Разговоры о медленной и уверенной смерти украинского кино уже всем надоели. Но если в застойные времена на киностудии им. Довженко по плану снималось 12 художественных фильмов, всего по Украине - 20, не считая научно-популярных и хроникально-документальных, то сейчас наши кинематографисты выдают «на-гора» по 2-3 фильма в год. Конечно, количество снятых за год фильмов - лишь одна сторона дела. Ведь на просторах советского кинопроката название «фильм студии Довженко» стало едва ли не нарицательным из-за обилия производственно-идейной тематики. Но все-таки потребность во всем, созданном в советский период, сегодня велика. Не говоря уже о том, что творчество таких режиссеров, как Довженко, Параджанов, Мащенко, Осыка, занимает достойное место в мировом кинематографе.
В каждой цивилизованной стране в свое время создавались фильмофонды. Во Франции, например, работает крупнейшая национальная кинематека. В Норвегии фильмы хранятся в специальных туннелях, проделанных в глубоких скальных породах. В Украине - пусть бывшей советской - художественного фильмофонда не было никогда. Все художественные фильмы, созданные у нас, отправлялись под Москву, в Белые Столбы, в Госфильмофонд.
Существовал и существует по сей день Центральный государственный архив кинофотофонодокументов. Согласно положению об архивных документах, все они хранились по месту производства. Отметим, что речь идет только о документальных фильмах. Проблема была в том, что каждая студия в свое время хотела попасть на всесоюзный экран, а тот, в свою очередь, отбирал лишь самые интересные работы. В этом случае украинский архив ставил вопрос об изготовлении для себя промежуточного позитива - копии, с которой возможна массовая печать. Так что, по словам Нины Слончак, директора ЦГКФФА, все документальные фильмы, произведенные в Украине, сохраняются у нас. Список работ, представляющих интерес и хранящихся в архиве в Красногорске, действительно невелик. И названия некоторых из них сегодня могут вызвать лишь улыбку: «Земля донецкая, море житейское», «Дает корова молоко», «Потенциал бригады», «Перестройка».
Однако с художественным фондом дела обстоят далеко не так оптимистично. По словам Андрея Топачевского, начальника отдела формирования фильмофонда при Министерстве культуры и искусств, вопрос о разделе архива в Белых Столбах ставился неоднократно. В свое время были подписаны беловежские, а затем минские соглашения, по которым произведения искусства, созданные на территории независимых государств, должны быть им возвращены. Были изданы соответственные указы российского президента, которые, соответственно, не были утверждены Государственной думой.
Эта проблема приобрела особую остроту на фоне общего падения производства фильмов, а ведь телевидение готово их использовать в любом количестве. Архив в Белых Столбах и Росфильмофонд не вправе ничего решить без соответствующих указаний своего правительства. Их позиция предельно ясна, ведь даже частный коллекционер добровольно не расстанется со своим собранием. У нас нет особых достижений в области культурной реституции. Национальная комиссия по вопросам возвращения в Украину культурных ценностей договаривается с отдельными музеями, архивами, библиотеками, но это - разовые, единичные акции. На взгляд г-на Топачевского, вопрос решится лишь тогда, когда Национальный центр им.Довженко получит широкие права для деятельности на межправительственном уровне.
Справка «ЗН»:
В 1994 году был издан указ Президента Украины о создании Национального центра им.Довженко в ознаменование 100-летия со дня его рождения. Цель создания - поиск и сбор украинских фильмов, создание условий для их хранения.
В марте минувшего года группа деятелей культуры и искусств через газету «Культура і життя» обратилась к правительству с воззванием спасти и сохранить украинское кинонаследие.
Фактически центр начал свою работу в августе 1996 года. Арендует помещение у Киевской кинокопировальной фабрики. Из-за отсутствия средств ремонт и обустройство фильмохранилищ заморожены, существует резкая нехватка научного и технического персонала.
К борьбе за дело возврата своего национального достояния к украинским кинодеятелям присоединились грузинские, армянские, туркменские. Их многочисленные совместные делегации в Белые Столбы неоднократно отмечали неудовлетворительное состояние хранения картин: все хранилища наземные, не поддерживается оптимальная температура. Это было зафиксировано в протоколах российскими ответственными лицами, в частности тогдашним председателем Роскомкино А.Медведевым.
Интересная история произошла с поиском и перевозкой фильмов самого А.Довженко, приуроченных к его юбилею. Их доставили в виде хороших видео- и обычных фильмокопий, отпечатанных по нашему заказу. За все платились деньги, не всегда государственные, но всегда украинские (примечание: чтобы отпечатать копию цветного или черно-белого полнометражного фильма, нужно в среднем 2 000 у.е.). К этому прибавились проблемы непосредственно перевозки и растамаживания «грузов». Как известно, любая перевозка сопровождается определенными документами и все зависит от того, для каких целей груз предназначен - коммерческих или благотворительных. Посему во избежание больших издержек перевозка наследия гениального украинца на родину оформлялась как благотворительная акция. Важно отметить, что были доставлены лишь копии, а не оригиналы фильмов Довженко.
Итак, с фильмами, созданными в Украине в советский период, более или менее разобрались. Но, согласно историческим данным, съемки первых картин в Киеве, как и во всех крупных европейских городах, пришлись на рубеж ХIХ и ХХ веков. И хотя Украина в то время входила в состав Российской империи, интересно узнать: что удалось сохранить и где оно находится?
- Несмотря на то, что студии, работавшие в Киеве, были в основном французскими и немецкими, - рассказывает Андрей Топачевский, - фильмы снимались на деньги украинских предпринимателей. Это и Чердынин, и братья Сахненко, и сахарозаводчики Терещенко. Фильмы, к сожалению, сохранились лишь фрагментарно, и нужен серьезный поиск в Белых Столбах, чтобы узнать реальное положение вещей.
По словам Нины Слончак, в ЦГКФФА, к счастью, сохранился фильм «Полтавская битва», снятый в 1910 году, «Украинский Рух», посвященный Центральной Раде. Вернулись они в Украину в 60-е годы, когда Хрущев решил этот вопрос на правительственном уровне. Сейчас же москвичи, конечно, схватились за голову: как это можно было допустить?
Веско и проникновенно звучали слова Президента Украины на праздновании 100-летия мирового кинематографа, трогательным выглядел патронаж его супруги над фестивалем «Молодость». Но специфика проблемы в том, что кино имеет особый статус: это единственная область культуры, имеющая замкнутый цикл производства. Если закрыть киностудии, развалить прокат, оставить все, созданное ранее, другим - что останется?
Между Украиной и Россией существует множество разногласий. Но все-таки необходимо настаивать на возврате нашего культурного наследия не меньше, чем на разделе Черноморского флота, чья боеспособность и технический уровень под сомнением. Как сравнить, что важнее: военный корабль или «Тени забытых предков»?
Только вступив во Всемирную федерацию фильмоархивов, Украина сможет по международным каналам требовать возвращения своего культурного достояния. Ведь существуют специальные рекомендации ЮНЕСКО по сохранению и охране движущихся изображений. Там четко сказано, что страна производства фильма имеет на него полное право независимо от того, был ли он перевезен в другую страну добровольно, путем насилия или раздела государства. Осталось узнать, когда именно это произойдет. Ведь в отличие от рукописей, что не горят, пленки портятся, рассыпаются и исчезают.
Комментарий председателя Национальной комиссии по вопросам возвращения
в Украину культурных ценностей при Кабинете министров Александра ФЕДОРУКА
- Этот вопрос государственной важности поставлен абсолютно правильно и своевременно. Каждая нация должна заботиться о своих фильмохранилищах, ведь это составляет историю государства. Ранее это не было настолько актуально, но истина остается истиной - украинское художественное кино не имеет собственных архивов.
- В каком состоянии находится нормативно-правовое обеспечение работы Национальной комиссии сегодня?
- Закон о ввозе, вывозе и возвращении культурных ценностей рассматривался в первом чтении. Но особенность проблемы поиска и возвращения культурных ценностей состоит в том, что она не может быть решена волей одной страны. Сама ее суть предполагает сотрудничество с правительствами других стран на основании доброй воли и соблюдения международно-правовых норм. Украина ратифицировала все международные конвенции, регулирующие сотрудничество мирового сообщества в этой сфере.
К сожалению, у нас нет хороших взаимоотношений с Россией в области культуры, соответственно, и в проводимой политике сохранения и возвращения культурного наследия. Все осталось на уровне полуразрушенного дома: отваливается штукатурка, кирпичи. А мы смотрим и ждем, когда дом перестанет разваливаться.
Что касается архива в Белых Столбах. Нет сомнения в том, что мы должны пополнить наше кинонаследие. Однако в этом отношении я не оптимист и не думаю, что российские архивисты с готовностью отдадут хотя бы один объект. Этого не будет никогда. Ни один архивист мира, даже самый цивилизованный - британский, - добровольно ничего никому не отдаст. Но существуют и другие формы взаимного сотрудничества: вопросы замены, вопросы изготовления копий, проблемы доступа к архивным материалам, научной атрибутики и в конце концов проблемы добрососедства.
- Обладает ли Украина возможностями и условиями для сохранения этих фондов, даже если просто предположить, что они к нам вернутся?
- Найти соответственные условия для хранения - не проблема. Есть очень много мест, в частности бывшие военные объекты, где есть идеальные условия для создания фильмохранилищ. Эти военные объекты сегодня пустуют. Предварительные договоренности между ведомствами могли бы вестись. Мы помогли бы в образовании военного архива, а военные нам - с помещениями, не обязательно в Киеве, но в Киевской области. Были бы готовность и искреннее желание.
У нас богатейшая история немого кино, прекрасные традиции Одесской, Ялтинской киностудий. Они также могли бы иметь свой «золотой запас», хотя бы на уровне копий.
- Сейчас мы можем только покупать копии?
- Сегодня, к сожалению, вообще нет традиции общения. Работники российского архива просто напуганы одной мыслью о том, что у них могут что-то забрать. Люди перестают доверять друг другу, и этот пессимистический настрой отбивает охоту к сотрудничеству.
- Александр Касьянович, как известно, в России по инициативе коммунистов был принят закон, по которому все вывезенные из Германии ценности объявляются «достоянием РФ и находятся в федеральной собственности». Если подобные законы будут приняты в Украине, Белоруссии, Германии, о проблеме культурной реституции можно будет забыть?
- Это проявление чистой воды политиканства и нецивилизованности, ведь не зря вокруг этой проблемы ведутся такие дебаты. Из побежденной Германии в 1945-1946 гг. насильственным путем было вывезено множество объектов, но под общую волну попало духовное наследие украинцев, белорусов, прибалтов. Это все отправлялось в закрытые спецфонды, и мы до сих пор точно не знаем, что там находится. Ведь архивы спецхранов еще не раскрыты.