В Украине завершился ІХ Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица. Глава жюри конкурса - известный композитор Александр Злотник - в комментариях ZN.UA рассказал о тенденциях и открытиях недавнего музыкального забега.
Форум пианистов стартовал в Киеве (в Национальной филармонии) практически одновременно с чемпионатом Европы по футболу. В течение 16 напряженных дней на сцене соревновались 59 музыкантов из 12 стран (Украина, Беларусь, Россия, Япония, Китай, Южная Корея, Италия, Латвия, Литва, Грузия, Азербайджан, Франция).
По итогам конкурса в лидерах оказались музыканты из России. Победитель в средней группе - Александр Кутузов, в старшей - Александр Синчук.
В отличие от предыдущих музыкальных соревнований, нынешний конкурс претерпел «недоезд». В связи с тем, что мероприятие началось в июне, когда в учебных заведениях других стран разгар занятий. В начале было 143 заявки. После прослушивания допустили 79 конкурсантов.
Нынешний конкурс примечателен тем, что в Украину с инспекцией приехал президент Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов Гленн Квок. И был приятно поражен высоким уровнем нашего музыкального форума.
Впрочем, конкурс завершился. И для лауреатов это очень важный этап творческого пути. У дирекции конкурса Горовица уже сейчас «голова болит» по поводу дальнейшей концертной деятельности лауреатов.
- На мой взгляд, это был один из лучших конкурсов, - комментирует итоги композитор Александр Злотник. - На выбор конкурсантам были предоставлены три рояля ведущих фирм - Steinway, Bechstein и Yamaha... И уровень конкурсантов чрезвычайно высокий. Ярко проявили себя представители московской фортепианной школы. Наверное, это результат того, что на сегодняшний день в России большое внимание уделяется именно академической музыке. Например, прошлый конкурс Чайковского открывал Дмитрий Медведев. Мы также благодарны за поддержку всем - и Минкульту, и спонсорам, и меценатам.
- Что отличало именно нынешний музыкальный забег, который совпал с футбольным праздником в Киеве?
- Знаете, в зале филармонии были постоянные аншлаги. Люди, которые не помещались в зале, оставались в холле и наблюдали за конкурсом по мониторам. Были и те, кто специально приехал в Украину на футбол - болельщики, но пришли впоследствии на наш конкурс.
Меня радовало, что в зале присутствует молодежь…
- Насколько физически трудной была работа жюри - в конкурсах подобного масштаба и хронометража? Ведь вы отслушивали музыкантов две недели примерно по восемь часов?
- Да, жюри пришлось прослушать 70 часов чистой музыки! Труд тяжелый, но благородный и интересный.… Ведь ребята привозили большую программу. Первый тур - в среднем 35 минут, второй - до 45. А программа третьего тура включала более чем часовую игру пианиста. Поэтому иногда заканчивали работу и после 22.00. На матчи все-таки старался успевать. Ведь я болельщик с детства… После того как с ЧЕ выбыла наша
команда, я болел за итальянцев и испанцев.
- Что можно сказать о лидерах и аутсайдерах мировых школ молодых пианистов - на примере недавнего конкурса?
- Большинство конкурсантов - представители России, Украины, Беларуси, Китая, Японии. И когда говорят об уровне фортепианной школы, мы можем гордиться, что Украина дала миру таких выдающихся пианистов, как Владимир Горовиц. Бывает, что некоторые исполнители блещут техникой. Но техника - лишь один способ развития образов, некий полууспех… Еще есть и такие понятия, как образ, высокое художественное исполнение
Победитель прошлого конкурса Роман Лопатинский уже имел концерты в Украине, Японии, Касабланке, Франции… В этом же году первых мест Украине не досталось. Это конкурс. И речи не может быть о том, чтобы «тянуть своих». Это значило бы похоронить идею… Интересно, что призы за лучшее исполнение украинских произведений получили иностранцы - Аслан Асланов (Азербайджан) и Кетеван Чхартишвили (Грузия). Ребята в основном играли классиков, но обязательным было исполнение произведений украинского композитора - как современного, так и классика. Могу отметить высокий уровень симфонического оркестра Национальной филармонии Украины под управлением Николая Дядюры. Прекрасно работал и дирижер Владимир Сиренко.
- Лично вы кого выделили бы из музыкантов-победителей?
- Естественно, это россияне Александр Синчук и Александр Кутузов. Я уже второй раз председатель жюри на этом конкурсе… И скажу, что у нас все прошло мирно и единогласно. То есть не было больших отрывов и противоречий между оценками разных членов жюри.
- В ком увидели серьезный потенциал на будущее?
- Победитель в средней группе - Александр Кутузов. Блестящий 16-летний молодой человек. На мой взгляд, у него большое будущее. Очень понравилась Кетеван Чхартишвили (Грузия). Она заняла третье место в старшей группе. Для меня главное - художественное исполнение, важно ощутить, насколько музыкант - творческий человек. Ведь «наученный» пианист - это одно, а творящий на сцене музыку - другое…
- Нет ли у молодых музыкантов некоего состояния пессимизма
или даже обреченности, ведь во всем мире серьезное искусство страдает от засилия массовой культуры?
- Этот конкурс показал обратное. И киевская публика - наше достояние. Люди любят и понимают академическую пианистическую музыку. Поэтому однозначно говорить о том, что популярный массовый жанр давит на академическую музыку, нельзя.
Победители конкурса Горовица-2012
Александр Кутузов, Российская Федерация, - І премия, звание лауреата и золотая медаль;
Константин Емельянов, Российская Федерация, - ІІ премия, звание лауреата и серебряная медаль;
Екатерина Хомякова, Украина, - ІІІ премия, звание лауреата и бронзовая медаль;
Виктор Маслов, Российская Федерация, - IV премия;
Мария Кустас, Российская Федерация, - V премия;
Чум Мань Шань, Китай, - VI премия.
В старшей группе:
Александр Синчук, Российская Федерация - І премия, звание лауреата и золотая медаль;
Николай Медведев, Российская Федерация - ІІ премия, звание лауреата и серебряная медаль;
Кетеван Чхартишвили, Грузия, - ІІІ премия, звание лауреата и бронзовая медаль;
Татьяна Шафран, Украина, - IV премия;
Павел Качнов, Украина, - V премия;
Даниил Саенко, Украина, - VI премия.