Экспонаты в осаде

4 апреля, 2014, 18:45 Распечатать Выпуск №12, 4 апреля-11 апреля

Вывод украинской техники и украинских военных с территории Крыма, естественно, не означает, что на этом все проблемы закрыты. Возможно, они только и начнут открываться… Одна из них — музейное наследие полуострова. 

Танки уезжают — экспонаты остаются. Вывод украинской техники и украинских военных с территории Крыма, естественно, не означает, что на этом все проблемы закрыты. Возможно, они только и начнут открываться… Одна из них — музейное наследие полуострова. Где проходит та "ватерлиния", которая позволит новой крымской власти признать музейные сокровища "своими", а где начинается комплекс строгих серьезных государственных инициатив Украины, которые предотвратят потерю наших общих ценностей? Вопросов много. И не на все из них есть ответы. 

Золото скифов:
в одни руки 

Крымскую музейную проблему обострила и недавняя выставка в Европе — "Крым: золото и секреты Черного моря". Эта экспозиция будет радовать ценителей древностей в Амстердаме до 28 мая. Проект представляет бесценные экспонаты четырех крымских музеев, а также часть экспонатов Национального музея истории Украины, Одесского археологического музея. Российская сторона (в частности глава Госдумы РФ Сергей Нарышкин, гендиректор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский, Михаил Швыдкой, который никак не выйдет из своей давнишней роли министра культуры) настаивает: эти ценности должны быть возвращены в Крым. Минкульт Украины, в свою очередь, заявляет: экспонаты выставки из Нидерландов должны быть возвращены только и только в Украину. Так что назревает нешуточный международный музейный скандал. И с учетом того, что Нидерланды не признают присоединение Крыма к РФ. И с учетом того, что "золото скифов", представленное в Европе, даже глупо как-то оценивать, ибо эти реликвии — бесценны. А значит цена музейного конфликта — весьма высока. 

На днях "в бой пошел" украинский МИД, направив Нидерландам официальную ноту с просьбой гарантировать возвращение Украине "Золота и тайн Черного моря" — из музея Алланда Пирсона. 

Так что судьба 500 экспонатов (артефакты скифского золота, церемониальный шлем, драгоценные камни, мечи, панцири, домашняя утварь древних греков и скифов) еще два месяца будет держать в напряжении всю международную и политическую общественность… 

"Скифское золото" — лишь один из конфликтов уже развернувшейся музейной войны. На днях грозный залп прозвучал в Киеве. Здесь создан Общественный комитет по спасению музеев Крыма. Его основатели — Украинский институт военной истории, журнал "Музеи Украины". Координатор — кандидат исторических наук Виктор Карпов. Официальный комментарий: "Изучается вопрос спасения уникальных музейных учреждений оккупированного Крыма от разграбления и уничтожения. Комитет будет привлекать уважаемые международные учреждения для решения проблемы. Ожидаем действий украинской власти". Общественный комитет хочет инициировать вывоз из Крыма культурных ценностей, безопасность которых не гарантируется, а также требует привлечь ООН для заключения соглашения между Украиной и РФ об урегулировании статуса культурных ценностей государственного музейного фонда. 

Напомним: на территории Крыма действуют десятки музеев разных профилей и масштабов. В одной только Ялте их насчитывается около 15. Если добавить к этому еще и список заповедников Крыма, тоже предполагающих особую ценность, то можно представить, какими нелегкими и затяжными могут оказаться дальнейшие музейные международные маневры. 

ZN.UA удалось пообщаться с руководителями некоторых крымских музеев. Мнения о будущем — различные. В зависимости от статуса конкретного музея, его тематического направления. Одни приветствуют свершившиеся перемены, другие — в тихом ужасе от того, что может произойти завтра. В основном поднимались вопросы о:
1) возможном переформатировании некоторых музеев в связи с изменившейся ситуацией; 2) принятии-непринятии правового поля РФ музейными институциями; 3) деятельности-бездеятельности украинского Минкульта, который прямо или опосредованно должен отвечать даже за музеи, пребывающие на региональных балансах.

Этнографический музей: украинская вышивка 

Крымский этнографический музей расположен в Симферополе по улице Пушкина, 18. Еще 15 лет назад там открылась популярная стационарная выставка "Мозаика культур Крыма". Теперь у многих возникают резонные опасения: как бы эта мозаика не распалась… К чести тамошних музейщиков, заметную часть экспозиции составляет украинская тематика. Подготовлен специальный проект и к 200-летию Тараса Шевченко.

— В нашей экспозиции есть специальный зал, посвященный украинской культуре, — рассказывает ZN.UA директор этнографического музея Юрий ЛАПТЕВ. — И в настоящее время на базе музея мы реализуем проект к юбилею Кобзаря. Он называется "Рушник Тараса Шевченко". Это вышивки по эскизам Веры Сергеевны Рой. На них — фразы из произведений Тараса Шевченко на 42 языках народов Крыма. То есть всех наших этнических групп. Например, недавно у нас в гостях была делегация из Владимирской области. Экскурсанты с удовольствием посмотрели всю экспозицию, а когда им показали украинскую вышивку, причем в зале были еще и вышивальщицы, гости пришли в неописуемый восторг… Говорили, что у нас есть чему поучиться. Так что этнографический музей работает в таком же режиме, что и раньше. А что касается статистики, признаюсь: в этом году мы заработали немного меньше — посещаемость упала. 

В настоящее время мы занимаемся изучением законов РФ о музейном деле, культуре, фондах. Но каких-либо конкретных указаний относительно нашего статуса еще не поступало. Думаю, в ближайшее время это все-таки произойдет. Ведь наш музей — республиканский, и мы всегда подчинялись Министерству культуры автономной республики Крым. 

Сам музей организован еще в 1992-м. И его фонды формировались на территории республики. Сейчас коллекция насчитывает более 12 тыс. экспонатов. Это единственное место, где в полной мере показывается культура этноса и этнических групп полуострова. А это 21 этническая группа. Все они связаны с Крымом уже более столетия. Почти все экспонаты мы собирали сами. Помимо экспозиции, занимающей около 500 кв м, несколько лет назад создали "Крымский ларец", где представлено ювелирное искусство крымских татар и армян. Еще есть "музей в музее" — "Музей русского самовара. Традиции чаепития". И это не все! В 2012-м открыли музей украинской вышивки имени Героя Украины Веры Роек. 

Я не думаю, что присоединение Крыма к России как-либо заденет украинскую культуру в стенах нашего музея. Ведь украинцы занимают третье место в этническом компоненте Крыма. И неоднократно заявлялось, что в Крыму будут наравне русская, крымскотатарская и украинская культуры. 

Галерея Айвазовского:
с моря погоды

Одна из несомненных жемчужин Феодосии — картинная галерея имени Ивана Айвазовского. Это знаменитый музей маринистической живописи, расположенный по двум адресам — ул. Галерейная, 2 и Галерейная, 4. Еще в 1845 г. здесь, в обители Айвазовского, открылась первая экспозиция из 49 работ. В 1900-м галерея по завещанию художника была передана родному городу. Нынче в художественном собрании — около 12 тыс. произведений морской тематики. Среди них более 400 работ самого Айвазовского. Есть, например, его бесспорные живописные хиты — "Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями", "Севастопольский рейд", др. 

— Новые власти нас заверяют, что каких-либо новшеств в работе картинной галереи имени Айвазовского не будет и быть не может, все по-прежнему: экспозиция, посетители, научная работа, — комментирует обстановку директор галереи Айвазовского Татьяна ГАЙДУК. — Наша галерея является объектом коммунальной собственности. И все распоряжения к нам поступают непосредственно из исполкома Феодосии. Напрямую с Минкультом Украины мы никогда не сотрудничали. Да и завещана эта галерея городу, городской общине. 

Довольны ли мы состоянием музейных дел в последние годы? Государственная политика Украины в отношении бюджетной отрасли (имею в виду образование, здравоохранение и культуру) — это финансирование по остаточному принципу. А на культуру и этого "остаточного принципа" не хватало. 

И еще специфика этой политики такова: чем больше зарабатывает музей, тем меньше государство выделяет ему средств. Увы…

В последние годы мы ожидали, что Киев профинансирует хотя бы завершение капитального ремонта. Ведь уже провели две очереди этого сложного ремонта… А третья очередь — не завершена. Обращались мы абсолютно во все инстанции. Но никаких средств нам не выделили (это была наша единственная просьба к Минкульту, поскольку ремонт — государственное финансирование).

Все остальные проблемы пытаемся решать на месте — в Феодосии. 

Уверена: что бы ни было, никаких изменений в концепции галереи не будет. У нас — не краеведческий музей, и в наших залах нет геополитики. Только искусство. И искусство высочайшего уровня, потому что морской пейзаж требует особого умения от художника, очень хорошей школы. Напомню, что наряду с наследием Ивана Айвазовского у нас представлены и русские художники XIX в., а также русские и украинские современные мастера. Например, работы нашего современника — украинского художника Виктора Пузырькова — украшение экспозиции. 

Признаюсь честно, когда только началась "смена власти", я как директор очень волновалась за судьбу коллекции. Но, слава Богу, пока все обошлось. 

Музей Тавриды: свершившаяся "национализация"

Центральный музей Тавриды позиционируется как единственный музей Крыма, дающий исчерпывающее представление об истории и природе полуострова. Сегодня здесь проходит просто символическая выставка — "Империя Романовых. Сияние заката". А в общей сложности в музее представлено более 150 тыс. экспонатов (природных, культурных, исторических). Научная библиотека "Таврика" — в структуре музея. Собрание этого музея ученые считают одним из самых ценных и интересных, поскольку история ведет к древним таврическим реалиям и мифам. История Крыма в стенах музея — с древнейших и до новых времен: палеонтология, геология, рельеф, русско-турецкие войны, Таврическая губерния. Особый интерес вызывает так называемая "Золотая кладовая" — археологические изделия из драгоценных металлов: ювелирные украшения, детали одежды, монеты, культовые предметы cо II ст. до н.э по XV век н.э. Многие экспонаты были представлены во Франции Италии, Германии. Эту экспозицию всегда сопровождал ажиотаж. Хранители музея отмечают, что многие бесценные экспонаты ученые буквально вырывали из рук черных археологов… 

— Наш музей занимает большое здание бывшего обкома компартии, — рассказывает директор музея Тавриды Андрей МАЛЬГИН. — Все предыдущие годы у нас были большие проблемы из-за недофинансирования. В 90-е, например, украинская власть выделяла средства только на зарплату, охрану и коммунальные платежи. А каждая копейка, вложенная в реконструкцию, давалась большой кровью. Сейчас обещают, что будет финансирование в плане капитальных расходов. Не секрет, что в развитие своих музеев РФ вкладывает существенные средства. Пока работаем в прежнем режиме. В скором времени должна быть принята Конституция Республики Крым как субъекта РФ. Затем будет принят и закон Республики о культуре и культурном наследии. Только после этого могут быть какие-либо формальные изменения нашего статуса. 

Ранее финансирование музея шло из бюджета Автономной республики Крым. Минкульт Украины денег не выделял. Да мы и не просили. У нас не было оснований просить преференции из центрального бюджета. Участвовали только в некоторых совместных выставочных мероприятиях. 

На прошлой неделе был принят закон республики Крым "О национализации культурного наследия", согласно которому все культурное наследие объявлено достоянием Крыма.

Начиная с марта, мы не получали никаких распоряжений из Киева, регламентирующих нашу деятельность. А вот на прошлой неделе получили зарплату — уже в рублях. 

Радикального пересмотра концепции выставок не планируем, поскольку музей — краеведческий. Экспозиция составляет два больших раздела — природа и история Крыма. Что касается истории Крыма, пока нам никто не давал установок, каким образом строить нашу экспозицию. Намерены просто продолжать работу в этом направлении, ничего кардинально не меняя. 

В историю Крыма Украина включена сразу по нескольким разделам. Например, это периоды позднего Средневековья, гражданской войны, есть украинская этнография. Освещаем историю переселения украинцев в Крым. Все это было и будет. Ничего менять не собираемся. 

Леся Украинка в Крыму:
с вещами на выход? 

Ялта. Улица Екатерининская, 8. Здание в мавританском стиле с желтыми балконами. Здесь, на втором этаже, находится музей Леси Украинки. Ялтинский музей — один из четырех в Украине, увековечивающий гениального автора "Лісової пісні". Как известно, в Крыму поэтесса прожила три года, из них два — в Ялте. Здесь рождены ее прекрасные произведения: "Кассандра", "Над морем", "Кримські спогади". Еще в 1993 г. под влиянием украинской общественности прежняя экспозиция "Леся Украинка и Крым" обрела иной статус — "Музей Лесі Українки". На базе этого музея проходит традиционный ялтинский фестиваль "Лесина осінь", конкурс "Кримська плеяда". Союз театральных деятелей Украины уже традиционно проводит здесь конкурс молодых украинских актеров на лучшее чтение произведений Леси. Как сообщили ZN.UA в НСТДУ, в ближайшем будущем (с учетом нынешней ситуации на полуострове) подобный конкурс вряд ли возможен в Ялте. Скорее всего, он переместится в Луцк или Новоград-Волынский, места, также связанные с жизнью и творчеством Леси.

 

Сотрудники Ялтинского музея не рискуют давать пространные комментарии и просят подождать хотя бы месяц, покуда ситуация более-менее прояснится: "Пока сами не знаем, что происходит. И не знаем, что будет с нами завтра… Сейчас некий переходный период. В общем, нам ничего не говорят о будущем".

В это же время к музею Леси Украинки частенько наведываются российские телекомпании: снимают трещины в здании, его запущенный вид. Мол, посмотрите, как Украина "заботилась" о своих культурных ценностях. 

В разные периоды сотрудниками Ялтинского музея было отправлено около сотни писем в различные государственные инстанции Украины, во всевозможные фонды — с просьбой сохранить здание от разрушения. Но никто так и не откликнулся. Параллельно, "на зависть" Лесе, бизнес-структуры РФ бросали огромные деньги на восстановление "Белой дачи" Антона Чехова в той же Ялте. 

Часть сотрудников музея Леси предполагают, что в связи со сложившимися обстоятельствами работа этого украинского музея в Ялте может быть приостановлена — вплоть до консервации объекта. Некоторые музейщики не видят для себя места в Ялте (в Крыму) — в связи с теми же обстоятельствами… 

Минкульт Украины: продолжается мониторинг

Что может и что должна сделать украинская власть, для обеспечения сохранности национальных ценностей, в том числе и на территории Крыма? Об этом и некоторых других вопросах первый заместитель министра культуры Олеся ОСТРОВСКАЯ-ЛЮТА. 

— Согласно статье 15 Закона Украины "О музеях и музейном деле" музейный фонд Украины — национальное богатство и неотъемлемая составляющая культурного наследия Украины. Он охраняется законом. Министерство культуры сегодня на законодательном уровне решает вопрос о возврате в Украину музейных предметов, принадлежащих государственной части Музейного фонда Украины. Нужно понимать, что на данный момент нет окончательного решения правительства по стратегии действий в отношении украинской собственности в Крыму. 

— Что делать отдельному министерству, если нет решения и стратегии у целого правительства? 

— Министерство продолжает постоянный мониторинг состояния памятников культуры и музеев Крыма. К сожалению, многие коммуникации уже разрушены. Сегодня ключевой вопрос — возможность доступа к культурным ценностям и объектам культурного наследия на территории АРК, а также исполнение международных обязательств, в том числе конвенций Совета Европы. 

Учитывая последнее, Министерство обратилось в Совет Европы с инициативой организовать мониторинговую миссию экспертов СЕ для оценки состояния сохранности культурных ценностей и исполнения международных обязательств как Украиной, так и другими сторонами — в частности РФ. Уже в ближайшее время совместно с Советом Европы, ЮНЕСКО и ЕС планируем разработать программу управления культурой в условиях кризиса — на оккупированных территориях. 

— Многие музеи Крыма, судя по мониторингу ZN.UA, очень даже комфортно себя чувствуют в "правовом поле" РФ. Как реагировать на это Украине? 

— Скорее всего, это будут юридические решения и судебные дела в международных инстанциях. 

— Обратимся к статистике. Согласно данным вашего ведомства, какое реальное количество музеев на территории Крыма и что можно говорить о самых больших рисках для культурных ценностей в данной обстановке? 

— По сведениям Государственной службы статистики Украины, в начале 2013 г. в Автономной республике Крым действовало 34 музейных учреждения, в Севастополе — 5 музейных учреждений. В АР Крым хранится 917 477 предметов государственной части Музейного фонда Украины. А в Севастополе 320 163 музейных предмета государственной части того же фонда. 

— Что можно сказать о бюджетных поступлениях из Киева в Крым, именно для сохранности и восстановления культурных памятников? Крымские музейщики жалуются на безразличие прежних украинских властей к их проблемам. 

— Могу привести цифру из государственного бюджета: в 2012 году капитальные отчисления выделялись Национальному заповеднику "Херсонес Таврійський" — а это 217 тыс. грн. В 2013 году капитальные расходы из госбюджета Украины не были предусмотрены и ничего не выделялось. 

— Как известно, древний Херсонес сегодня находится "под патронатом" ЮНЕСКО. В связи с аннексией Крыма возможны ли в этом вопросе какие-либо нюансы и повороты? 

— Согласно действующему законодательству Украины и нормам международного права, изменение такого статуса невозможно. Стоит уточнить, что порядок включения объектов в перечень всемирного культурного наследия определен Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия. Эта Конвенция ратифицирована Украиной в 1988 году. Она предусматривает: культурное наследие, вне зависимости от территории государства где оно находится, — это общее наследие. И для его охраны международное сообщество должно сотрудничать, проявляя совместные усилия. И Украина, и РФ — стороны указанной Конвенции. Они взяли на себя обязательства соблюдать ее положения. 

— Возможно, вы владеете информацией о том, какие крымские музеи или культурные институции полуострова публично заявили о своем решении остаться в культурном и правовом пространстве Украины? 

— Сегодня нам известна четкая позиция сотрудников Музея "Судацька фортеця", являющегося отделом Национального заповедника "Софія Київська". Закрепленное за заповедником имущество пребывает в общегосударственной собственности Украины и, согласно действующему законодательству, охраняется государством. Памятники и фонды музея принадлежат государственной части Музейного фонда Украины. В это сложное время сотрудники "Судацької фортеці" работают в штатном режиме, осуществляют охранные мероприятия. Чтобы избежать неожиданных ситуаций, сами сотрудники музея организовали круглосуточное дежурство. Помимо прочего, этот музейный объект находится под охраной Международной организации "Голубой щит". Руководство заповедника "Софія Київська" в постоянном контакте с дирекцией музея "Судацька фортеця". Фондовые собрания и экспозиции музея будут функционировать без всяких изменений и перемещений.  

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №25, 27 июня-5 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно