Русская рулетка. Украинские ракеты снова не туда попали!

25 марта, 2005, 00:00 Распечатать

В продаже ракет Х-55 в Китай и Иран подозреваются «Росвооружение» и российские спецслужбыСкандал мирового масштаба зародился на прошлой неделе в Украине...

В продаже ракет Х-55 в Китай и Иран подозреваются «Росвооружение» и российские спецслужбы
Скандал мирового масштаба зародился на прошлой неделе в Украине. Генеральный прокурор Святослав Пискун официально огласил некоторые сенсационные детали судебного процесса по факту контрабанды крылатых ракет стратегического назначения из Украины в Китай и Иран. Этот скандал тотчас стал частью большой геополитической игры между Вашингтоном, Москвой, Пекином и Тегераном. Этот скандал означает очередной болезненный удар по имиджу и деловой репутации Украины. Этот скандал может привести к резкому охлаждению отношений между спецслужбами Украины и России. Скандал стал одним из инструментов внутриполитической борьбы за контроль над торговлей оружием в нашей стране.
Для начала необходимо кратко остановиться на предмете конфликта. 28 января народный депутат Григорий Омельченко распространил депутатский запрос к Президенту Украины, в котором выражалось требование привлечь к ответственности фигурантов уголовных дел по незаконной продаже украинского оружия. В качестве наиболее вопиющего факта беззаконий Омельченко сослался на реальное уголовное дело — о контрабанде за рубеж крылатых ракет воздушного базирования типа
Х-55. По данным источника «ЗН», близкого к расследованию этого дела, в запросе Омельченко действительно цитировались фрагменты материалов досудебного следствия. Президент публичного ответа на вопрос Омельченко не дал. А спустя полтора месяца в интервью генерального прокурора Украины Святослава Пискуна английской Finanсial Times появилась сенсация: 12 ракет Х-55 были проданы в Иран, а 6 — в Китай. На самом деле, как заявил в комментарии «ЗН» сам генпрокурор, цифры, приведенные FT, не точны. Всего было продано 12 ракет. По шесть в каждую страну.
Мировые СМИ выплеснули шквал комментариев. Посол Японии в Украине высказал крайнюю обеспокоенность своей страны поставкой ракет в Китай. В этом случае доступ к технологии могут получить не только китайцы, но и северные корейцы. А значит, Япония под ударом!
Из-за чего сыр-бор? Все видели репортажи об очередной победоносной американской войне. В первых кадрах там всегда показывают запуски крылатых ракет «Томагавк». Эти крылатые ракеты предназначены для скрытного нанесения ударов по точечным целям. «Томагавк» может влететь в открытое окно и позволяет внезапно уничтожить нервные узлы оборонительной системы — транспорт, связь, командные пункты, склады.
Х-55 модификации СМ — это советский аналог «Томагавка», с улучшенными тактико-техническими характеристиками (больше дальность полета — до 3000 км, больше вес боевой части — до
400 кг). Х-55 — ракета воздушного базирования, которая комплектуется ядерной боеголовкой и состоит на вооружении стратегических авиационных комплексов ТУ-160 и ТУ-95МС. У ракеты сложная система наведения. Перед вылетом компьютер получает программу запуска. В ней содержится подробнейшая карта рельефа местности чуть ли не половины планеты. Компьютер планирует маршрут полета ракеты к цели, фиксирует точные координаты, выбирает оптимальный режим полета. Ракете не надо подсвечивать цель радиолокатором, тепловизором, она почти не реагирует на электронные помехи. На высокой дозвуковой скорости ракета огибает складки местности на высоте от 20 до 100 метров. Советские спутники произвели специальное сканирование целых континентов, чтобы обеспечить навигацию и прицеливание крылатых ракет. Доктрина предполагала, что Х-55 в случае мировой войны должны уничтожить особо защищенные объекты натовской инфраструктуры. В случае массированного пуска Х-55 ни одна современная система ПВО не способна отразить удар. Только на авиационных складах в Украине в 1991 году находилось более тысячи подобных ракет.
Однако после развала Союза Украина уничтожила, согласно международным соглашениям по ядерному разоружению, половину своего арсенала Х-55. Другая половина была поставлена в Россию. Именно из этой партии 12 ракет попали не к официальному грузополучателю, а в третьи руки. Как и почему — отвечают сейчас подозреваемые украинские и российские граждане на суде, а также в процессе следствия. С украинской стороны сделка проходила через государственное предприятие «Укрспец­экспорт», а коммерческим посредником выступал Владимир Евдокимов, который в начале девяностых был сотрудником украинской разведки, а после перехода в действующий резерв Службы безопасности Украины возглавил одну из посреднических фирм «УкрАвиаЗаказ», созданных СБУ для продвижения и реализации военной техники и имущества за рубежом. Евдокимов был весьма влиятельным предпринимателем — пока не стал фигурантом резонансного процесса. Один из его российских партнеров — Олег Орлов, согласно постановлению ГПУ, ожидает экстрадиции в Украину в чешской тюрьме, другой — Евгений Шиленко остается в розыске. Им инкриминируют контрабанду ракет.
Источники, близкие к прокуратуре, утверждают, что самолет с грузом ракет направлялся в Россию, но после взлета пилот получил приказ изменить курс. Руководство спецслужб представляет следующую картину: якобы Евдокимов вместе с несколькими недобросовестными сотрудниками «Укрспецэкспорта» сам решил осуществить контрабандную поставку, а попросту — украсть ракеты стратегического назначения. Инициатива это якобы сугубо личная, а государство абсолютно ни при чем. Мы не станем защищать г-на Евдокимова — даже некоторые его сослуживцы отмечают, что «стрелочником» он назначен абсолютно заслуженно. Но обращаем внимание на парадокс — материалы следствия свободно распространяются, а вот сам суд над Евдокимовым почему-то проходит абсолютно закрыто. Чего шифроваться, если все так очевидно?
На основании контактов с источниками, близкими к расследованию этого дела, мы можем прояснить некоторые детали и отметить ряд спорных и резонансных моментов, которые генпрокурор еще не рассказывал иностранным журналистам, но которые весьма важно отметить.
Прежде всего, операция по поставке Х-55 в Россию, как и прочие оружейные контракты, шла полностью под контролем всех государственных инстанций. Почему к ответственности привлекается один г-н Евдокимов — непонятно. Скорее всего, чтобы не всплыла на поверхность причастность других должностных лиц. Впрочем, следствие продолжается. Второе — на каком-то этапе операции произошла утечка информации, возможно, вследствие огромного интереса американских спецслужб. Третье — почти сразу после переправки ракет в Иран и Китай СБУ начала расследование и уведомила об обстоятельствах инцидента представителей киевской резидентуры ЦРУ. Эксперты полагают, что компетентные органы в США прекрасно осведомлены обо всех нюансах следствия, поскольку оповещаются официально. Четвертое — Япония, Израиль и Америка по поводу этих ракет могут не беспокоиться. Северная Корея, Китай и Иран не располагают на данный момент техническими возможностями для боевого применения
Х-55. Запуск с земли исключен, а современными ракетоносцами эти государства не располагают. Пятое — в запросе Омельченко не приведены данные о техническом состоянии ракет. Как утверждают высокопоставленные сотрудники украинских спецслужб, в настоящий момент все сроки эксплуатации полученных Ираном и Китаем ракет давно вышли. По неофициальным данным, эта партия ракет была изготовлена в 1987 году — восемнадцать лет назад, при том что «срок годности» для них по инструкции — восемь лет (да и то при проведении всех положенных регламентных работ, которые после 1991 года проводились нерегулярно). Шестое — по непроверенной информации, переданные ракеты не комплектовались боевой частью. Седьмое — почему-то не комментируется вопрос — на какой стадии транспортировки ответственность за груз нес
г-н Евдокимов. В СБУ есть мнение, что по условиям FOB после погрузки в самолет и взлета ракеты автоматически переходили в собственность РФ. Но публично эту скользкую тему также никто не освещает, поскольку тут же вызревает очередной вопрос: кто из высших должностных лиц обеих стран несет ответственность за то, что стратегический груз остался без контроля и сопровождения и был переправлен на другой край света? Восьмое — по некоторым данным, в архивах военной контрразведки хранится не один десяток оперативно-розыскных дел по фактам нелегальных авиационных перевозок оружия и военного имущества в различные страны, которые пользуются плохой репутацией на международной арене. Было бы логично, чтобы они также получили свое продолжение и судебную оценку, поскольку система торговли оружием в силу своей закрытости изрядно коррумпирована даже по украинским меркам. И, наконец, девятым вопросом хочется отметить — на высшем государственном уровне до сих пор нет даже проекта обеспечения контроля за деятельностью торговцев оружием. Дело по Х-55 должно привести к более широким выводам — почему государственные организации в ущерб внешнеполитическим интересам страны поддерживают контакты с одиозными и радикальными политическими режимами? Ряд специалистов задается вопросом, насколько корректно сейчас рассматривать только одно дело по поставкам в Иран и Китай, если под сукном продолжает храниться информация о военно-технических контактах, например, с Северной Кореей и визите делегации этой страны, который также якобы имел место в начале девяностых…
Здесь выплывает еще одна, пока деликатно умалчиваемая, тайна следствия. Сенсационная тайна. Какова степень ответственности за поставки стратегического оружия российских спецслужб и российского политического руководства? Эта щекотливая и еще более скандальная тема не рассматривается даже официально. Однако эксперты украинской разведки откровенно говорят, что продажа ракет могла быть организована компанией Евдокимова и его неизвестными покровителями в Украине только по заказу российских спецслужб. В пользу этого предположения приводятся весомые аргументы.
Первое — Москве крайне рискованно было бы осуществлять поставки систем Х-55 легально. США предприняли бы все дипломатические меры для срыва этого контракта. Второе — равноправное место в посреднической цепочке занимали российские бизнесмены. Третье — Х-55 — это не винтовка Мосина, ее на базаре не продашь, покупателем тут может быть только государство, а не физическое лицо. Трудно представить, чтобы г-да Евдокимов и Орлов лично могли вести переговоры с руководством Китая и Ирана, да еще так, чтобы никто об этом не узнал. Четвертое и самое главное — покупать у Украины ракеты Х-55 для китайцев и иранцев абсолютно бессмысленно. Дело в том, что использовать ракеты, даже в учебных целях либо для промышленного копирования, невозможно без комплекса технической документации и специального оборудования. Без программного обеспечения и инструкций Х-55 превращается в груду бесполезного хлама. Ни Китай, ни Иран не располагают технологиями производства и эксплуатации главного козыря крылатой ракеты — инерционно-корректируемой системы наведения. А кроме программного обеспечения, система наведения должна оснащаться картой местности, сканируемой со спутника, со своим уникальным алгоритмом работы. Украина такую электронику не производит и еще в 1992 году передала всю документацию по эксплуатации Х-55 России. Украина также не располагает системой спутниковой военной навигации, носителями ракет
Х-55 и с 1992 года не владеет технологией управления крылатыми ракетами (Х-55 нельзя запустить только по команде с ракетоносца — все исходные данные и коды доступа к системе наведения контролируются наземным центром управления). Украина расформировала свою стратегическую авиацию и не располагает специалистами по эксплуатации Х-55. Вывод очевиден — ни Китаю, ни Ирану не было смысла закупать крылатые ракеты в Украине. Эта система представляла интерес только при наличии технической поддержки, которую в данном случае могут оказать только российские специалисты.
Пятое — согласно данным украинского следствия, государственная компания «Росвооружение» ненадлежащим образом проводила финансовые расчеты по контракту с Украиной на поставку Х-55. Почему-то российская сторона производила расчеты не с официальных счетов «Росвооружения», а через оффшорные компании, что является грубым нарушением. Более того, россияне не проявили никакого интереса к судьбе пропавших ракет. Они не послали ни одного официального запроса. Словно 12 стратегических ракет — пустяки, дело житейское. По формальной логике, пропавшие ракеты украинскими не являлись. Поскольку сразу после взлета транспорта, согласно накладным, ракеты становились собственностью российской стороны!
Однако ссориться с Кремлем официальный Киев не спешит. Хотя публичное расследование отсутствует, и это может расцениваться как принятие на себя части ответственности за скандальную сделку. Быть может, публичное следствие спасет жизнь свидетелям. Впрочем, двоих уже не уберегли. Согласно информации, полученной «ЗН» от источников, близких к руководству СБУ, если бы бывший глава «Укрспецэкспорта» Валерий Малев не погиб при сомнительных обстоятельствах, он был бы одним из главных фигурантов нынешнего ракетного скандала. Следствие допускает, что в этом случае возник бы вопрос об ответственности президента Леонида Кучмы. По данным Омельченко, на арестованного россиянина Олега Орлова уже было совершено покушение прямо в пражской тюрьме. А ведь Орлов — главный свидетель, который может прояснить и иностранным, и украинским спецслужбам, какова роль России в «контрабанде» крылатых ракет.
Между тем под прикрытием этого скандала, как утверждают международные эксперты в области торговли оружием, Китай и Иран с помощью российских технологий разрабатывают свои прототипы крылатых ракет. Похоже, изучив на тестовых образцах эффективность этой техники, два ярых антагониста американскому влиянию решили обзавестись еще и средствами доставки — современными ракетоносцами, способными нести на борту и ядерное оружие. Согласно данным осведомленных источников, в настоящее время Китай и Россия ведут переговоры о закупке стратегических ракетоносцев ТУ-95 МС. Оружием какого класса могут оснастить эти самолеты — очевидно. Как правило, Китай закупает партии российской техники вместе с лицензией на производство. Открыто передать лицензии на Х-55 Россия не может. Понятно ведь, что эти крылатые ракеты радикально изменят баланс сил в Тихоокеанском регионе. Комплекс ТУ-95/Х-55 даст Китаю мощное средство сдерживания против американцев и позволит добиться качественного превосходства над вооруженными силами республики Тайвань. Речь может идти и о неядерном сдерживании — ракета комплектуется также обычной боеголовкой. Наличие такого оружия у Ирана, даже при гарантиях свертывания иранских военных ядерных программ, станет для США серьезным проигрышем. На фоне откровенных угроз американцев в адрес Тегерана и намеков на самые крайние меры в отношении стран Среднего Востока наличие крылатых ракет класса Х-55 не позволит Пентагону планировать очередную победоносную войну. Это не старые «Скады» Саддама Хусейна. Иран при наличии подобного оружия способен разбомбить любые объекты в регионе, например те же нефтепромыслы. Особо опасной для военного господства США может стать последняя модификация российской авиационной крылатой ракеты — Х-555, самой современной в мире. Против нее еще не разработаны эффективные системы противоракетной обороны.
Однако за геополитической составляющей очередного ракетного скандала нельзя забывать о внутриполитической подоплеке. Информационный повод к скандалу создали наши отечественные политические кадры, и они же раздули историю до мировых масштабов.
Многие признаки указывают на то, что ракетный скандал связан с борьбой за контроль над экспортом украинского оружия. В последнее время, как уже писало «ЗН», в высших сферах возникла острая конкуренция за посты руководителя Службы внешней разведки и главы «Укр­спецэкспорта». Как мы писали, эти две должности образуют своеобразный тандем. СВР обеспечивает деятельность «Укрспецэкспорта». Их работа координируется комитетом по военно-техническому сотрудничеству при Совете национальной безопасности и обороны Украины. До вчерашнего дня эти три должности контролировались фактически командой экс-главы СБУ Игоря Смешко.
Игорь Петрович многое сделал для развития этих отраслей, он, бесспорно, весьма компетентен в данной сфере. И, несмотря на утрату поста главы СБУ, он задался целью сохранить свое влияние в важной сфере. За Смешко остается должность председателя координационного совета по внешней разведке. Сам текст запроса Григория Омельченко четко указывает, что такой формат публикации очень выгоден г-ну Смешко и его команде. И очень невыгоден команде Владимира Радченко и Петра Шатковского, которые также реально претендуют на высокие посты в данной отрасли. Игорь Петрович мимоходом показал, что его информированность в вопросах ВТО и его достижения по контролю этой деятельности делают самого Смешко либо его коллегу Александра Галаку оптимальными кандидатами на должность главы СВР либо «Укрспецэкспорта». Тем более что комиссию по ВТО при Совбезе по-прежнему возглавляет коллега Смешко Юрий Прокофьев. Президент накануне визита в США хочет быть уверенным, что если не прибыль, то хотя бы отсутствие проблем оружейная отрасль должна гарантировать. Без сомнений, обнаружение российского следа в скандале с Х-55 вызовет в Вашингтоне понимание и удовлетворение. Однако, похоже, ракетный скандал произвел на Виктора Ющенко не то впечатление, которое ожидалось. Ущерб репутации государства оказался значительным, закрытый суд над Евдокимовым, который удобнее было поскорее завершить, теперь в центре внимания. А главное — конкурирующие команды утомили недоверчивого Президента горами компромата. В результате, как и прогнозировало «ЗН», анализируя вероятные кандидатуры на пост главы внешней разведки, Ющенко решил доверить деликатную сферу внешних сношений незаангажированным политикам, то бишь никак не связанным с СБУ и военной разведкой. В четверг главой «Укрспец­экспорта» был назначен 33-летний депутат Сергей Бондарчук. По одной из версий, этому назначению способствовал секретарь СНБО Петр Порошенко, по другой — первый помощник Президента Александр Третьяков. Бондарчук — бизнесмен, до 2002 года был одним из руководителей танкостроительного завода имени Малышева. Как политик он показал себя совершенно невыразительно, слишком часто меняя политическую ориентацию. Однако ему удалось, даже покинув ряды «Нашей Украины», сохранить хорошие отношения с Ющенко и его ближайшим окружением. Это единственный депутат, близкий к Ющенко, который занимался вопросами торговли оружием и при этом имеет относительно чистую репутацию. По сведениям «ЗН», сейчас Президент продолжает непростой поиск еще одного кандидата на должность главы внешней разведки, однако найти авторитетного политика, который хотел бы заниматься этой хлопотной, но совершенно непубличной работой, не так-то просто.
Торговля оружием по-украински — это русская рулетка, в которой барабан нередко крутит сосед, он же снимает выигрышные ставки, а Украине достается репутация бузотера и неудачника. Ракет у нас хватит еще не на один скандал…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно