Поэтому считаю некорректным вести речь о киностудии имени Довженко только в разрезе использования площадей в центре столицы. Главная задача Национальной киностудии имени Александра Довженко сегодня - стать неотъемлемым звеном новой украинской киноиндустрии.
Сейчас довженковцы завершили ленту «Мама, я летчика люблю» (режиссер Александр Игнатуша). В производстве на студии Довженко находятся пять режиссерских дебютов, два из которых - полнометражные. Два из пяти упомянутых мной детских фильмов производятся как раз киностудией имени Довженко. Эти фильмы разные по жанру, по хронометражу, но служат одной цели - созданию нового поколения украинских кинематографистов.
Хочу обратить внимание на еще одно важное направление деятельности агентства - реставрацию классики украинского кинематографа. Госкино вместе с Национальной киностудией имени Александра Довженко и Национальным центром Александра Довженко уже отреставрировало двадцать восемь фильмов украинской киноклассики. Четырнадцать из них - немые ленты выдающихся украинских режиссеров начала XX века. Эти картины получили вторую жизнь: к отреставрированным фильмам написали современное музыкальное сопровождение, что придало шедеврам новое, соответствующее сегодняшнему дню, звучание.
- Какой сегодня в Украине наиболее «бесценный» кинопроект (из всех, которые есть в производстве)? То есть сверхзатратный.
- Самым дорогим является фильм Леся Санина «Кобзари». Это история, взгляд на прошлое с позиций сегодняшнего дня. Производство этого фильма было начато в 2008 году, его бюджет составляет около 16,6 млн. грн.
А среди картин-претендентов на государственное финансирование по результатам трех конкурсов наиболее дорогим является детский фильм «Трубач» Анатолия Матешко. Поскольку это детский проект, он финансируется государством в стопроцентном объеме. Бюджет фильма составляет 16 млн. грн.
- Какое-то время вы поддерживали идею копродукции с зарубежными странами. Как сегодня реализуется эта идея?
- Я и сегодня поддерживаю идею общего с другими странами кинопроизводства. Сейчас в копродукции создаются восемь кинопроектов из числа победителей конкурса на получение государственного финансирования. Например, студия «Интер-фильм» снимает ленту «Параджанов»: это копродукция Украины, Франции, Грузии, Армении, причем украинский вклад является самым большим. Над картиной работают два режиссера: украинский - режиссер и автор сценария Елена Фетисова и французский - режиссер и исполнитель главной роли Серж Аведикян. Картина уже находится в монтажно-тонировочном периоде и выйдет на экраны в 2013 году.
Киностудия «Гагарин медиа» работает над фильмом «Болезнь любви» совместного производства Украины, Франции и России. Картина под названием «Люби меня» украинской компании «Татофильм» создается совместно с Францией и Турцией.
Вклад украинской стороны в производство совместных проектов может быть от 20 до 80%, но, в соответствии с Законом Украины «О кинематографии», доля государственных средств не может превышать 50%. Замечу, что в рамках проведения нынешнего осеннего конкурса для кинопроектов совместного производства запланировано провести отдельную сессию.
- Недавно отказался от съемок фильма «Алмазный крест» режиссер Сергей Маслобойщиков. Хотя на него были выделены украинские деньги. Кто продолжает эту работу? И может ли этот фильм и в дальнейшем считаться «украинским»?
- «Алмазный крест» - проект, освещающий сложную тему. Это история жизни и подвига Святителя Луки - Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, талантливого врача и архиепископа, исцелявшего человеческие душу и тело. Мне очень жаль, что Сергей Маслобойщиков вышел из проекта. Но принципиальная позиция Госкино неизменна: режиссер фильма должен быть украинским, поскольку большую долю его бюджета составляют украинские средства. Кроме государства, проект финансируется также украинским инвестором. И производитель, и инвестор заинтересованы в том, чтобы «Алмазный крест» был украинским проектом, снятым в копродукции. И фильм, безусловно, будет именно украинским, потому что он снимается на территории Украины, имеет украинского продюсера, украинского режиссера, украинского оператора, в производство вовлечены украинские актеры.
- Предусматривают ли украинские авторы будущих кинолент хоть какую-то их адресность? Для какого зрителя они создаются? Ведь сегодня кино условно распределено на мейнстримное, попкорновое и авторское.
- Предусматриваем адресность в новых требованиях конкурсного отбора. В соответствии с ними каждая творческая группа должна абсолютно четко понимать, для кого она создает свой проект. Я неоднократно говорила, что фильм создается именно для зрителя. А это может быть зритель и авторского кино, и массового.
- Вам не кажется, что сегодня много бюджетных средств тратится на поездки наших кинодеятелей на западные кинофестивали? Не лучше ли эти деньги тратить на кинопроизводство?
- Во-первых, бюджетная программа создания и распространения национальных фильмов и бюджетная программа осуществления концертно-художественных, культурологических мероприятий в сфере кинематографии - абсолютно разные бюджетные направления. Средства из государственного бюджета направляются отдельно на производство и распространение национальных фильмов и на промоцию страны как кинематографического государства.
Во-вторых, популяризация кино осуществляется как на территории нашего государства, так и за ее пределами. Наша задача - презентовать кинематограф Украины на больших фестивалях класса «А».
В этом году для организации работы национального стенда на Берлинском кинофестивале было выделено 100 тыс. грн., украинский павильон в Каннах стоил 500 тыс. грн.
Каннский павильон был «кинопосольством» Украины площадью в 25 кв.м, который представлял всю индустрию кино Украины - акции, фестивали, компании-производители, кинолокации, фильмы. Хочу сказать, что многие договоренности достигаются именно в рамках фестивалей, потому что на таких событиях присутствует весь киномир и это значительно упрощает поиск иностранных партнеров.
По сравнению с бюджетом, предусмотренным в 2012 году на кинопроизводство (163 млн. грн.), на проведение культурно-художественных мероприятий в сфере кинематографии выделено только 5 млн. грн. Считаю это минимальной суммой, поскольку промоция киноискусства нуждается в значительно больших средствах.
- Кого бы вы могли назвать «боевым отрядом» украинского кино из числа режиссеров, способных создавать сегодня конкурентоспособный национальный кинопродукт?
- «Боевым отрядом»? А «боевого отряда» еще нет - мы только что объявили призыв. Я не хотела бы сейчас называть конкретные имена. Скажу одно: украинскому кино необходимо формирование молодого поколения украинских кинематографистов.
Государство должно предоставить возможность молодому режиссеру проявить талант и реализовать свои идеи. И если из десяти дебютантов, которые получат государственное финансирование по итогам конкурсов, хотя бы один снимет талантливую, профессиональную, яркую работу, то в течение нескольких лет из таких людей сформируется новое поколение. Оно и станет «боевым отрядом» украинского кинематографа.