БЕСКОНЕЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С КАХИ КАВСАДЗЕ ПО ТЕАТРУ И КИНО…

18 апреля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 16, 18 апреля-24 апреля 1997г.
Отправить
Отправить

Грузинский национальный академический театр им. Шота Руставели в особых рекомендациях не нуждается...

Грузинский национальный академический театр им. Шота Руставели в особых рекомендациях не нуждается. Его спектакли вписаны в скрижали мировых театральных достижений, а имена художественного руководителя и главного режиссера театра Роберта Стуруа и актеров известны и любимы далеко за пределами бывшего Союза. Каждая встреча с тбилисцами - событие для зрителей, профессионалов и любителей, весьма неординарное. Завершившиеся недавно гастроли - не исключение, но для… узкого круга.

Гастроли организованы под патронажем госадминистрации г. Киева, Главного управления культуры госадминистрации, при участии театра «Дружба», «Центра Проминь», Государственного театрального агентства. Генеральным перевозчиком выступили «Авиалинии Украины» при финансовой поддержке компании «Ват-Прилуки», торговой марки «Гетьман», Фонда содействия искусств в Украине, группы «Украгробизнес». Почему этот роскошный подарок не был по достоинству оценен киевлянами - для меня загадка. Конечно, не было достаточной и качественной информации, немногочисленные афишки, напечатанные мелким, убористым шрифтом, сильно отличались от ярких зазывных плакатов менее привлекательных, на мой взгляд, гостролеров. Не касаясь финансовой стороны похода в театр, невольно возникает вопрос - что с нами происходит? Мы «переели» искусства? Или не в состоянии отделить качественный продукт от «осетрины второй свежести»?

На пресс-конференции перед началом гастролей, устроенной «Фильм-маркетом», главный режиссер Театра на Подоле Виталий Малахов рассказал вкратце об очень интересном проекте «Лица XX века». Украинско-грузинская постановка пьесы «Сталин» - одна из составляющих его. По предварительной договоренности, в ней примут участие Роберт Стуруа и Богдан Ступка. Неужели эти культурологические идеи нужны лишь тем, кто их творит? Загнанные экономикой и политикой в черный квадрат обособленности, нам не стоит ждать, что кто-то, кроме нас самих, разведет руками эту темноту.

Как бы там ни было, спасибо театру Руставели за наслаждение, которое было подарено тем, кто хотел увидеть и услышать. А сейчас - путешествие с Кахи Кавсадзе, удивительным артистом, знакомым вам не только по всем спектаклям Роберта Стуруа, но и по экрану: от «Белого солнца пустыни» до «Дон Кихота», очаровательных грузинских короткометражек до «Покаяния» Абуладзе.

Путешествие первое, далекое, к истокам профессии

Дед Кахи, Сандро Кавсадзе был руководителем Народного грузинского хора. Его дети - Давид, Григорий и Маргарита достойно продолжили традиции семьи. Давид Кавсадзе, отец Кахи, стал руководителем хора, когда в 1939 году скончался Сандро, а брат с сестрой пели в этом хоре. В 41-м отец ушел на фронт… Растила детей, Кахи и его младшего брата, мать одна, и детство было нелегким: война, голод, послевоенные репрессии. Говорят, семья Кавсадзе была в тех страшных списках, но Бог миловал. Дети, как водится, учились в специальной музыкальной школе для одаренных, но в подростковом возрасте Кахи выбрал спорт и точные науки, профессиональным занятиям музыке в этой наполненной жизни места не было. А в артисты не собирался и подавно, впереди маячил престижный в то время политехнический. Но в конце одиннадцатого класса стройного, красивого парня неожиданно пригласили на пробы в картину «Они спустились с гор» и… утвердили! Любители и знатоки кино, не ищите в памяти и в словарях имя Кавсадзе среди исполнителей ролей, он не снимался там. Стряслась беда - неудачно прыгнув с вышки, юноша получил травму и выпал на год из активной жизни. Размышляя о будущем, вспоминал, как во время кинопроб ставили свет и оператор скомандовал - на актера давай! Неожиданно понял, актер - это я, Кахи Кавсадзе. Короче, актерская бацилла, от которой нет противоядия, попала в организм. Пошел поступать в театральный. Высокий парень с усами выглядел взрослым дядей на фоне мальчиков и девочек, соискателей счастливой актерской судьбы. В комиссии сидели известнейшие деятели грузинского театра - все сплошь соседи по дому. Кахи Давидович смеется, вспоминая: «Судили-рядили соседи - члены комиссии, все знают нашу семью - Кавсадзе, и порешили: черт с ним, возьмем! Вот так меня и приняли».

Путешествие второе - сила актерской бациллы или сила духа

На сцене театра имени Шота Руставели, из которого никогда не уходил и которому никогда не изменял, Кахи Кавсадзе уже 40 лет, с 1957 года. Первые пять лет стоял на сцене театра с подносом, даже без реплики: «Кушать подано!». Многие уходили из театра, советовали и ему, Кавсадзе, сделать то же. Но была сверхзадача - чтобы Михаил Туманишвили, который его «в упор» не замечал, сказал: Кавсадзе - артист! - вот тогда можно бы и уйти. И дождался. Повстречал как-то Михаила Ивановича на улице. Он уже был в другом театре и набирал новую труппу: «Мне было бы легче, если б пришел такой артист, как ты, Кахи».

- Ушам своим не поверил, - смущенно улыбается Кахи Давидович. - Моя судьба резко изменилась, когда в театр пришел Роберт Стуруа, играл почти во всех его спектаклях. Не знаю, что угодно Богу, а что нет. Знаю, что Бог существует, все умные люди, большие философы, рано или поздно приходят к Богу. Но людям моя профессия угодна, потому что без искусства, без театра человечество не могло бы существовать. Думаю, если бы большие политики чаще смотрели театр, было бы немножко спокойнее на этом свете. В Грузии были очень трудные времена, а театр работал. Ведь это институт, который определяет сегодняшний духовный уровень общества. Это, может быть, кому-то неугодно, вернее, неудобно, но это так.

Путешествие третье - этапы большого пути, или Профессиональное взросление

Как уже говорилось выше, новая жизнь артиста Кахи Кавсадзе началась с приходом в театр Руставели Роберта Стуруа. Первый этап - «Солнечная ночь» Нодара Думбадзе, где актер вольно ощутил себя в пространстве cцены. Следующий - «Измена» Сумбатова-Южина, где режиссер предложил артисту абсолютно новую для него ипостась. Человек по природе экспансивный, Кавсадзе убрал все это - стал медленно ходить, медленно говорить маленьким голосом. Это была роль тирана Сулеймана. У Стуруа была мысль, которую потом он будет углублять в других своих работах, что все правители-тираны, которые давят народ, - люди нездоровые по своей природе. Кахи Кавсадзе начал играть змею и понял, что появилась новая, громадная творческая перспектива.

Знаете, что такое интеллектуальный актер, с точки зрения Кавсадзе?

- Не тот, кто много книг читает и много знает, - это интеллектуальный человек, а тот, кто задумывает умом, что надо сделать и это своим мастерством осуществляет. Потом, когда уже сыграл «Кавказский меловой круг», понял, что совершенно другое внутреннее наполнение появилось - это был уже третий этап.

Путешествие четвертое на съемочную площадку, или Размышления о кино

По мнению Кахи Давидовича, актер, который работает в кино, обязательно должен работать в театре, особенно в молодые годы. Театр - это лаборатория, где можно экспериментировать, мучить себя, слушать себя. В кино - пришел, получил текст, задание, отснялся и ушел. Без театра очень трудно артисту в кино, только он дает необходимый опыт.

- А своих фильмов я практически не смотрел. «Белое солнце пустыни» видел лишь года два назад, случайно. Это не кокетство - с удовольствием смотрю материалы во время озвучания. Потом идет монтаж, а я по-другому представлял себе, как это должно выглядеть, и мне не хочется смотреть этот другой, не мой фильм… И еще одно, когда шли съемки, я обязательно либо смертельно уставал, изнемогал от жары или холода, хотел есть, спешил на спектакль или репетицию - всегда куча негативных эмоций! Смотрел «Белое солнце…» и физически ощущал невыносимую жару, которая была тогда. И чуть-чуть ностальгия по молодости была. Трудно и неприятно - лучше иметь представление о своей работе в кино, чем видеть себя на экране.

Путешествие пятое, бесконечное, или Экскурс в актерскую судьбу

На традиционный вопрос о несыгранных ролях, читай несбывшихся мечтах, Кахи Кавсадзе привлек себе в союзники академика Павлова: условный рефлекс воспитывается постепенно, вырабатывая привычку. В юности одолевают мечты, если в них погрязнуть, можно и не состояться.

- А мне покажут роль, тогда и захочу! Такая профессия - артист. Великий грузинский классик сказал: «Чтобы Бог не отнял у тебя чувство надежды и терпения…». Вот и живу с надеждой и терпением, но мне везет - в профессии всегда оправдываются мои надежды, всегда я был занят. И, надеюсь, буду - сейчас, например, в новом грузинском кино, которое очень люблю.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК