"Культурные ценности в зоне АТО" - то же самое, что "яблони на Марсе". Взаимоисключающее и равно отдаленное. Пуля-дура и "Град"-подлец с ценностями не церемонятся. Сама жизнь здесь уже обесценена.
Международный центр Рерихов (офис в Москве) направил письмо президенту Украины П.Порошенко. Пишут, не тая тревоги, о ситуации в Горловке. Опасаются, что в случае дальнейших бомбардировок Донетчины, трагическая участь постигнет знаменитый Горловский художественный музей.
Это и правда важная точка на культурной карте Востока. Музей создан в 1959-м. Здесь собрана крупнейшая коллекция картин Н.Рериха: 28 произведений (периода с 1893-го по 1916-й). В этом музее также шедевры И.Айвазовского, К.Маковского, Г.Мясоедова, К.Сомова, А.Бенуа. Здесь представлена коллекция выдающихся украинских мастеров: Н.Пимоненко, В.Орловского, Т.Яблонской, В.Зарецкого, С.Шишко, М.Дерегуса. Жемчужина горловского собрания - работы гениального Николая Глущенко (картины отражают творческий период середины ХХ века).
И вот все это (и многое-многое другое, тоже ценное) - под перекрестным огнем. Пуля-дура и "Град"-подлец, а вовсе не письма в вышестоящие инстанции решают участь ныне сущего и прекрасного: жить или не жить? Вот в этом и вопрос.
Международный центр Рерихов, естественно, мог бы направить аналогичное челобитное послание (о спасении картин) не только в Киев, на Банковую. Но еще и в Москву, в Кремль. И еще по экземпляру - в штабы "ДНР" и "ЛНР" (где они там находятся?) Поскольку многим уже очень трудно понять: от кого что зависит и на кого вообще следует уповать?
В начале 90-х в Киеве шел замечательный спектакль "История одной страсти" по мотивам Г.Джеймса. Главный герой оказывался перед нравственным выбором: если в доме пожар, что следует спасать в первую очередь - котенка или картину Рембрандта?
Конечно, если бы мог, то я бы, например, спас и людей, и котов, и собак - всех вместе. И, разумеется, все картины в округе. Но совершить сей подвиг невозможно. И в той же Горловке, теперь, под перекрестным огнем, по одну сторону - безмолвные картины Рериха, по другую - сдавленный человеческий крик… Когда видишь фото, обошедшее мир и интернет. 24-летняя Кристина и ее 10-месячная дочь Кира. Обе погибли под смертельным дождем "Града"-подлеца. И неизвестно, с какой стороны стреляли. Кристину называют в интернете "Горловской мадонной". Но никакие живописные картинные "мадонны" не смогли бы отразить концентрацию боли.
* * *
Донецк не Санкт-Петербург. Не город-музей. Но даже беглого взгляда хватит, чтобы многое оценить. Местные памятники, храмы, парки, музеи. Другие достопримечательности. Все, что сегодня в плену, в жестокой осаде. Сам город, судя по регулярным репортажам, напоминает виртуальный Готэм. Вымышленный мрачный мегаполис с гипертрофированными недостатками, где бесами носятся злобные бэтмены.
На центральной улице Артема расположены два видных здания. Театры. Оба мертвы. "Снова замерло все до рассвета, дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь…" Огонь, правда, полыхает повсюду. Дай Бог, чтобы он обошел эти стены.
Донбасс-опера (имени А.Соловьяненко), поставившая в прошлом сезоне шумную оперу Р.Вагнера о призраках ("Летучий Голландец"), и сама теперь призрак. Телефоны не отвечают. Вне зоны доступа. Репертуар, правда, представлен на сайте. Но верится с трудом, что 25 и 27 сентября в 18.00 здесь состоится красочная премьера оперы Джузеппе Верди "Бал-маскарад" (режиссер Итало Нунциата). И когда вообще откроется новый сезон предсказать не дано.
Рядом, рукой подать - Донецкая украинская драма. Наконец-то, дозвонился. Голос "на том конце провода" - испуганный, сдавленный. Должно быть, думают, звонит шпион, выведать стратегические планы? С трудом соглашаются говорить (люди, это все это правда, а не кино!).
И то при условии, что не озвучу имен, фамилий.
Так вот: "Наш театр в вынужденном простое. Когда это все завершится, мы вам не можем сказать. В связи с событиями нам вдвойне трудно. Потому что украинскому театру симпатизировал губернатор Тарута, а труппа позиционировалась как проукраинская. У нас идут пьесы Старицкого, Кропивницкого, Леси Украинки.
Некоторые наши режиссеры и художники общаются по Интернету. Планируют проекты и макеты. Но все это так, лишь бы время скоротать и не думать о грустном. Ну какие пока проекты? Не до жиру, быть бы живу. Актеры где? А кто где. Кто куда успел убежать от горя подальше, там и оказался. Но все равно мы созваниваемся. Не теряем друг друга из виду. Молимся друг за друга. Просим Господа, чтобы уберег от пуль и от бомбардировок.
Конечно, пытаемся сделать все, чтобы сберечь здание. Ведь недавно оно было приведено в такой красивый божеский вид. Это еще наш бывший худрук Марк Бровун постарался. Он начал полностью переводить театр на украинский репертуар и украинский язык. Но кто мог предвидеть, что впоследствии все это случится?"
* * *
А что там, в Луганске и его окрестностях? Удастся ли спасти от "подлецов" тамошний дом-музей Даля, местный художественный музей, несколько приличных театров…
Один из таких - Областной русский драматический. Расположен на улице Коцюбинского. Теперь здание походит на элемент декораций батального фильма. Театр пуст, город вымер. Жизнь обесточена. Здесь, как и в Донецке, многие артисты и режиссеры бежали от напасти куда глаза глядят.
Нечто особенно трогательное и трагическое есть в ситуации, когда единственными стражами теперешнего безлюдного театрального здания, остаются две немолодые заслуженные артистки. Они так и не сумели уехать. Некуда бежать. Мне рассказывают, что под аккомпанемент пуль и саундтрек канонады, эти несчастные женщины снова и снова приходят в свой дом - в свой театр. Вроде пытаются "защитить" стены, в которых когда-то работал любимый артист Товстоногова - Павел Луспекаев (герой "Белого солнца пустыни"). Господи, самих бы их кто защитил.
Неподалеку, в центре мертвого Луганска (улица 16-линия) Областной Театр кукол. Красивое, внешне игрушечное здание с точеными фигурками на фасаде. В годы Великой Отечественной войны здешние артисты-кукольники выступали перед бойцами в военных госпиталях. В годы теперешней войны людей и кукол взрывы разбросали в разные стороны.
Директор театра, мой друг, актер и режиссер Леша Кравчук, наконец, откликнулся - из Крыма. Его занесло в Феодосию, когда пытался вырваться из Луганска.
В огне брода нет. Не просто пришлось выбираться:
"Спастись удалось чудом и то благодаря друзьям, - рассказывает Алексей (по телефону постоянные "хрипы"). - Старался держаться в Луганске до последнего. Но кто знает, когда может настать последний момент? Я попытался уехать из Луганска во Львов. Но это невозможно. Пришлось искать "окольные пути", до Краснодона. За последние деньги таксист увозил меня с друзьями в этом направлении.
На первом же блок-посту нас встретил мужчина чеченской внешности. Увидев мою львовскую прописку, пытался было задержать. Но спасли
друзья. Уговорили его, отвлекли. Удалось прорваться.
Теперь за моей спиной - руины Луганска. Но театр наш, к счастью, цел. Нам удалось найти в Интернете специальную карту. И по ней отслеживаем "горячие точки" в городе. Молимся, чтобы снаряды и пули облетали стороной наш кукольный дом.
Актеры-кукольники разъехались: кто в Киеве, кто в Харькове, кто где. В Луганске на театральном хозяйстве остался один человек - он просто не захотел никуда уезжать. Он теперь там и за пожарника, и за директора, и за актера. Один за всех.
Как дальше жить… Пока не представляю. Но все равно думаю возвращаться в Луганск. Как только ситуация изменится и война прекратится - обязательно вернусь на Восток. И буду продолжать создавать здесь театр для детей. Альтернативы нет. Да, сегодня в городе нет ни воды, ни света. Нет ничего. Есть только постоянные взрывы.
Но ведь когда-нибудь это все закончится? И тогда появятся свет, вода. Мир…
В последнее время нашим луганским актерам было чрезвычайно трудно. Мало того, что вокруг война, так еще и заблокировали зарплаты. У людей не было ни копейки денег. Ни отпускных, никаких других. Банковские карточки можно было выбросить - от них никакой пользы. Вообще трудно представить, как люди находили средства и возможности, чтобы спасти детей, уехав из этой зоны отчуждения…"
На этом месте - в трубке хрип. Вне зоны доступа. Один монолог обрывается. Начинается другой…
* * *
- Ни наше, ни силовые ведомства, к сожалению, не могут полностью обеспечить охрану культурного наследия на территориях, временно контролируемых незаконными вооруженными формированиями, - комментирует затронутую тему заместитель министра культуры Олеся ОСТРОВСКАЯ. - Состояние охраны музеев рассматривалось на оперативных совещаниях с участием представителей исполнительной власти. Назначены лица, ответственные за организацию усиления этой охраны. Определено взаимодействие между Национальной гвардией Украины и местными органами власти. Также Министерством культуры разработаны схемы оперативного информирования и необходимых действий - в случае усложнения обстановки. С нашей стороны были направлены письма-инструкции в областные и государственные организации, проходит постоянное информирование в телефонном режиме относительно осуществления экстренных мер для сохранения культурных ценностей на Востоке страны. Постоянно проводится мониторинг ситуации. Управление культуры Луганской и Донецкой областных госадминистраций сообщают о закрытии музеев на время проведения антитеррористической операции.
Поддерживаем постоянную связь с Министерством обороны Украины и Министерством внутренних дел, которые в свою очередь доводят до командования военных частей и руководства подразделений соответствующие рекомендации относительно первоочередных мер по сохранению культурных ценностей и учреждений культуры. Министерство культуры связалось и с представителями Горловского художественного музея. К счастью, опасности для музейных ценностей пока нет.