Слишком оптимистичные макроэкономические прогнозы Кабмина в 2013 году на фоне "раздутой" расходной части госсметы искусственно формируют завышенные ожидания по наполнению бюджета и приводят к неоправданному усилению фискального давления на легальный бизнес. Такое мнение высказали опрошенные ZN.UA эксперты.
В частности, заведующий отделом экономико-математического моделирования, анализа и прогнозов НИИ финансового права Артем Вдовиченко отметил, что в Украине работает неестественная модель, когда расходная часть госбюджета формируется с учетом возможностей экономики сгенерировать определенный объем налоговых платежей, а сначала устанавливается необходимый объем расходов, а под него "подгоняется" фактически "план" доходов.
"Логика жизни "по средствам" заключается в том, что правительство осуществляет приблизительную оценку будущих доходов и затем в этих пределах планирует следующие расходы. В Украине же все происходит в обратном направлении: не доходы определяют расходы, а наоборот", - отметил ученый.
С такой оценкой соглашается и руководитель налогово-юридической практики E&Y, глава налогового комитета Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) Владимир Котенко. "Такие подходы вряд ли уместно пытаться объяснить исключительно необходимостью выполнения государством своих социальных обязательств (хотя логичность существования некоторых из них, кстати, тоже не мешало бы критически оценить). В любом случае формирование бюджета исходя из потребностей, а не из имеющихся возможностей, всегда оставляет пространство для подозрений относительно закладки в бюджет расходов на финансирование различных "хотелок" определенных людей", - говорит он.
При этом, как отмечает старший советник "Альфа-Банка" (Украина) Роман Шпек, госбюджет в 2013 году недополучит значительные суммы доходов "за счет масштаба цифр" из-за несоответствия макропрогнозов (по ВВП, инфляции, курса) реальному положению дел в экономике.
"Превышение сбора налогов над планом не может считаться показателем эффективности, в частности, фискального ведомства. Такая оценка должна отталкиваться от соотношения собираемости налогов и темпов экономического роста и рост производства. И уж конечно эффективность не может оцениваться количественными показателями проверок", - констатирует директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин.
Исполнительный директор CASE-Ukraine Дмитрий Боярчук уверен, что разработчики бюджета должны базироваться на пессимистическом сценарии динамики экономики. Иначе правительство будет обречено на хроническое накопление долгов, из-за чего на каком-то этапе государство может ожидать невыполнения обязательств. Кроме того, он отмечает, что общество должно созреть к осознанию необходимости контроля за публичными финансами (в т.ч. на низовом уровне), и прежде всего с точки зрения расходов.
Напомним, как прогнозировали эксперты, по итогам текущего года госбюджет недополучит, по крайней мере, 20-45 млрд грн из-за замедления экономики и неоправданных прогнозов правительства по росту ВВП, инфляции, курса.
Больше читайте в статье Василия Пасочника "Перепланирование бюджетного планирования" в свежем номере "Зеркала недели. Украина". !zn
Читайте также:
Кредиты в Украине такие дорогие из-за некачественной бюджетной политики правительства
В Нацбанке считают, что текущий курс гривны не вредит конкурентоспособности экспорта