АДВОКАТ СВОИХ ГЕРОЕВ — ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ

Поделиться
«Кинотавру» удалось создать удивительный микроклимат. Люди, волею устроителей вырванные из напря...

«Кинотавру» удалось создать удивительный микроклимат. Люди, волею устроителей вырванные из напряженного, часто тревожного ритма будней, имеют возможность всласть пообщаться с коллегами, презрев старые обиды; посмотреть разное-разное кино, нарисовав для себя достаточно полную картину сегодняшнего кинопроцесса; поспорить с коллегами о его достижениях и просчетах, понежиться на солнце у самого Черного моря; послушать хорошую музыку, наконец, на изысканных вечерах Алексея Козлова. В общем, все сделано для того, чтобы присутствующие получили мощный и добрый эмоциональный заряд надолго. Тем более странно, когда в этом мирном сообществе появляются инородные тела, которых напрочь все это не интересует, круг их интересов - в другом пласте существования. Они заглядывают в замочную скважину чужого номера, чтобы определить его повышенную комфортность по отношению к собственной обители, скрупулезно подсчитывают количество (даже не качество!) закусок и спиртного, пришедшегося на банкетах на душу населения «Кинотавра», не смущаясь задают звездам вопросы об их потенциальных альковных возможностях, а потом дурным, но бойким языком обнародуют все это на страницах своих изданий. Может, не стоит открывать им границы светлой страны Кинотаврии?!

Эта невеселая преамбула предваряет разговор с любимым многими режиссером Георгием Данелия, которого, как и многих постоянных участников и друзей фестиваля, удручают такие «картинки с выставки». Поколения зрителей прошли с Данелия «Путь к причалу», шагали по Москве вместе с лирическими героями одноименного фильма, не горевали, смеясь, считали количество зубов в «Тридцать три» и любили, любили, любили во всех его картинах, вплоть до последней по времени - «Орел и решка», где режиссер не противопоставил две стороны монеты, а как бы соединил их.

- Георгий Николаевич, ваши картины все очень разные, но их объединяет доброе начало и мудрая ирония. Любая жизнь, тем более творческая, делится на этапы, определите их сами.

- Течение времени сказывается не только на моем возрасте, но и, очевидно, на творчестве, но сам я этого не замечаю. Редко то, что происходит со мной, отражается на экране. Пожалуй, лишь в «Слезы капали». Действительно было ужасное настроение, волей-неволей, с экрана к зрителю перетекала тревожная тоска. Я пытался и пытаюсь снимать разные фильмы, чтобы они не были похожи один на другой. «Я шагаю по Москве» или «Кин-дза-дза», «Осенний марафон» и «Не горюй!», «Путь к причалу» - очень разные картины. Я снял уже 16 фильмов, чем дальше, тем трудней снимать. Последние два - «Настя» и «Орел и решка», пожалуй, были самыми трудными для меня. Ведь когда снималась «Настя», по Москве ездили танки и стреляли. Полная неразбериха. Мы быстро забываем, но какая-то безнадежность и раздражение поселились во всех нас, в значительно большей степени, чем раньше. И во мне, конечно же, я ничем не отличаюсь от других. Понимал, что надо снять что-то непохожее на те картины, что стали в то время выходить на экраны: чернуха «под Америку» или очень своевременное разоблачение Сталина - все нашли в себе силы смело высказываться. «Настю» и «Орел и решка» снял не для себя, а для публики. Если «Я шагаю по Москве» или «Не горюй!» было для себя - очень хотелось посмотреть эти фильмы, то последние - для зрителя. Вроде получилось, ни один мой фильм так не действовал на зрителя, хотя они отнюдь не лучшие из всего сделанного. Просто появились вовремя и дали желаемый мною результат: из зала люди выходили с улыбкой.

- По-моему, вы всегда очень жестко относились к выбору сценария, принимая активное участие в его создании. Рассказ Маканина, первооснова «Орла и решки», довольно слабый даже для своего времени. Почему и как был сделан этот выбор?

- Эту повесть дал мне мой директор. Прочел, накидал сценарий, отложил, решив, что он не получился. Начал другой - тоже не сложилось. Бездельничал. Кто-то прочел, похвалил, перечитал сам и с небольшой охотой начал снимать. Маканина мы перелопатили - это была большая работа и довольно-таки трудная: перенести все из 60-х годов к нам, сюда, сохранив приметы того времени, внести сегодняшний день, что так динамично меняется. Очень люблю молодых актеров, которые снимались у меня, - наслаждение с ними работать.

- У вас всегда было особое отношение к актеру, было определенное постоянство?

- Так почему-то считалось. Евгений Леонов - единственный, кто, начиная с фильма «Тридцать три», обязательно снимался у меня, в главной роли или в эпизоде.

- У вас снимались известные актеры, но и звезд вы немало «зажгли»?

- Да. Еще в учебной работе дебютировали у меня Галина Волчек и Евгений Евстигнеев. Мы все тогда были студентами. Снимались они бесплатно, денег не было. Во второй работе дебютировал Лева Дуров. Много дебютов в третьей - Евгений Стеблов, Никита Михалков, Инна Чурикова, список можно продолжить. Бытующее мнение, что снимаю одних и тех же актеров, ошибочно, все время снимаю разных. Олег Басилашвили снялся в «Осеннем марафоне» и лишь через 20 лет - в эпизоде «Орел и решка». Прекрасный актер. Инна Чурикова снималась два раза, как и Галя Волчек. Станислав Любшин, Олег Янковский, Никита Михалков - по одному, так что - редко кто в повторе.

- Сегодня в кино та же ситуация, что и во времена вашей студенческой работы - нет денег. Снимались бы сегодня актеры, которых вы пригласили, бесплатно?

- В «Орле и решке» бесплатно снимались Леонид Ярмольник, Олег Басилашвили, Станислав Говорухин. По сути бесплатно - оплата была чисто формальной.

- Как много вы позволяете актеру, будь то профессионал или ваш друг Юрий Рост, снявшийся у вас в двух картинах? Где заканчивается их свобода и начинается ваш режиссерский диктат?

- Там, где актер выбивается из стиля, ритма фильма или предлагает то, что мне кажется пошлым.

- Георгий Николаевич, вы производите впечатление очень спокойного человека, но без эмоциональных взрывов не бывает. Вы позволяете их себе наедине или во время работы?

- Во время работы иногда пользуюсь нестандартной лексикой, довольно-таки громко.

- Вы из тех, кто умеет создать свой микромир, населенный «своим кругом»?

- Не совсем так, у меня очень большая палитра друзей, начиная от сантехников, работяг, включая бандитов, кончая министрами и банкирами. А мой микромир - мои картины. Даже если в титрах нет моей фамилии, как автора сценария, придумываю, пишу вместе со сценаристом. Лишь в одной принимал очень малое участие в написании сценария - «Путь к причалу», но Конецкий везде говорит, что мы соавторы. Остальные не так афишируют.

- Сейчас многие превозносят свое одиночество, кажущуюся «отдельность», часто звучит слово «мизантроп», которым бравируют. Откуда в вас, судя по фильмам, столько нежности и доброты к людям?

- Я отнюдь не нежный человек. Вот у нас есть кот. Не будь его, не было бы нежных слов. Открывается дверь квартиры, входит жена и начинается: ты мой любимый, хороший, красавец - все это коту. Может, потому, что он молчит и не предъявляет непомерных претензий? Знакомясь с человеком, я предполагаю, во-первых, только хорошее. Потом мне уже начинают доказывать, что я ошибся, но то первоначальное, хорошее, что я заметил, все равно в нем остается. Вижу хорошее, как бы активно он ни доказывал обратное. А добрым кажусь, наверное, потому, что выступаю как бы адвокатом своих героев, хотя к розовым героям их не отнесешь. Даже Афоню, вроде отрицательный персонаж, а я люблю, понимаю, почему он поступает тем или иным образом, оправдываю его поступки.

- Георгий Николаевич, искренне любя ваше кино, не могу не поинтересоваться, что можно увидеть в обозримом будущем?

- Черт его знает! Даже не вопрос денег стоит, просто не знаю, что снимать. Не хочется экранизировать классику - это сегодня неинтересно. И надо учитывать: то, что начинаю снимать сегодня, вы увидите через два года. Что будет через два года, никому не известно, что будет интересно через этот срок - тоже. Хотя человеческие отношения всегда интересны, они существуют по формуле - Ваня любит Таню, а Таня любит Васю. Это можно пересказывать в любое время, и все сработает. Почти все мои картины - сказки, если можно так сказать, в каждой - особый мир. Иногда получается, иногда - нет…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме