ДЕКАЛОГ

17 августа, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №31, 17 августа-22 августа

19 августа 1991 года, по существу, начался наш путь к свободе — исход из того уродливого, рабского мира, который был построен на одной шестой части суши приверженцами «самой передовой в мире» идеологии...

19 августа 1991 года, по существу, начался наш путь к свободе — исход из того уродливого, рабского мира, который был построен на одной шестой части суши приверженцами «самой передовой в мире» идеологии. Но исход никогда не бывает просто броуновским движением — это осознанное и регламентированное движение вперед. Уже в момент самого знаменитого в истории человечества Исхода от египетского рабства в землю обетованную люди были движимы не стадным чувством, не инстинктом толпы, но десятью заповедями — простым и четким декалогом, который должен был соблюдать каждый, кто хотел приблизить освобождение. Соблюли ли эти заповеди мы?

 

1.Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

 

Нашим Богом в те времена была Свобода. Именно ощущение того, что мы живем в несвободном, несправедливом, лживом обществе, и обусловило быстрый и, по сути, бескровный крах коммунистической системы и коммунистической империи, позволило запретить партию-диктатора, в течение семи с лишним десятилетий глумившуюся над собственным народом, и демонтировать одну из самых отвратительных империй ХХ века — Советский Союз.

Но свобода быстро перестала быть единственным нашим Богом. Появится новый Бог, жестокий, беспощадный и ограниченный — Власть. Казалось бы, прежние позиции Свободе должны быть возвращены экономическими реформами, приватизацией… Но на постсоветском пространстве ни одна реформа не доводилась до конца, если она ограничивала возможности Власти и другого нашего нового Бога — алчной и самодовольной Наживы. Так, мечтающие о Свободе, мы молча следили за тем, как богатели недавние враги наших самых смелых желаний и превращались в нищих те люди, ради которых, собственно, мы все это и начинали. Через десять лет после начала нашего исхода мы оказались заложниками Власти и Наживы и курим фимиам перед их ложными алтарями… Свобода наказала нас за равнодушие к ней, как некогда Бог наказывал забывший его народ…

 

2.Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

 

Скольких кумиров мы вылепили себе за эти годы, скольким поклонялись и скольким служили! Каждый, способный унизиться до лживого обещания, становился нашим кумиром — и мы разбивали его, если только он переставал давать нам новые лживые обещания. Напрасно было напоминать нам о том, что обещания не выполнены и не могли быть выполнены, что все это лишь обман, простой и циничный. «Якось так воно буде», — отвечали мы. Или «маємо те, що маємо» — мол, такие уж кумиры, какие есть. Кому ж еще поклоняться? А кумиры между тем жили своей жизнью, удерживали власть, зарабатывали деньги, договаривались и ссорились и презирали нас, забывших ради них свое стремление к Свободе…

 

3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

 

Произносили, произносили без счета. Любой наш шаг, любой неблаговидный поступок оправдывали мы желанием освободиться, приблизить рассвет в нашей земле обетованной. Когда Нажива и Власть диктовали нам свои законы, разве мы могли признаться, что служим им? Что этот договор подписан не ради интересов страны, а для удержания власти и получения семейной выгоды. Что эта газета была оппозиционной, а стала объективной потому, что это продиктовано Властью, а та была объективной, а стала оппозиционной потому, что так велела Нажива? Нет, мы говорили, что хотим Свободы, что только ей и служим, что каждый наш шаг продиктован стремлением к лучшей жизни, что мы уже шагаем вперед в наш Ханаан в то время, как все видели, что мы лишь уверенно топчемся на месте…

 

4.Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

 

Этой заповеди нам могли даже и не провозглашать. Потому что одни из нас работают все дни, не покладая рук, даже и не задумываясь иногда о смысле того, что делают, а другие не имеют возможности работать даже один день. И все меньше и меньше у них дел, которым могут они посвятить шесть дней недели, чтобы благополучно отдохнуть день седьмой. Наши заводы остановлены, наши поля опустели после многолетних проволочек с земельной реформой. Сколько наших соотечественников решило не ждать земли обетованной здесь, а работать там, где она уже существует? Но и там, в благословенной Европе, эта земля не для них, и там они живут в страхе быть пойманными и высланными, и там они бесправны, и там день седьмой существует для всех — только не для них.

 

5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

 

Где чаще всего встречаем мы наших стариков? У мусорников, где они роются в поисках объедков? На перекрестках, где они теперь работают нищими? На демонстрациях, на которые они выходят с портретами Сталина? Если подумать о тех мизерных пенсиях, которые оказалось способным выплатить им наше государство, то как они могли поверить в Свободу и в наше желание быть свободными, они, те, кто хотел просто достойно дожить оставшиеся годы? Удивительно еще, что не все они у мусорников, не все на перекрестках, не все на демонстрациях. Мы оказались поразительно жестоки к старости — так, как жестоки могут быть только люди, которые сами собираются быть вечно молодыми и верят, что их новые боги, Власть и Нажива, им эту вечную молодость обеспечат…

 

6.Не убивай.

 

Убивали. Убивали ради Власти, убивали ради Наживы. Не только безвестные киллеры, не только заказчики, которых мы рано или поздно узнаем, — все общество виновно в тысячах смертей, потому что само оказалось плодородной почвой для преступлений. Мы не знаем кто, но мы знаем почему. Почему случились эти смерти — и известные, как гибель Вадима Гетьмана, Евгения Щербаня, Георгия Гонгадзе, Марьяны Черной и многих других — у нас, Галины Старовойтовой, Владислава Листьева, Дмитрия Холодова, Михаила Маневича и многих других — в России, Андрея Завадского, Виктора Гончара и многих других — в Беларуси… И безвестные — вспомню прежде всего о жителях домов, обрушившихся в Москве и других городах России от взрывов накануне второй чеченской войны, и о жителях чеченских городов, поселков и аулов, стертых с лица земли «ковровыми бомбардировками»…

 

7.Не прелюбодействуй.

 

Изменяли, изменяли бесчисленное количество раз — и своему чувству свободы, и своему чувству порядочности, и своим политическим взглядам, и своим близким… Сколько раз мы видели вчерашних столпов режима, в одночасье становившихся пламенными оппозиционерами и писавших революционные декларации, и вчерашних оппозиционеров, в одночасье становившихся лучшими, наиболее преданными слугами власти? Некоторым из нас удалось проделать это по нескольку раз без особого ущерба для собственной совести. На языке нашего времени прелюбодеяние называется просто политической мудростью.

 

8.Не кради.

 

Даже как-то смешно об этом писать после того, как вся Украина была разворована, вывезена в западные и латиноамериканские банки отнюдь не только Павлом Ивановичем. Украсть — не считается у нас грехом. Государство крадет у населения, обкладывая его неимоверными налогами; население обкрадывает государство, забывая ему эти налоги платить. Нищие — судя по зарплатным ведомостям — министры и депутаты разъезжают в «мерседесах» и встречаются друг с другом в шикарных ресторанах… Никто не спрашивает друг друга: на какие деньги. На какие — знают все: от президента до последнего ассенизатора и водовоза нашего Ханаана. Просто президент знает об этом лучше…

 

9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

 

Произносили — ради таких свидетельств даже создавали специальные газеты, финансировали специальные телепрограммы. Выступали с ложью с парламентских трибун и сбрасывали ее в Интернет. Лгали, где только могли, испробовали все варианты лжи! Сажали в тюрьмы по лживым обвинениям и выпускали по ложным свидетельствам о невиновности. Запугивали друг друга чемоданами компромата, но когда доходило до дела — не желали демонстрировать даже ридикюля…

 

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 

Вели жестокую и непримиримую борьбу за имущество ближнего своего, не гнушаясь ничем! Не хотели создавать, хотели только отбирать — присваивать лучшее, уничтожать ненужное. Наиболее сердобольные из нас призывали отбирающих хотя бы делиться с обираемыми, но и их не услышали…

 

***

Не исполнили. Ничего не исполнили. Впору отчаиваться, но перед праздником как-то неловко. Просто это еще не земля обетованная, не Ханаан… Нам предстоит долгое странствие по пустыне.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно