Преодоление хаоса

ZN.UA
Поделиться
Преодоление хаоса © depositphotos/80sChild

Первый налет дронов на Москву произошел в ночь на 3 мая, когда беспилотники атаковали Кремль. Потом — 30 мая, 4 июля, 24 июля, 30 июля, 1 августа. Как видим, дроны стали прилетать в Москву чаще, и через месяц-два такие налеты будут уже рутиной.

Когда Министерство обороны (и другие ответственные ведомства) заявляют о росте производства дронов, артиллерийских снарядов и бронемашин на сотни процентов — это радует, но достаточно ли этого для победы?.. Ведь если вчера для налета на московский Кремль было всего два ударных дрона, а сегодня — спустя три месяца — уже целых десять или двадцать, то, с одной стороны, это прогресс в сотни процентов, а с другой — совершенно недостаточное количество, чтобы выиграть войну.

Очевидно, что единичные случаи демонстрации наших возможностей, психологическое давление на противника не могут заменить системных и массовых беспилотных бомбардировок военных объектов, предприятий военно-промышленного комплекса, пресловутых «центров принятия решений». А до этого еще очень далеко.

Так же и растущие объемы западной военно-технической помощи. С одной стороны, не могут не радовать, с другой — свидетельствуют о том, что наши собственные усилия совершенно недостаточны, чтобы выиграть войну. А в некоторых областях — там, где Запад нам принципиально не помогает, например не поставляет дальнобойные дроны и ракеты — мы сами делаем критически мало для победы.

Украина десятый год ведет войну, а у нас до сих пор нет Министерства оборонной промышленности. Этот прискорбный факт красноречиво говорит, что руководители страны не понимали и до сих пор не понимают важности системной работы с оборонными предприятиями всех форм собственности, не знают мировую историю, не изучают и не перенимают чужой опыт.

Сегодня функции Министерства оборонной промышленности частично выполняют Министерство обороны, Генштаб, все силовые ведомства и даже управления родов войск, Минстратегпром, Минцифры, Госспецсвязь и кто-то там еще…

«Укроборонпром» по обыкновению занимается надуванием мыльного пузыря, и должен быть разрушен, как совершенно неэффективное и неестественное межотраслевое коррупционное образование, когда-то созданное исключительно для выкачивания денег из некогда прибыльных советских оборонных предприятий.

Объединение предприятий (под решение конкретных задач, а не в рамках одной бухгалтерии) — как государственных, так и частных — может быть только по отраслевому признаку: это могут быть объединения танковых и танкоремонтных предприятий, мотористов, ракетчиков, объединения электронщиков (предприятий электронной промышленности), оружейников, объединения беспилотчиков — производителей и эксплуатантов беспилотной техники, и так далее…

В сложившейся ситуации создание полноценного Министерства оборонной промышленности во главе с людьми, знающими что делать и как делать, под руководством энергичного драйвера, способного преодолевать административные барьеры было бы лучшим решением для администрирования отраслевых оборонных объединений. Но такое решение — прерогатива Верховного главнокомандующего и его ответственность. И такой вопрос выходит за рамки этой статьи. Поэтому здесь как близкую мне тему рассмотрим частный, но важный случай возможной организации работы объединения беспилотчиков.

Объединение предприятий оборонной промышленности, занятых разработкой и изготовлением дронов, в условиях отсутствия Министерства оборонной промышленности с соответствующим департаментом, может возглавить отраслевое управление (комитет/агентство) по беспилотным технологиям.

Такому комитету придется столкнуться с саботажем и противодействием со стороны многих местечковых «руководителей над беспилотниками», ведь сегодня каждое силовое ведомство, управление и даже рода войск вправе заказывать «под себя» свою номенклатуру беспилотников у «своих» производителей. Здесь пасутся и кормятся десятки, если не сотни кабинетных «специалистов» и бумажных «ученых», создающих в системе закупок контролируемый ими хаос.

При этом все основные типы беспилотников, которые заказывают разные силовики различных ведомств, похожи друг на друга по функционалу, комплектации и даже внешнему виду, но могут в разы отличаться по закупочной цене и стоимости эксплуатации.

Само существование «зоопарка» беспилотников приводит к распылению бюджетных средств, росту финансовых затрат на разработку и изготовление, увеличению времени на обучение и переобучение эксплуатантов, росту расходов на закупку комплектующих, на управление (менеджмент) всеми компаниями, которые разрабатывают и производят БПЛА.

Первым делом вневедомственный и надведомственный комитет по дронам должен покончить с хаосом и заняться внедрением линейки стандартизированных массовых дронов, подходящих для любого силового ведомства. Это не значит, что должны заказываться и производиться только эти массовые дроны; это значит, что львиная доля единого бюджета в рамках консолидированной закупки для всех силовых ведомств должна приходиться на стандартизированные модели.

Я считаю, что больше всего нужны:

  1. Универсальный разведывательно-ударный дрон легкого класса типа «мавик» (нужен всем силовикам).
  2. Дрон-наблюдатель среднего класса типа «матрас». Он же может быть ночным бомбером.
  3. Массовый FPV-коптер — дрон-камикадзе.
  4. Дрон-ретранслятор. Его можно построить на базе коптера среднего класса типа «матрас» (см. пункт 2).
  5. Электрический самолет-разведчик среднего радиуса действия. Он же может изготавливаться в варианте «самолет-камикадзе» поля боя (наш «ланцет»).
  6. Самолет-бомбер среднего радиуса действия.
  7. Самолет-камикадзе большого радиуса действия.

Вот семь основных, наиболее востребованных типов беспилотников.

Вместе со всеми заинтересованными инстанциями, в первую очередь эксплуатантами дронов и разработчиками, Комитет должен создать и опубликовать (для узкого круга лиц) Технические условия (ТУ) для таких семи (или шести, или восьми — как решит комитет) типов беспилотников. Не разработчики должны создавать «какой угодно дрон — мы таким его видим», а потом сочинять и утверждать под свое творение ТУ и проводить испытания, чтобы подтвердить свои же, придуманные самими разработчиками требования, как это делается сейчас, а это должен разрабатывать, прописывать, навязывать производителям Комитет, стандартизируя тем самым линейку наиболее востребованных дронов.

После того, как будут разработаны и введены техзадания (ТЗ) для стандартизированных моделей, комитет по беспилотникам должен провести открытый и честный конкурс на лучшую модель дрона в каждом сегменте среди всех участников рынка — государственных и частных. По результатам конкурсных испытаний должны быть определены победители — не больше двух моделей двух конкурирующих производителей в каждой номинации.

Победившие в конкурсе дроны становятся стандартными моделями. На основе консолидированного заказа от всех силовых ведомств на стандартные модели комитет распределяет заказы на разные предприятия, готовые их производить. При этом если консолидированный заказ составляет 5000 штук в месяц, а компания-разработчик может произвести только 500 штук в месяц, то оставшиеся 4500 штук должны производиться на других предприятиях на основе лицензионного соглашения. Таким образом, вместо 200 моделей FPV-коптеров от 200 гаражных производителей, мы получим одну стандартную модель по твердой цене от 200 производителей, одинакового качества с гарантированным сервисным обслуживанием.

Комитет должен стимулировать развитие рынка путем выдачи льготных кредитов на расширение производства, и созданием государственных предприятий, занятых выпуском стандартной беспилотной продукции. Не надо бояться «государственного» — в Штатах государственные оборонные арсеналы прекрасно клепают стандартные боеприпасы и даже разрабатывают танки, а в Израиле государственные оборонные отраслевые (отраслевые — главное отличие от Укроборонпрома) концерны эффективно конкурируют с частными предприятиями.

Комитет должен консолидировать закупки импортных комплектующих и материалов, создать стратегические запасы автопилотов, двигателей, модулей навигации, другой электроники, литиевых батарей, применяемых в стандартных моделях беспилотников. Прямые гарантированные закупки, большие объемы таких закупок, устранение таможенных поборов и проволочек — все это снизит стоимость дронов и сделает их производство и поступление в войска более предсказуемым.

Комитет должен также стимулировать изготовление комплектующих в Украине, поощрять разработки компонентов дронов, размещать заказы на компоненты, давать льготные кредиты и гранты на развитие рынка комплектующих для беспилотников.

В сфере деятельности комитета должна быть кооперация с разработчиками и производителями дронов в дружественных странах. Локализация сборки в Украине, совместные разработки, поиск зарубежных партнеров — все это должно быть в ведении комитета.

Комитет должен накапливать опыт использования БПЛА на фронте, проводить анализ, генерировать улучшение технических характеристик, изменение тактики, проводить встречи, круглые столы, семинары для разработчиков, производителей и эксплуатантов, организовывать полигонные и фронтовые испытания новых систем.

Все вышесказанное не означает, что такой комитет подомнет всю беспилотную отрасль под себя и будет жестко ее регулировать. Задачи комитета очевидны: содействие массовому выпуску стандартных дронов, развитию беспилотной отрасли. У любого разработчика и производителя остается право и возможность вести инициативные разработки, создавать лучшие аппараты, доказывать их преимущества.

Принимая во внимание тот печальный факт, что даже вневедомственный (надведомственный) комитет по беспилотникам создать весьма проблематично — для этого нужна политическая воля Верховного главнокомандующего, потому что на каждом уровне, в каждом силовом ведомстве и даже среди избранных (приближенных) производителей мы получим жесточайшее неприятие — можно рискнуть начать с создания координационного комитета по БПЛА в качестве пилотного проекта в рамках Минцифры (например), на основе наработанной экспертизы «Армии дронов».

Задачи координационного комитета (группы, агентства) будут схожи с задачами надведомственного комитета за исключением того, что координационный комитет как пилотный проект в рамках «Армии дронов» не сможет напрямую навязывать государственную оборонную политику всем силовым структурам — потребителям дронов. Но что-то для стандартизации и поощрения массового выпуска беспилотников такой координирующий орган сделать сможет.

А именно:

  1. Проведение конференций и совещаний с разработчиками, производителями и эксплуатантами БПЛА для определения требуемых характеристик стандартизируемых типов БПЛА. Создание действенного БПЛА-сообщества, реально работающих механизмов горизонтальной и обратной связи, что будет способствовать пониманию, какие типы беспилотников и в каких количествах необходимы в войсках.
  2. Стандартизация БПЛА, содействие выпуску типовых изделий, направление усилий на увеличение объемов производства типовых беспилотников. Для этого необходимо определить основные типы БПЛА, наиболее востребованные всеми силовыми структурами. Прописать ТЗ. Провести конкурсы. Выбрать победителей. Дать победителям преференции. Внедрить механизм лицензионного производства лучших моделей на других предприятиях. Никто не будет в проигрыше.
  3. Внедрение механизмов лицензионного производства стандартных моделей. Надо выписать лицензионный договор, рассчитать экономические стимулы для компании-разработчика и компаний-производителей, разработать процедуры контроля качества, модернизации лицензионных изделий на предприятиях-производителях и т.д.
  4. Помощь в расширении производства. Разработка и внедрение механизма грантовой и кредитной поддержки производителей. Привлечение к разработке и производству БПЛА финансовых институтов (украинских и зарубежных), технологических партнеров — зарубежных разработчиков/производителей БПЛА и отдельных компонентов, создание совместных предприятий, в том числе на территории западных стран.
  5. Содействие проведению опытно-конструкторских работ. Выдача ТЗ с гарантированной оплатой выполнения работ на разработку взрывателей, систем управления, систем связи, двигателей и пр. Кредитование запуска новых производств компонентов для беспилотников. Содействие созданию в Украине отрасли, занятой разработкой и производством компонентов для БПЛА.
  6. Создание механизма консолидированных закупок зарубежных компонентов и материалов для БПЛА, необходимых для производства типовых моделей. Скажем, планируется за полгода произвести 10 тыс. БПЛА семи основных типов. Производство будет размещено на 50 предприятиях. Необходимые материалы и компоненты для всех предприятий, занятых выполнением заказа, нужно закупать централизованно через двух-трех операторов-закупщиков. Финансирование закупки следует провести через коммерческие финансовые структуры под государственные гарантии.
  7. Создание алгоритма/механизма гарантированных закупок типовых БПЛА по фиксированным ценам (с учетом инфляции). Комитет от имени государства (или другой оператор от его имени) должен гарантировать закупку 10 тыс. БПЛА семи (например) основных типов у 50 производителей (из них 43 — лицензионное производство) по фиксированной цене с фиксированной прибылью и обязательным контролем качества.
  8. Создание на базе военных, волонтерских и частных, а также государственных учебных центров единой «школы» для массового обучения личного состава работе с семью основными/типовыми БПЛА. Содействие обучению тренеров, созданию пособий, программ, наполнению центров типовыми беспилотниками, необходимыми для обучения.
  9. Создание эффективной «единой» системы сервисного обслуживания типовых БПЛА с привлечением возможностей компаний-производителей (должны быть разработаны экономические стимулы), других частных компаний, способных выполнять сервисную поддержку, сервисных структур в войсках.
  10. Стандартизация боеприпасов, взрывателей и увеличение выпуска этих изделий для семи (или сколько их там будет) основных типов БПЛА.

Рыночная экономика, на которую уповают многие наши руководители, не может решить вопросы мобилизации всех сил нации в невиданной по масштабам войне за независимость. Преодоление хаоса — неизбежный этап на пути к нашей победе.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме