Могу ошибаться, но, кажется, еще никогда МИД не встречал назначения своего нового главы с такими чувствами - радости и надежды.
Это весьма необычно для чиновничьей среды вообще, а для дипломатической в особенности - не сказать кривого слова о коллеге, получившем повышение (да еще такое!) Но вот в адрес Павла Климкина не было произнесено ни одного плохого, ехидного или недоброжелательного замечания (во всяком случае, в многочисленных и вполне доверительных беседах ZN.UA с сослуживцами Павла Анатольевича).
"Это наиболее удачный выбор", - мнение одного из "зубров" дипслужбы, который, по убеждению многих, и сам был бы весьма "удачным выбором". "Это мечта МИДа", - определение представителя молодого и продвинутого поколения украинских дипломатов.
Аргументация, почему Климкин - "лучшее решение", у всех примерно одинаковая. Профессионал. Видит не только то, что под ногами, а мыслит стратегически. Системен во всем. Высокообразован. В работе, скорее, технократ. В отношении к жизни, пожалуй, буддист. Четко мыслит и четко излагает. Убедительно аргументирует свою позицию. Не боится и не бежит от сложных вопросов. Хорошо знает дипломатический процесс. Отлично ведет переговоры. Сдержан, терпелив, обладает железными нервами. Способен долго и тяжело работать. Эффективен. Умеет организовать работу других. При этом вызывает не только уважение, но и симпатию коллектива.
Поскольку демократичен - незаносчив и внимателен к окружающим. Но и панибратства не допускает. Повидавшие на своем веку немало руководителей дипломаты не слышали от него не только матерных, но и просто грубых слов или повышенного тона. "Я - начальник, ты - дурак", - абсолютно чуждый ему стиль управления. Умеет не только говорить и отдавать распоряжения, но и слушать. Еще одно редкое качество - любит умных и сильных женщин. "Никогда не был замечен ни в каких "шкурняках", "договорняках" и прочих коррупционных моментах". Как и в интриганстве. Особое уважение и признательность коллег, привыкших неделями, а то и месяцами обивать порог и дожидаться начальственной подписи под необходимым документом, заслужил еще и тем, что в бытность замминистра - руководителем аппарата министерства не уходил с работы, пока не подпишет последнюю бумагу.
Просьба назвать недостатки нового министра, чтобы его портрет получился все-таки без ангельских крыльев за спиной, как правило, вызывала у наших собеседников затруднения. Поразмыслив, кто-то вспоминал, что тот "с тяжелым сердцем реагировал на критику, в том числе обоснованную" или "недостаточно публичен как для министра". Некоторые указывали на то, что во время Майдана Климкин не продемонстрировал своего отношения к нему, не делал заявлений, обличающих власть, не подписывал никаких писем и обращений дипломатов. Однако тут же сами напоминали, что ни один из украинских послов публично не выступил в поддержку Майдана, и задавались риторическим вопросом: "Где посол Климкин был бы полезнее Украине - в отставке на Майдане или же в одной из ключевых столиц Европы?" К слову, напомним, что в ноябре прошлого года, после злосчастного постановления азаровского Кабмина, посол Климкин в эфире немецкой радиостанции RBB выразил разочарование решением властей Украины "приостановить" евроинтеграцию. Это было в то самое воскресенье, когда накануне Вильнюсского саммита в Киеве впервые собралось многотысячное Вече…
Что еще из недостатков? Некоторые считают, что в нынешней ситуации "дипслужбой, как и всеми силовыми ведомствами, должны руководить ястребы, а Климкин излишне осторожен для этой функции". Да, он не ястреб. И не цербер. "Грищенко всегда говорил, что он слишком мягок даже для должности замминистра, что его любит коллектив, а министру на этом месте нужен был цербер". Кстати, путевку в дипломатию, как рассказывают, Климкину дал именно Константин Грищенко.
В МИДе не любят "чужаков", людей со стороны. Даже если те близки по убеждениям и приходят с миром и желанием "возродить министерство". В ведомстве с одной из наиболее жестких иерархических структур с пристрастием оценивают пройденный по служебной лестнице путь каждого. П.Климкин прошел его от атташе до министра. Но в МИД в 1993 г. попал не из МГИМО или КИМО. Украинская дипслужба тогда еще только формировалась, специалистов с нужным образованием и опытом катастрофически не хватало, вот и заимствовали кадры у "смежников", в случае П.Климкина… у Института электросварки им.Патона. Украина тогда активно занималась вопросами разоружения, МИДу были необходимы люди и с техническим образованием. П.Климкин - выпускник факультета аэрофизики и космических исследований престижного Московского физико-технического института. Можете поверить человеку, также имеющему техническое образование: МФТИ - это круто. В МГИМО попадали люди в основном с хорошими связями, а вот в МФТИ - с очень хорошими мозгами.
Можно по-разному относиться к К.Грищенко, но мозги он всегда ценил, а молодежь любил и некоторым давал шанс развиваться и продвигаться. Тем более что в те времена он сам еще не сильно заматерел - возглавлял управление контроля над вооружениями и разоружения МИД. Так молодой специалист Павел Климкин под крылом К.Грищенко из научного сотрудника в системе НАН превратился в атташе в системе МИД. Ну а дальше - step by step, не торопясь, по лестнице, ведущей вверх.
Работал в департаментах экономического сотрудничества и европейской интеграции, первое место службы за границей (еще третьим секретарем) - Германия, во вторую длительную командировку поехал уже советником-посланником - в Лондон. Возглавлял департамент Европейского Союза, затем стал замминистра и руководителем аппарата МИД. Вел переговоры с Евросоюзом по Соглашению об ассоциации. В Германию "отпустили" только после парафирования этого сложнейшего документа.
Работа послом пришлась на весьма и весьма непростое время - "посадка" Тимошенко, резкая реакция на нее Запада и Берлина в частности, "заморозки" в отношениях с ЕС, "оттепель" и ухабистый путь к Вильнюсу, пролегающий через Берлин, опять же с Тимошенко на устах европейских партнеров. К чести Павла Анатольевича, коллеги отмечают, что он не боялся информировать руководство об истинном положении дел. В отличие от некоторых послов, да и последних глав МИД, старавшихся смягчить или приукрасить реальную картину (особенно касательно международной реакции в "вопросе Тимошенко") в глазах Януковича. Климкин всегда считал такую тактику неправильной и даже вредной для государства. И был прав. Остается надеяться, что П.Климкин и на посту министра останется верен собственным принципам и не станет скрывать от президента даже самые плохие для него и для страны новости.
До назначения министром вряд ли кто-то мог назвать П.Климкина "человеком Порошенко" или вообще "чьим-то". В отличие, скажем, от посла Украины при ЕС К.Елисеева, которому приписывали "доверительные отношения" то с Клюевым, то с Левочкиным, то с Яценюком, да и с Петром Алексеевичем Константин Петрович общался достаточно много, особенно в последние месяцы. К слову, возглавляя МИД, "пришлый" Порошенко в основном опирался на трех китов-старожилов - первого зама В.Хандогия, замминистра К.Елисеева и директора департамента секретариата министра Ю.Онищенко (а вот Климкин с ним пересекался тогда отнюдь не часто). Именно Елисеева называли одним из основных претендентов на кресло министра иностранных дел после победы Порошенко, тем более что талантливый и успешный дипломат давно и небезосновательно мечтал об этом кресле. И год назад, еще при Януковиче, многие были уверены, что в случае успеха в Вильнюсе быть Константину Петровичу следующим главой МИД - ярким и достаточно своевольным после бесцветного и послушного Кожары. Нам доподлинно неизвестно, что стало определяющим в решении П.Порошенко отвергнуть эту кандидатуру, но, возможно, ярлык "слуги режима Януковича", приклеенный к Елисееву после его назначения уполномоченным "по всем международным вопросам" в АП и готовности перейти туда на постоянную работу после завершения миссии в Брюсселе, стал одним из пунктов в графе "против" расчерченного пополам листа. Да и в МИДе излишне резкого и жесткого Елисеева очень уж многие не любят, о чем Порошенко был информирован.
"Технократ" же Климкин в каких-либо "порочащих политических связях" не замечен. Коллектив его любит и уважает. Для широкой публики он - новое и достаточно молодое и симпатичное лицо. Для Запада - очень европейское (поговаривают, что Берлин замолвил словечко за так полюбившегося ему украинского посла). Для Москвы - не вызывающее идиосинкразии (во всяком случае, пока), тем более что место рождения нового украинского министра иностранных дел - г.Курск, место учебы - Московский физтех, и флеш-мобы он под российским посольством, даю голову на отсечение, устраивать не будет.
Вполне вероятно, что при назначении Климкина сыграло мнение и Валерия Чалого, которого до недавних пор называли наиболее вероятной кандидатурой на пост министра. В свое время Порошенко, возглавив МИД, пригласил В.Чалого, замгендиректора Центра Разумкова по международным вопросам, на должность замминистра. С Михайловской В.Чалый ушел "по политическим причинам", публично не согласившись с введением режимом Януковича внеблокового статуса Украины. Майдан прошел от начала и до конца. Возможно, широкой публике не известен тот факт, что Валерий Чалый был одним из всего лишь двух непоколебимых членов Совета Майдана, наотрез отказавшихся одобрить подписание "тройкой лидеров" позорного меморандума с Януковичем 21 февраля. Отказавшихся, несмотря на жесткий прессинг, подчас граничащий с истерикой, трех европейских министров. Пройдя с Порошенко всю предвыборную кампанию в качестве советника по международным делам, В.Чалый вполне реально мог рассчитывать на кресло министра иностранных дел. Но кто остался бы "в лавке" с Порошенко? "По обоюдному решению" Петр Алексеевич оставил Валерия Алексеевича при себе курировать внешнеполитическое направление на должности замглавы АП.
Сразу пресечем вероятные слухи о возможной конкуренции между двумя дипломатами - В.Чалым и первым помощником президента Ю.Онищенко. У них разные "огороды" и задачи: у Чалого - политические, у Онищенко - организационные. По определению коллег, "бюрократ в хорошем смысле этого слова" и "труженик" Ю.Онищенко призван организовать, упорядочить и изо всех сил стараться "не выпускать" из графика президента, склонность которого заниматься всем и сразу, причем самому, хорошо известна.
Но более важно в нынешних тяжелых для страны внешних обстоятельствах отсутствие конкуренции и конфликтности по линии МИД - АП. Сегодня им необходимо работать как никогда в унисон, а механизм их взаимодействия должен быть отлажен, как швейцарские часы. Думается, что кандидатура Климкина была одобрена с учетом и этой необходимости. По идее, Чалому и Климкину работать вместе должно быть вполне комфортно. Оба они люди неконфликтные, взвешенные и чуждые интриг. К тому же, почти ровесники и поддерживают дружеские отношения. "Кто главнее?", надеемся, выяснять не начнут, тем более, всем и так понятно, что "главнее" все равно Петр Алексеевич, считающий себя непревзойденным дипломатом и вряд ли имеющий намерение позволять кому-либо самостоятельно рулить внешней политикой. Впрочем, как и во всех остальных сферах тоже…
Задачи же перед МИД стоят такие, что каждой из них в отдельности хватило бы для круглосуточной загрузки всего министерства.
Нормализация, если это слово вообще нынче подходит, отношений с Россией. Пока непонятно, в каком формате и на каком уровне будут (если будут) проходить переговоры с россиянами после назначения Климкина министром. Будет ли МИД вообще задействован на российском направлении или же президент, как и его предшественник, замкнет все контакты с Москвой на себя?
Стимулирование международного сообщества к более решительным и эффективным действиям для прекращения российской агрессии в Украине, в том числе и к введению Западом третьего, секторального, уровня санкций против России. Мир не должен оставить нас один на один с Москвой.
Возвращение в международную повестку дня темы аннексии Крыма и его возврата Украине.
Обсуждение и наработка с ключевыми партнерами Украины действенного механизма гарантий безопасности нашей страны.
Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и начало настойчивой работы с национальными парламентами стран Евросоюза для его скорейшей ратификации, а также начало временного применения Соглашения. Правда, не исключено, что в этой сфере МИД немного разгрузят. На Банковой размышляют над координацией евроинтеграционной работы всех органов исполнительной власти.
К слову, создание правительством в каждом министерстве должности заместителя главы ведомства по евроинтеграции специалисты, реально ею занимающиеся, считают кардинальной ошибкой, свидетельствующей о полном непонимании самого понятия "евроинтеграция". Поскольку это не какой-то отдельный процесс, которым будет заниматься лишь отдельный замминистра, это не поездки в Брюссель, не составление программ, планов и графиков "евроинтеграции". Евроинтеграция - это глубокое реформирование каждой отрасли и переход на европейские нормы и стандарты работы. Евроинтеграция - это задача всего министерства или ведомства. И каждого из них.
Возможно, для координации этой деятельности будет создано Министерство евроинтеграции. Не исключено, что ограничатся все же введением в правительстве поста профильного вице-премьера. Вероятно, что "евроинтеграционным" министром или вице-премьером назначат К.Елисеева. Во всяком случае, из Брюсселя его отзовут точно. А там - как договорится…
И тут мы подходим к следующей проблеме-задаче: где взять достаточное количество "крепких" послов, адекватных нынешним вызовам? Без устали тормошащих руководство стран пребывания; регулярно появляющихся на телеэкранах и активно инициирующих экспресс-комментарии по ситуации в Украине для местных СМИ; оперативно, полно и объективно информирующих Центр.
Некоторые посольства в ключевых столицах уже "оголены" - в Берлине, Париже, Лондоне, Варшаве. Скоро за ними последует Брюссель, да и в Вашингтоне и Москве А.Моцик и В.Ельченко уж засиделись на своих местах. По уму, говорят сами мидовцы, менять нужно около четырех десятков послов. Возможно ли это в нынешних условиях? Вряд ли. И дело не только в военном конфликте с Россией и отсутствии средств. Ни для кого не секрет, что МИД за последние годы был серьезно обескровлен и значительно лоботомирован. Дипслужба тяжко больна. Зачем-то торопливо проведенная и.о. министра Дещицей реорганизация МИД, впрочем, как и поспешный отзыв множества послов, у здравомыслящих людей вызвали лишь недоумение и негодование. Вряд ли в ближайшее время у министра Климкина в силу наличия более горячих проблем будет время и возможность кардинально реформировать МИД, но вернуть статус департаментов пониженным (и униженным) до уровня управления политическому и юридическому подразделениям он, думается, не замедлит. Как, возможно, и реанимировать вообще вычеркнутый из структуры ведомства экономический департамент. Вряд ли президент согласится с тем, что "по Яценюковскому велению, Дещицыному исполнению" у него прямо из-под носа, из его парафии - внешнеполитического ведомства изъяли экономическое подразделение, лишив МИД последних рычагов влияния на внешнеэкономическую деятельность. И это в условиях, когда Украина потеряла огромный российский рынок, когда поиск новых рынков сбыта и лоббирование интересов украинских производителей должны стать еще одной основной и "горящей" задачей МИДа.
Внешнеполитическое ведомство должно быть сегодня на передовой и на информационном фронте. Поэтому для интенсивной работы в военное время на "усиленное питание" - кадрами, техникой, средствами - должны быть посажены информационный департамент и пресс-служба.
Многие обитатели Михайловской нынче надеются, что у нового главы ведомства найдется не только рецепт бережного, вдумчивого и действенного излечения внешнеполитической службы, но ему еще и выделят денег на врачей и лекарства. С финансированием МИД и зарубежных диппредставительств полная катастрофа уже давно. Понятно, что сейчас приоритет - у армии. Но если "все для фронта, все для победы", то стоит помнить, что ее куют сегодня и на дипломатическом фронте тоже.
В общем, ожидания от назначения министром иностранных дел Павла Климкина весьма велики. Это вдохновляет, но и ко многому обязывает. Хотя, возможно, эти ожидания и завышены. Ведь далеко не все зависит от министра. Посмотрим, как быстро президент Порошенко поймет, что даже Юлию Цезарю не под силу было бы решать одновременно и самолично все свалившиеся на Украину проблемы.