А курс если есть, то его сразу нет... о последствиях компромиссов в тексте Универсала

15 сентября, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №35, 15 сентября-22 сентября

Визит Виктора Януковича в Брюссель может развеять иллюзии тех, кто полагал, что хотя бы внешняя политика в этой стране осталась прерогативой президента...

Визит Виктора Януковича в Брюссель может развеять иллюзии тех, кто полагал, что хотя бы внешняя политика в этой стране осталась прерогативой президента.

С отчаянной настойчивостью украинские дипломаты старались убедить в этом наших западных партнеров, пытаясь удержать завоеванные за последние полтора года позиции на натовском направлении.

Но лидер Партии регионов в очередной раз продемонстрировал, кто в этом доме хозяин. В Брюсселе он заявил, что Украина пока не готова к выполнению Плана действий относительно членства в НАТО (ПДЧ).

Хотя об обратном была его устная договоренность с президентом, достигнутая во время подготовки Универсала (во всяком случае, об этом заявлял Анатолий Кинах после известного сообщения пресс-службы Кабмина, процитировавшей слова премьера о переносе сроков выполнения ПДЧ, и Кинаха, между прочим, до сих пор никто не опроверг).

Хотя МИДом были подготовлены все соответствующие материалы, в том числе и пресловутое письмо в НАТО, в котором премьер, по идее, должен был сообщить Брюсселю, что Украина заинтересована в присоединении к ПДЧ. Но из письма в здании на Грушевского был изъят последний абзац, который, собственно, и наполнял смыслом это послание. Выхолощенное письмо, содержащее лишь общие фразы, было отправлено в штаб-квартиру НАТО накануне визита премьера.

Кроме того, вопрос о готовности/неготовности Украины к выполнению ПДЧ не обсуждался на заседаниях правительства и, соответственно, решение по этому поводу не принималось. Виктор Янукович принял это решение лично.

Не возымели никакого действия и разъяснительные беседы с премьером президента, которых, по нашей информации, накануне Брюсселя было как минимум две (в аэропорту перед вылетом Ющенко в Азербайджан, и перед поездкой Януковича в Криницу). Премьер сначала обещал подумать, но все же оказался непреклонен, приводя уже известную со времен Универсала аргументацию, мол, положительное решение по ПДЧ может расколоть существующую сегодня коалицию, вызвав недовольство социалистов и коммунистов, а также осложнить внутрипартийную ситуацию в «Регионах».

В Брюсселе же аргументы премьера, объясняющие перенос ПДЧ на неопределенное время, были иными: количество украинцев, поддерживающих вступление Украины в НАТО, «чересчур мало, чтобы делать такие шаги», «мы должны убеждать общество и это самый главный вопрос».

Но на самом деле эти слова премьера продемонстрировали не «искренность и последовательность», как он сам охарактеризовал свою позицию, а неготовность и нежелание проводить экономические, политические, и социальные реформы в Украине, укреплять демократические институты, развивать гражданское общество, усиливать защиту прав человека, проводить реформу судебной сферы и сектора безопасности. Потому что именно это и является смыслом и сутью украинского ПДЧ, готовый текст которого уже давно находится в Брюсселе и согласован с натовской стороной, ожидая лишь политической отмашки из Киева. И если бы премьер потрудился его изучить хотя бы по диагонали, то, возможно, изменил бы свою железобетонную позицию и осознал выгодность ПДЧ, прежде всего для Украины. Ведь разобрался же он в проблеме украинско-натовского меморандума об использовании стратегической транспортной авиации Украины в операциях и учениях НАТО и, вопреки возражениям некоторых членов правительства, страдающих идиосинкразией на одно только слово НАТО, заявил на Кабмине: «Это выгодно для Украины. Это нужно принимать». После чего документ и был передан на ратификацию в парламент с соответствующим благословением.

Прояви премьер немного интереса, и он бы узнал, что присоединение к ПДЧ отнюдь не означает автоматического присоединения в будущем к НАТО, на чем акцентируется внимание в соответствующих документах альянса. Но, видимо, профильные советники премьера таких интересных фактов своему шефу не предоставили. А что еще можно ожидать от советников (или как их уже окрестили давние «почитатели» их талантов, «московских ретрансляторов»), если один из них в свое время запретил чиновникам употреблять даже эвфемизм «евроатлантическая интеграция», а другой на заседании СНБОУ, еще при Кучме обсуждавшем возможность пролета натовских самолетов на Афгантистан через воздушное пространство Украины, спустя пятнадцать лет после окончания холодной войны в ужасе воскликнул: «А вдруг они полетят на Москву?»?

Но проблема еще и в том, что сам Янукович, возможно, и не питая к НАТО никаких отрицательных чувств, просто не видит и не осознает какой-то особой ценности альянса как для страны, так и для своего клана и себя лично. И поэтому если какой-то там ПДЧ можно выгодно выменянть на торгах с Москвой, скажем, на прямые контракты на поставку газа для донецкого бизнеса, то почему бы и россиянам приятно не сделать, и для себя кое-что с этого не поиметь? Только вот понимает ли Янукович и его команда, что, получив какие-то дивиденды от «продажи» натовской идеи сегодня, они могут проиграть все завтра или послезавтра, не выдержав мощного и системного российского напора, надежным защитным барьером от которого как раз и могло бы стать членство Украины в НАТО?

Да, в Брюсселе Янукович изо всех сил старался понравиться, говорил приятные слова, дарил голливудские улыбки и обещал всяческое «расширение» и «усиление» сотрудничества с альянсом, а также информационной политики в самой Украине. Можно ли верить этим словам или же это был очередной «развод»? Судите сами. Достаточно заглянуть в проект госбюджета, представленный на этой неделе правительством Януковича, и поинтересоваться, а сколько же средств выделено на эти цели. Госкомитету телевидения и радиовещания, на чьи плечи и ложится основной груз выполнения двух госпрограмм по информированию населения по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, на этот раз повезло: если в текущем году на его нужды в госбюджете было выделено 372394,7 тыс. грн., то на 2007 г. запланировано 453024,9 тыс. грн. Может, что-то из «добавочных» 80630,2 тысячи перепадет и на анонсированное премьером усиление информационной политики? Ничего подобного!

В 2006-м году на две соответствующие госпрограммы правительством Еханурова было выделено 5, 2 млн. грн., что, по общему признанию сторонников интеграции Украины в ЕС и НАТО, «слезы, а не деньги». А вот правительство Януковича выделяет в бюджете на 2007-й год на эти цели аж почти в два раза меньше — три миллиона гривен… Правда, может быть, предполагается, что скудость этих средств будет компенсирована признанными талантами в информационной сфере возглавившего на этой неделе госкомитет Эдуарда Прутника, весьма успешно пиарившего своего патрона в США во время президентской кампании? А может, значительные средства на просвещение сограждан в сфере европейской и евроатлантической интеграции решено выделить из партийной кассы «Регионов» или же профинансировать силами самых обеспеченных ее членов? Интересно, будут ли сравнимы эти суммы с теми, что тратятся «регионалами» на заграничных пиарщиков для облагораживания собственного имиджа в глазах сограждан? И, кстати, кто будет финансировать мероприятия по улучшению имиджа страны в глазах граждан иностранных? Ведь МИДу, в отличие от Госкомтелерадио, с бюджетом на следующий год не повезло: у никогда не жировавшего внешнеполитического ведомства урезали и без того скудный паек, уменьшив суммы буквально в каждой строке расходов, а некоторые из них выкинув вообще. В частности, правительство Януковича не сочло необходимым выделить какие-либо средства на «финансовую поддержку пропаганды за границей украинских достижений» и «мероприятия для установления связей с украинцами, проживающими за пределами Украины». Видимо, проукраинское лобби в ключевых для Украины государствах «самодостаточным» представителям Донецкого региона не нужно.

Как, впрочем, и реформированные и боеспособные Вооруженные силы. Поскольку, если еще в бюджетной резолюции на нужды ВСУ предполагалось выделить два процента ВВП, то в проекте бюджета вместо необходимых двенадцати миллиардов гривен мы обнаруживаем сумму почти в два раза меньшую. И эти цифры говорят об истинных убеждениях и намерениях Януковича куда больше, чем его брюссельские заверения о том, что «сегодня нет альтернативы той стратегии, которую выбрала Украина в отношениях с НАТО».

И не нужно тешить себя иллюзиями: мол, «зато Янукович полностью поддерживает интеграцию Украины в Европейский Союз», на самом деле, он «достаточно прозападный». Ведь, во-первых, интеграция, да и просто реальное сближение нашей страны с ЕС требуют практически тех же реформ, от проведения которых Янукович публично отказался в Брюсселе, отвергнув ПДЧ. А во-вторых, заявления Януковича о «твердых намерениях» вести страну к членству в ЕС ни к чему его не обязывают и ничем ему не грозят, поскольку еэсовская сторона устами комиссара Бениты Ферреро-Вальднер в очередной раз однозначно дала понять: «в настоящий момент ясно — никакой перспективы членства».

В свое время, при Кучме, фракция Регионов почти единогласно голосовала за все пронатовские законы и постановления, включая закон об основах национальной безопасности Украины, в котором четко провозглашена стратегическая цель нашего государства — полноправное членство в НАТО. Сегодня же высокопоставленные «регионалы» на вопрос: «Так что же изменилось, почему сегодня вы против?» вполне откровенно с умешкой отвечают: «Так тогда же все это было несерьезно, тогда ведь никто не верил в возможность членства Украины в НАТО»…

Еще несколько месяцев назад с большой долей уверенности можно было утверждать, что Украина как никогда близка к членству в Организации Североатлантического договора. Брюссельский вояж Януковича отодвинул эту цель в скрытую густым туманом даль. Но безвыходных ситуаций, как известно, не бывает, и даже сегодня все еще остается некоторая надежда, что президент таки попытается найти какой-нибудь «лом» против «регионаловых приемов». Данным орудием может послужить Совет национальной безопасности и обороны Украины, новый состав которого был наконец-то утвержден в минувший понедельник, и в котором президент получил явное большинство голосов для поддержки своего курса. Можно надеяться, что натовские устремления главы государства кроме признанных и преданных атлантистов — министров иностраннх дел и обороны Бориса Тарасюка и Анатолия Гриценко, а также и.о. секретаря СНБОУ Владимира Горбулина — будут также поддержаны руководителем его секретариата Олегом Рыбачуком, главой МинЧС Виктором Балогой, главой СБУ Игорем Дрижчаным, министром юстиции Романом Зварычем, главой МВД Юрием Луценко, министром здравоохранения Юрием Поляченко и председателем Службы внешней разведки Николаем Маломужем. Оппонировать же им смогут лишь премьер Виктор Янукович, первый вице-премьер Николай Азаров и с опаской высказывавшийся относительно НАТО даже в бытность замом Тарасюка нынешний министр экономики Владимир Макуха. Расстановку сил в Совбезе не изменят и могущие по согласию войти в его состав спикер Мороз и генпрокурор Александр Медведько, которые, очевидно, будут поддерживать в натовском вопросе Януковича, а также глава Нацбанка Владимир Стельмах, на чей голос может рассчитывать президент.

Таким образом, представляется вполне реальным безотлагательный созыв СНБОУ, на рассмотрение которого будет вынесен вопрос о присоединении Украины к Плану действий относительно членства в НАТО и принято решение о заинтересованности нашей страны в таком шаге. Как известно, решения СНБОУ вводятся в действие соответствующим указом президента. А указы главы государства, согласно Конституции, обязательны для выполнения на всей территории Украины. В том числе, и Кабинетом министров, и его главой. О решении СНБОУ, разумеется, немедленно должна быть оповещена штаб-квартира НАТО.

Оставим за скобками вопрос, почему все это не было сделано до визита В.Януковича в Брюссель. Главное сегодня — в очередной раз не упустить очередную возможность. Поскольку потеря такого шанса будет означать окончательный размен президентского курса на курс валют. Причем, неконвертируемых…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 14 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно