Насколько известно, сейчас рассматривается много путей решения "вопроса Ю.Тимошенко". Это, в частности, и принятие закона, который позволил бы ей лечение в Германии, но не повлиял на статус осужденной, и "частичное помилование" (изобретение миссии ЕС в составе П.Кокса и А.Квасьневского), и просто помилование (по примеру Ю.Луценко), и амнистия, и декриминализация некоторых статей Уголовного кодекса, и, наверное, еще многое другое.
Министр юстиции Е.Лукаш, представители фракции Партии регионов в Верховной Раде все активнее утверждают, что сегодня решение вопроса о помиловании Ю.Тимошенко не входит в компетенцию президента, и у него нет правовых оснований для ее помилования.
Так ли это на самом деле?
Нормативно-правовое регулирование помилования в Украине
Помилование является особым видом освобождения лица от отбытия наказания и как акт гуманизма заключается в прощении государством лицу совершенного преступления. В Украине от лица государства такое прощение (помилование) осуществляет президент - это его исключительное конституционное право (ст. 106 Конституции).
Общие правовые принципы реализации института помилования определены Уголовным кодексом. В ст. 85 УК сказано, что осужденный может быть полностью или частично освобожден от основного и дополнительного наказаний. Ст. 87 УК развивает указанное высшее конституционное положение, определяя, что: "Помилование осуществляется Президентом Украины в отношении индивидуально определенного лица". При этом помилованным может быть даже человек, приговоренный к пожизненному лишению свободы, - это наказание может быть заменено на лишение свободы сроком не менее 25 лет.
С юридической точки зрения сегодня Ю.Тимошенко является осужденной и отбывает назначенное ей судом наказание в виде лишения свободы. То есть как индивидуально определенное осужденное лицо она однозначно подпадает под помилование.
Порядок помилования в Украине определен не законом, а подзаконным актом - указом президента. С правовой точки зрения это неправильно, поскольку такой важный вопрос должен регулироваться законом. Вместе с тем это дает главе государства практически неограниченные возможности для определения условий помилования, процедуры его осуществления и т.п. Президент сам определяет, кого и как миловать. При желании он по собственному усмотрению может менять порядок осуществления помилования. Фактически это означает, что право президента на помилование сегодня ничем не ограничено. Точнее, его реализация ограничена теми условиями, которые он сам себе определит.
В Украине уже стало традицией, что новый президент определяет порядок помилования "под себя". Став президентом, это сделал и В.Янукович - 16 сентября 2010 г. он утвердил новое Положение о порядке осуществления помилования (указ №902), признав недействительным Положение об осуществлении помилования, утвержденное 19 июля 2005 г. президентом В.Ющенко. До этого с 2000 г. действовало Положение о порядке осуществления помилования, утвержденное президентом Л.Кучмой.
Кроме полного или частичного освобождения от отбытия наказания (предусмотренного ст. 85 УК), президент В.Янукович определил такой вид помилования, как замена наказания или неотбытой его части более мягким наказанием.
Помилованным может быть каждый осужденный
Действующим на сегодня Положением о порядке осуществления помилования (далее - Положение) установлено, что президент может помиловать любое осужденное лицо. При этом для двух категорий осужденных определены особые условия помилования.
Одна категория - это лица, ранее неоднократно (два и более раз) судимые за совершение умышленных преступлений или к которым уже применялись амнистия, помилование, условно-досрочное освобождение от отбытия наказания, замена неотбытой части наказания более мягким, освобождение от отбытия наказания с испытательным сроком, если они до погашения или снятия судимости снова совершили умышленное преступление. То есть речь идет об осужденных, которые имеют устойчивую склонность к преступной деятельности или к которым государство уже проявляло гуманность в форме помилования либо другого смягчения уголовно-правового воздействия. Такие лица могут быть помилованы "только в исключительных случаях". При этом "исключительный случай" является оценочным понятием, и под него может быть "подведен" очень широкий круг лиц указанной категории.
Другая категория - это лица, которые не встали на путь исправления или не отбыли половины назначенного им срока наказания, а также лица, осужденные за тяжкие или особо тяжкие преступления. То есть речь идет об осужденных с повышенным уровнем "общественной опасности". Они, как сказано в Положении, могут быть помилованы "только при наличии обстоятельств, требующих особо гуманного отношения". Опять же, "особо гуманное отношение" является оценочной категорией, и его проявление - это вопрос конкретного факта.
Итак, указанные категории осужденных некоторым образом только сужают возможность помилования (обусловливают его дополнительными требованиями), но не исключают его.
Юридически Ю.Тимошенко подпадает под вторую категорию, в частности, по двум признакам: она осуждена за тяжкое преступление и не отбыла половины назначенного ей срока наказания. Вместе с тем ее состояние (тяжелая и продолжительная болезнь) дает основания к проявлению к ней "особо гуманного отношения".
Чаще всего называют три обстоятельства, якобы являющиеся юридическим препятствием для помилования Ю.Тимошенко:
1) отсутствие ее прошения к президенту о помиловании;
2) Комиссия при президенте по вопросам помилования уже выразила свое негативное мнение в отношении помилования Ю.Тимошенко;
3) наличие других уголовных дел относительно Ю.Тимошенко, которые расследуются Генеральной прокуратурой или находятся на стадии судебного разбирательства.
Также необходимым условием помилования Ю.Тимошенко называют обязательное возмещение ею убытка НАК "Нафтогаз Украины" в сумме свыше 1,5 млрд грн, признанного судом в рамках уголовного дела по гражданскому иску этой компании.
На самом деле указанные обстоятельства или абсолютно не являются юридическими преградами для помилования Ю.Тимошенко, или - при желании главы государства - легко устраняются.
Личное прошение Ю.Тимошенко
Согласно Положению, правом "хлопотать о помиловании" наделено осужденное лицо. Других субъектов такого ходатайства Положение не называет.
Как известно, Ю.Тимошенко лично не подавала президенту В.Януковичу прошение о своем помиловании. С такими ходатайствами к нему обратились женщины - народные депутаты, выдающиеся деятели Украины, украинские дипломаты, Герои Украины, Украинский Хельсинский союз, юристы-практики и ученые, представители экспертного сообщества, предстоятели христианских церквей. Недавно это сделали также экс-председатель Европарламента Пэт Кокс и экс-президент Польши Александр Квасьневский, а также 170 депутатов украинского парламента. Ю.Тимошенко только высказала согласие на свое помилование - как заявил ее защитник С.Власенко, она "готова пойти на помилование без полной реабилитации".
Очевидно, у Ю.Тимошенко есть свои, весомые, на ее взгляд, причины не обращаться лично к президенту В.Януковичу с просьбой о помиловании, в то время как В.Янукович, возможно, ждет именно такого обращения, прежде чем принимать решение.
Много писалось и говорилось о том, что правовая сторона процесса над Ю.Тимошенко вызывает множество вопросов. В обществе наблюдается неоднозначное отношение к ее заключению. Так, согласно опросу, проведенному Центром Разумкова с 16 по 25 июня 2012 г. (2009 респондентов, погрешность выборки - 2,3%), 40% граждан Украины считают, что судебные процессы над Ю.Тимошенко обусловлены "стремлением власти избавиться от политического оппонента", 26% - наличием состава преступления в ее действиях, 27% - и первым, и вторым в равной степени. В мире также многие расценивают осуждение бывшего премьер-министра Украины как "политически мотивированное". Европейский суд по правам человека установил юридическую безосновательность задержания и взятия Ю.Тимошенко под стражу.
Очевидно также, что ситуация требует уступок с обеих сторон - и от Ю.Тимошенко, которая считает себя несправедливо осужденной, и от В.Януковича. От последнего в большей степени - noblesse oblige (положение обязывает).
Эта уступка может заключаться в абсолютно "чистом" правовом решении - внесении в действующее Положение изменений, расширяющих круг субъектов подачи ходатайства о помиловании.
Например, определить их так, как это предполагалось предыдущим Положением об осуществлении помилования, действовавшим до сентября 2010 г. Им субъектами подачи ходатайства о помиловании, кроме осужденного лица, определялись: его защитник, родители, дети, жена (муж), законный представитель, общественная организация и т.п. По большому счету - кто угодно (в частности, довольно часто это делали народные депутаты после обращения своих избирателей). Тогда президент мог бы как основание для помилования Ю.Тимошенко использовать ходатайства, уже поданные ему.
Позиция Комиссии в вопросах помилования
Как известно, в апреле этого года Комиссия при президенте по вопросам помилования уже высказала свое негативное мнение относительно помилования Ю.Тимошенко. Она сделала это по результатам рассмотрения ходатайства 20 женщин-депутатов. Тогда Комиссия решила, что вопрос о помиловании Ю.Тимошенко "является преждевременным".
Но это вовсе не является юридическим препятствием для осуществления помилования. Во-первых, вопрос о помиловании Ю.Тимошенко указанная Комиссия рассматривала полгода назад. Не исключено, что сегодня этот вопрос уже не является "преждевременным". Во-вторых (и это главное), в соответствии с Положением, президент никоим образом не связан решением этой Комиссии, которую, кстати, сам и образовывает. В Положении сказано, что Комиссия "вносит Президенту Украины предложения об осуществлении помилования", а также докладывает ему "о ходатайствах, оснований для удовлетворения которых не найдено". То есть ее решения имеют сугубо рекомендательный характер, которые президент может учитывать, а может и не учитывать. Ведь по Конституции, напомним, исключительно он "осуществляет помилование".
Уголовные дела относительно Ю.Тимошенко
Уголовные дела в отношении Ю.Тимошенко, которые сейчас расследуются или находятся на стадии судебного разбирательства, президент, бесспорно, может принять во внимание во время решения вопроса о ее помиловании. Вместе с тем с юридической точки зрения они совершенно не являются препятствием для помилования. Эти дела - отдельный юридический процесс, непосредственно не связанный с уже состоявшимся осуждением Ю.Тимошенко и отбыванием ею наказания.
Это касается и указанных выше убытков, которые Ю.Тимошенко по решению суда должна возместить НАК "Нафтогаз Украины". В соответствии с Положением, во время рассмотрения ходатайства о помиловании среди множества других обстоятельств (степень тяжести совершенного преступления, срок отбываемого наказания, личность осужденного, мнение администрации учреждения исполнения наказаний, общественных организаций о целесообразности помилования и т.п.) "учитывается... состояние возмещения причиненного убытка". Такая юридическая формулировка разрешает по-разному учитывать состояние возмещения Ю.Тимошенко "присужденных" ей убытков - как против нее, так и в ее пользу. При этом принимая во внимание, что помилование не освобождает осужденное лицо от обязанности возместить убытки, определенные судом по гражданскому иску. Обязанность такого возмещения является не уголовным наказанием, а видом гражданско-правовой ответственности.
Подытоживая, можно сказать однозначно: вопрос о помиловании Ю.Тимошенко находится в исключительной компетенции президента В.Януковича. А его решение требует только проявления им воли. Все необходимые для этого изменения в действующее Положение о порядке осуществления помилования могут быть подготовлены соответствующими службами администрации президента в считаные часы.
Так же исключительно от президента зависит и возможный вид помилования Ю.Тимошенко. Глава государства может применить: полное освобождение от отбывания как основного, так и дополнительного наказания; частичное освобождение от отбывания как основного, так и дополнительного наказания; заменить для Ю.Тимошенко наказание лишением свободы на другое, более мягкое. Например, Ю.Луценко президент помиловал в виде освобождения от дальнейшего отбывания только основного наказания. Если такой подход будет применен к Ю.Тимошенко, то до 2016 г. она будет вынуждена отбывать дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в органах власти (Ю.Тимошенко суд назначил дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на 3 года).
Вместе с тем каждый из этих вариантов может разрешить Ю.Тимошенко выехать на лечение за границу, а следовательно, снять основное напряжение в вопросе подписания или неподписания Соглашения об ассоциации на саммите в Вильнюсе. Если, конечно, действующая украинская власть действительно настроена на ассоциацию с ЕС.