Провинция - великая претензия.
Она наступает, когда над большой столицей край неба так ржав и багрян, с державой что-то случится, постигнет страну ураган. Ураган движется из регионов.
Евген Найден из Черкасс
Город оккупировали поставангардисты. Прошлым летом они обернули расписными холстами колонны административных зданий. Живописные протуберанцы легли на асфальт площади, где некогда пионеры и счастливые трудящиеся салютовали вождю. Монумент, свято оберегаемый властями, до сих пор стоит там, с изумлением взирая на вероотступников.
Черкассы - город будто бы сонный или, как пишет один из поставангардистов Е.Найден: «Городок отставников и мелких подрядчиков... Улицы, домики. Что там внутри зелени кварталов, растений, животных, людей?.. Жизнь?.. У місті проживания - дух гноблення. Тікай з того подвір'я, бо там все молоко випила чорна гадюка. Ніхто не знає, коли згасне зелене око земляної риби». Вместе с тем, по законам постмодернистской парадоксальности, Черкассы - город творческой необузданности. Художественные акции Владимира Яковца и его друзей не оставляют сомнений в могучей, воистину шевченковской энергетике черкасских художников и писателей - модернистов. При виде росписей В.Яковца, измеряемых сотнями метров, конечно же, возникают образы Диего Риверы, Михаила Бойчука, а то и гигантомания ацтеков. Перформансы В.Яковца, как и полагается трансавангардисту, построены на остром соединении традиционного сюжета, «цитаты» из классики с новой формой.
В акции с претенциозным названием «Лицо эпохи» соединилось взаимоисключающее. Образы, выхваченные из «Пророческого чина» Андрея Рублева, сошлись в «живописном диалоге» с героинями классициста - Энгра, сюрреалиста - Дали, с... портретами градоначальников нынешних Черкасс. Зрелище душераздирающее. Изобразительный коктейль, по терминологии автора - гиперспектральная живопись, подавался в мощном звуковом и световом сопровождении. Восторженные аплодисменты неоднократно аккомпанировали динамическим фигурам - вращающимся пропеллерам, крыльям мельниц, движущимся скульптурам, пиротехническим сюрпризам Валерия Мальского.
В светозвуковом «меню» зрителям было предложено отведать: «Барбацуцу. Праздник маразма. Селектор Иллюзий. Ловушку для невинных» и многое еще. Поставангардистский акцент усиливало само место экспозиции - здание бывшего обкома КП в Черкассах, ныне - художественный музей города. Акция удалась на славу. Постмодернисты наконец-то присоединили Черкассы к Нью-Йорку и Берлину.
Владимир Яковец давно срывает восторги публики. В его «декорациях» почти месяц в «кайф» работала киевская дискотека. Ранее - 30 мая 1998 г. состоялась эпическая акция «Голгофа». Почти полукилометровый крест, составленный из расписных щитов, лежал на черкасских холмах, напоминая взлетную полосу для некоего фантастического объекта. Акцию сопровождало пение, чтение стихов и покаяние художника. Чем не футурист - Давид Бурлюк 1912 года и его художественные действа на хуторе Гилея? Акция одного дня В.Яковца сохранилась на фотографиях и в литературной интерпретации Е.Найдена: «Голгофа». В мені народжується Бог, поступово однімає душу і повнить груди холодом і світом мене донищує... Известно,что постмодерн беспомощен как обезьяна. Поэтому были приглашены два оперных певца с неплохими голосами (они за кадром). Слова песни: «Вперед то под гору, то в гору бежит прямая магистраль. Как разве только жизни впору все время рваться вверх и вдаль»... Далее - ария Люцифера: «Земля Святого Духа Сина і Вітця, ще не втекла із-під ножа немов вівця». Дальше - церковный хор (магнитофонная запись).
Уже ночью, когда холсты от влаги начали скручиваться, прилетели ангелы и фосфорический ветер прошелся по полотнам: они засветились... Актеры же праздновали окончание трудов. «Евхаристия, как вечный полдень длится - все причащаются, играют и поют...». Сквозь праздник звучат слова раскаяния. Художник (голос за кадром): «Христос! Прости меня, я болен, я богохульствую, я лгу. Твоя раздробленная голень на каждом чудится шагу». Вопрос (голос за кадром): «Где он Бог?» Бой трансценденталистов и детерминистов в музее одиночества - бесполезен. Реальность одна. И всех равняет знаком сходства, приметой Божьего перста, одно великое сиротство, одна великая тщета». (Занавес). «Тени великих и невеликих Художников исчезают. Голоса Поэтов умолкают».
Победа остается за трансавангардистами! В перформансах
В.Яковца нынче участвуют не только таланты и поклонники. Но и отцы города. Новое мышление в Черкассах... состоялось.