Статьи и исследования, как правило, посвящены его жизни и творчеству после 1925 года, то есть после его переезда в Западную Европу. О киевском периоде известно очень мало. Между тем истоки становления мастерства великого пианиста как раз и представляют наибольший интерес. Ведь Горовиц — представитель одной из самых могущественных исполнительских школ в истории пианизма. Школы, давшей миру Антона и Николая Рубинштейнов, С.Рахманинова, А.Зилоти, А.Есипову, С.Прокофьева, А.Скрябина, А.Шнабеля, И.Падеревского, Г.Нейгауза, Артура Рубинштейна, С.Рихтера, Э.Гилельса, В.Клайберна, В.Софроницкого, К.Игумнова, М.Гринберг, Л.Николаева, Д.Шостаковича. Этот перечень можно продолжать и продолжать.
Владимир Горовиц родился 1 октября 1903 года в Киеве. Именно в Киеве, и не в 1904-м, как пишут во всех энциклопедиях, а в 1903 году. Об этом свидетельствует документ, найденный киевским исследователем Михаилом Кальницким, который положил конец многочисленным версиям биографов Горовица.
«Свидетельство о записи в метрической книге еврейского населения г.Киева за 1903 год, ч.1, о родившихся, мужеской графы, №725, выданное киевским раввином С.Лурье за №3736…»(1) раз и навсегда ставит точку в этом спорном вопросе: Владимир Горовиц родился 18 сентября (1 октября по новому стилю) 1903 года, в семье инженера Самуила Горовица, окончившего Университет Св. Владимира.
До этой находки биографы Горовица много лет спорили о времени и месте рождения великого музыканта, а справочные издания безоговорочно указывали: «1904, г.Бердичев». Как известно, в паспорте Владимира в графе «год рождения» был указан 1904 год.
Биографы не ставили под сомнение факт подделки цифры в паспорте. Видимо, необходимость в этом исправлении возникла уже после революции 1917 года. Так как законы в ту пору выходили чуть ли не ежедневно, при этом в Киеве зачастую не действовали московские, установить, когда была заменена цифра в паспорте, представляется весьма затруднительным. Например, это могло произойти в 1920 году, когда Владимиру, к тому времени уже закончившему Киевскую консерваторию, исполнилось 17 лет. Видимо, понимая, что уже весной или осенью 1921 года Владимир будет призван в армию, семья решает любой ценой не допустить этого, и тогда Григорий Горовиц исправляет в паспорте год рождения брата на 1904-й. Другая версия относила нас к 1925 году, когда перед Владимиром реально замаячила перспектива выезда на Запад: испугавшись, что его призывной возраст станет помехой к отъезду, он исправляет год рождения.
Миф же о месте рождения основан на слухах. Причем слова самого Горовица при этом игнорировались. Биографы Владимира упорно называли Бердичев, утверждая, что родиться в Бердичеве как-то не престижно — город маленький, захолустный — поэтому музыкант тщательно скрывал место своего рождения. На самом деле справочники XIX века дают Бердичеву достаточно лестную характеристику.
Впрочем, очень может быть, что ссылка биографов и справочных изданий на Бердичев, как место рождения Владимира Горовица, обусловлена несколько курьезной ситуацией. Дело в том, что Ванда Горовиц (дочь Тосканини и жена Владимира), женщина сложного и твердого характера, в одном из телевизионных интервью, властным жестом отстранив мужа от телекамеры, заявила: «Он родился в Бердичеве. Все евреи России родились в Бердичеве!» Так или иначе, легенда о Бердичеве как о городе, в котором родился Владимир Горовиц, перекочевала на страницы всех справочных изданий, в том числе и в Большую Советскую Энциклопедию.
Вся семья Владимира Горо-вица имела отношение к музыке: двенадцать членов большой семьи либо профессиональные музыканты, либо любители музыки. Можно с уверенностью утверждать, что все свободное время семья музицировала. Неудивительно, что к 10 годам Владимир Горовиц играл наизусть все оперы Вагнера.
Киевское музыкальное учи- лище на протяжении многих десятилетий было едва ли не единственным центром профессиональной культуры города. На музыкальные вечера, которые ежегодно устраивались в зале купеческого собрания (в настоящее время — Национальная филармония), съезжалась вся интеллигенция Киева. А что это были за концерты! С участием студентов училища ставились сцены из опер Ш.Гуно, П.Чайковского, А.Даргомыжского, Дж.Верди, К.Сен-Санса, Ж.Массне, В.А.Моцарта, Р.Вагнера. Симфонический оркестр училища играл симфонии В.А.Моцарта,Ф.Шуберта, Й.Гайдна, Л.Бетховена, Р.Шумана. Ставились «Реквием» В.Моцарта, «Манфред» Шумана, 9-я симфония Л.Бетховена и другие глобальные музыкальные произведения для симфонического оркестра, хора, солистов. Педагоги училища В.Пухальский, О.Казбирюк, О.Шевчик, В.Алоис-Музыкант, Г.Ходоровский, Е.Рыб исполняли в этих концертах свои произведения.
Училище стало крупнейшим центром музыкального образования в Украине. Многие его выпускники, приезжая в Москву, Петербург, Париж, Вену, сдавали экстерном экзамены и получали дипломы консерватории. Высокий уровень подготовки музыкантов в Киевском училище отмечали П.Чайковский, А. Рубинштейн, Л.Ауэр, С.Танеев, А.Глазунов. Следуя их отзывам и предложениям, городская Дума и руководство училища поставили вопрос о преобразовании училища в консерваторию, который был окончательно решен в июле 1913 года, и с 1 сентября этого года была открыта Киевская консерватория.
В 1912 году Самуил Горовиц написал прошение о зачислении его сына Владимира в музыкальное училище в класс В.Пухальского. Владимир учился один год, а летом все учащиеся сдавали экзамен и были зачислены в консерваторию в так называемые «младшие классы».
В 1914 году произошло событие, которое определило всю дальнейшую жизнь Владимира. Горовиц никогда не забывал о встрече со Скрябиным, которая была организована его дядей Александром, в то время преуспевающим преподавателем по классу фортепиано в Харьковском музыкальном училище. Горовиц рассказывал об этой встрече: «Я пришел на встречу естественно с мамой. Я играл минут десять: «Мелодию» Падеревского, немного Шопена и, кажется, что-то из Бородина и Донаньи. Он слушал и был взволнован. Итак, после того как я сыграл, он вывел мою мать и сказал ей: «Ваш сын будет пианистом. У него настоящий талант. Я, конечно, не знаю, как далеко он пойдет, но, пожалуйста, сделайте из него прежде всего образованного человека, понимающего не только музыку, но и другие не менее важные аспекты жизни: изобразительное искусство, философию, литературу. Только тогда он станет настоящим музыкантом». Потом Скрябин добавил: «Но пианистом он будет безусловно». Вердикт Скрябина, отметившего мой талант, был очень важным для нас».
Горовиц играл Скрябину за несколько месяцев до его трагической гибели. Об этом событии пишут все исследователи, о нем говорил и сам Горовиц в Москве в 1986 году. Тогда в Москве в конце первого отделения он сыграл два этюда Скрябина. Многие отмечают, что Горовиц играл Скрябина особенно эмоционально и проникновенно.
Владимиру очень повезло в жизни: его необыкновенный талант лелеяли, оберегали и развивали три могучие силы — музыкальная семья, высокопрофессиональные педагоги училища и колдовской город Киев.
Первые пять лет Владимира обучал В.Пухальский (1848—1932). Имя этого музыканта- исполнителя, педагога, дирижера и композитора связано с подъемом и расцветом культурной жизни Киева.
В 1918 году Владимир перешел в класс С.Тарновского (ученика Г.Есиповой — талантливой пианистки и педагога, ученицы и жены Теодора Лешетицкого, который в свое время воспитал почти всех основоположников российской, украинской и советской фортепианных школ).
На протяжении последних полутора лет обучения в консерватории Владимир Горовиц учился в классе Феликса Блуменфельда — блистательного пианиста, дирижера, композитора, дяди Генриха Нейгауза, ученика Ф.Штейна, который, в свою очередь, учился у Фридерика Шопена.
Революция очень больно ударила по семье. В 1986 году Горовиц вспоминал: «За 24 часа мы потеряли все. Все! Мы все еще не понимали, как всеобъемлюща была революция. Она потрясла весь мир. После революции все стало совершенно иным. После революции мы потеряли наш дом и все имущество. Мы переехали в плохую часть города. Мы больше не жили в достатке. Мой рояль украли коммунисты, они забрали даже нашу одежду. Ввели комендантский час. Это было ужасно.
Мой отец был сломлен. Он как белка собирал еду. Это было намного ужаснее, чем я сейчас могу рассказать... Мы почти голодали и теперь все наши родственники жили в нашем доме, включая и дядю Александра».
В 1920 году Владимир Горовиц закончил консерваторию и с блеском выступил с двумя сольными концертами в Киеве. С этого года начинаются пятилетние гастрольные поездки по городам России, Украины, Белоруссии. Он выступает с сольными программами, играет в ансамбле с выдающимся скрипачом Натаном Мильштейном. В откликах на эти концерты тогдашняя критика отмечала чрезвычайную одаренность молодого музыканта, его фантастическую технику, «демонический темперамент». Только в течение трех месяцев, с октября 1924 по январь 1925 года, Владимир Горовиц, выступая в Петрограде, сыграл в 11 концертах 150 произведений. В скором времени, после этого гигантского марафона, он уезжает в Европу. В Европе Горовица признали сразу. В Париже даже родился термин «горовицемания».
В 1928 году он уезжает в США, где и проживет всю жизнь, гастролируя время от времени в городах Южной Америки и Европы. Очень быстро В.Горовиц пленит своим исполнительским искусством и Америку. Каждый его концерт становится событием. Пластинки произведений в его исполнении раскупаются в большом количестве и мгновенно. С 1928 по 1934 год В.Горовиц выступил в 350 концертах! А потом до 1938 года жил в Швейцарии. Как раз туда на две недели был отпущен советскими органами его отец для свидания с сыном. Это была их последняя встреча: отца «взяли» сразу на вокзале в Москве, и больше его никто не видел.
С 1938 по 1953 год В.Горовиц много концертировал в США, а затем наступает 12 лет молчания. Он много читает, играет «для себя», знакомясь с новой музыкой. В 1965 году В.Горовиц возвращается на большую сцену. Один из критиков того времени писал: «У Горовица и в самом деле есть что-то такое пугающее — какое-то внутреннее напряжение, какая-то наэлектризованность. Вроде вы имеете дело с током в десять тысяч вольт. Все знают, что он уникален. Есть много очень хороших музыкантов, но Горовиц — один!» В 1986 году 83-летний Маэстро после продолжительного перерыва приехал в Москву. В Киев он не мог приехать: стояла весна 1986 г., чернобыльская весна. В. Горовиц не застал в живых никого из родных: его братья Григорий и Яков погибли молодыми, мать умерла, отец пропал в годы репрессий, сестра не дожила до приезда брата.
6 ноября 1989 года Владимир Горовиц умер и был захоронен в фамильном склепе Тосканини в Венеции (жена — Ванда Горовиц — дочь выдающегося дирижера Артура Тосканини — скончалась в августе 1998 года). В некрологе есть такие слова: «Умер последний великий романтик ХХ столетия».
В 1995 году в родном городе В. Горовица состоялся первый Международный конкурс молодых пианистов памяти великого киевлянина.