...А ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ — ВЕРНО!

1 июня, 2001, 00:00 Распечатать

Армянское радио спрашивают: «Правда ли, что Гаспарян выиграл в лотерею 20 тысяч рублей?». Армянское радио отвечает: «Не Гаспарян, а Карапетян, и не в лотерею, а в преферанс, и не 20 тысяч рублей, а 300, и не выиграл, а проиграл...

Армянское радио спрашивают: «Правда ли, что Гаспарян выиграл в лотерею 20 тысяч рублей?». Армянское радио отвечает: «Не Гаспарян, а Карапетян, и не в лотерею, а в преферанс, и не 20 тысяч рублей, а 300, и не выиграл, а проиграл. А все остальное — верно».

 

Старый анекдот

 

Президент Украины настойчиво пытается убедить сограждан в том, что вводимый его указом институт госсекретарей полностью соответствует европейскому опыту и схож с моделями, существующими в других странах.

Однако большинство представителей западных посольств, с которыми довелось побеседовать «ЗН» в эти дни, ознакомившись со свежеиспеченным указом, недоуменно пожимали плечами и говорили примерно одну и ту же фразу: «То, что существует у нас, совсем не похоже на то, что подписал Леонид Кучма». Как обычно у нас и бывает, в очередной раз хорошая идея, позаимствованная на Западе, в кабинетах украинских чиновников трансформировалась до неузнаваемости.

Для того чтобы убедиться, что вводимый в Украине институт госсекретарей мало чем напоминает европейские, достаточно даже самого поверхностного ознакомления с последними.

Возьмем хотя бы Германию. В этой стране существует два вида госсекретарей — парламентские и госслужащие. Парламентские госсекретари одновременно являются и членами парламента, и членами кабинета министров. Кандидатуры на эти должности обсуждаются после парламентских выборов парламентским большинством во время консультаций с будущим канцлером по поводу формирования коалиционного правительства одновременно с кандидатурами на министерские посты. По сути, госсекретари являются политическими заместителями министров, и вся полнота власти остается у министров, которые в своих ведомствах являются последней инстанцией для принятия решений — кадровых и финансовых в том числе. Понятно, что с уходом кабинета в отставку вместе с ним уходят и парламентские госсекретари.

Немецкие госсекретари-чиновники — это госслужащие, доросшие до ранга госсекретаря, как правило, в этом же министерстве. Они не являются членами кабинета, а назначаются им по представлению министра. Как раз госсекретари и занимаются административными вопросами. После ухода кабинета в отставку госсекретари-госслужащие могут как сохранить свой пост, так и покинуть его — в зависимости от решения нового министра. Точно так же, как и шеф ведомства федерального канцлера, который возглавляет аппарат главы правительства и является весьма важной фигурой. Как правило, каждый канцлер назначает своего главу аппарата.

В Греции же госсекретари являются аж четвертыми фигурами в министерских табелях о рангах — после министра, вице-министра и заместителя министра. В каждом министерстве может быть несколько госсекретарей, они равны между собой по своему статусу и каждый ведет свой участок работы. Если искать аналогии с нашими министерствами, то греческие госсекретари по своим полномочиям напоминают, скажем, послов по особым поручениям украинского МИДа. Например, во внешнеполитическом ведомстве Греции есть госсекретарь по политическим вопросам, госсекретарь, отвечающий за отношения с Европейским союзом, госсекретарь-управделами. Этих лиц назначает либо премьер, либо министр. Для этого издается специальный закон, в котором указываются полномочия данного госсекретаря. Любой новый министр может поменять госсекретарей в своем министерстве, упразднить или ввести новый пост госсекретаря в зависимости от собственного видения будущей работы вверенного ему министерства. Также в Греции существуют еще и парламентские госсекретари и госсекретари в кабинете министров, назначаемые и подчиняющиеся непосредственно премьеру.

Во Франции госсекретари назначаются президентом страны по представлению премьера и являются членами правительства. По сути, французские госсекретари — это министры более низкого ранга, чем просто министры. Разница, как нам пояснили в посольстве Франции, заключается в основном в протоколе: на заседание кабинета министров госсекретари приходят только тогда, когда обсуждаются вопросы, касающиеся непосредственно их сферы. Каждый госсекретарь отвечает за какую-то конкретную область, например экологию или молодежные проблемы, и принимает решения как политические, так и финансовые.

И в Великобритании государственные секретари входят в состав кабинета министров, а также являются членами парламента. А вот назначает и увольняет их монарх по рекомендации премьер-министра. Назначение на пост госсекретаря является политическим, но, как правило, назначенные лица имеют опыт работы во вверенных им областях. В Туманном Альбионе существует 13 должностей государственных секретарей, и по Конституции страны каждый из них может выполнять функции любого другого госсекретаря в правительстве. По своим полномочиям британские госсекретари, по сути, являются заместителями министра. Они руководят министерствами, за управление которыми они ответственны перед парламентом, и по Основному Закону являются каналами связи между монархом и его подчиненными.

Институты госсекретарей существуют не только в Европе, но и за океаном. Весьма любопытна канадская модель. Там госсекретари являются «младшими» министрами. Они так и называются — «junior minister», и сфера их деятельности немного меньше, чем у «больших» министров. Госсекретари, так же, как министры, являются и членами кабинета, и членами парламента, перед которым несут ответственность за свою работу. В канадском кабинете может быть от десяти до тридцати членов, и эти должности могут вводиться в него по мере необходимости. Например, в свое время в Канаде возникла проблема с западными провинциями, считавшими себя незаслуженно обделенными государственным вниманием. Тогда в кабинете был создан пост госсекретаря, ответственного за разнообразие развития западных провинций Канады. Сейчас, например, в Канаде признано приоритетным развитие отношений с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Был создан институт госсекретаря, отвечающего за этот регион.

Оригинальность же канадской модели заключается в том, что каждый госсекретарь работает не в одном конкретном министерстве, а курирует конкретный регион или конкретную сферу жизни Канады и при этом координирует работу отдельных департаментов различных министерств, отвечающих за то же направление. Например, госсекретарь по делам Квебека решает абсолютно все вопросы, связанные с этой провинцией, — и транспортные, и вопросы образования и здравоохранения и т.д.

Канадские госсекретари отчитываются перед парламентскими комиссиями, разрабатывающими политику в каждой конкретной области, и уходят в отставку вместе с кабинетом министров. В следующем кабинете их должностей может уже и не оказаться.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно