"Искусство" жить в Луганске: между музой и войной

27 июня, 2014, 18:55 Распечатать

Так умирает искусство в Луганске — городе, которого больше нет. Остались только короткие автоматные очереди аббревиатур: ЛНР, ДНР, АЮВ, АТО. RIP?

Досадно видеть, что Украина и мир в последнее время получают информацию о Луганске как о городе, где живут в основном варвары, невежды, боевики, которых интересуют только материальные блага и война. В мирное время город, конечно, жил другими ритмами, появлялись ростки интересного современного искусства, некоторые альтруисты-активисты даже пытались превратить Луганск в современный европейский арт-центр. Все это "было".

Интеллектуалов почти не осталось

Еще в 2013 г. палитра современного искусства в Луганске бурлила красками. Дизайнеры, художники и фотографы дебютировали на биеннале и Всеукраинской неделе моды. Прозаики и поэты проводили каждую среду вечера и публиковали свои произведения в молодежном литературном журнале "Индиго". Горожане посещали выставки начинающих художников, кинопоказы и тематические вечера в честь мировых звезд. Нынче все это переживает кризис или совсем исчезает, поскольку свободные художники не могут найти себе места в квазисоветской ЛНР.

Бесспорно, в свое время оказалась весьма интересной идея Вячеслава Бондаренко пародировать "Тайную вечерю" Леонардо да Винчи во время ежегодной осенней выставки современного искусства "+/—17". Кое-кому такая арт-инициатива показалась смешной. Впрочем, художники, участники проекта быстро сориентировались, как разместиться за столом. На почетное место посадили робота Павла, которого Вячеслав создал для предыдущего проекта под названием "Разгерметизация музейного универсума". Напомню, суть "Разгерметизации" заключалась в том, что в архаическую музейную экспозицию краеведческого музея точно вплетались аудиовизуальные инсталляции луганских художников и музыкантов.

Таким образом, через семь месяцев после того, как творческие друзья на свой импровизационный манер воссоздали "Тайную вечерю" — та же самая "вечеря" приобрела уже жуткий оттенок. То есть.... Бойцы самопровозглашенной Луганской народной республики объявили Вячеслава шпионом, схватили и подвергали пыткам. "Апостолы искусства" получили новый образ: "евромайдановцев", потом — рефлексирующих граждан, а теперь — вообще диссидентов.

— Поворот политических событий привел к тому, что интеллектуалов в Луганске почти не осталось. В момент кризиса победило консервативное большинство, и теперь в городе наблюдается тенденция к одичанию и варваризации общества, — разочарованно комментирует публицист из Луганска Константин Скоркин.

Продолжая разговор, Константин говорит: "Имею полное право на пессимизм, поскольку 15 лет вместе с литературной группировкой "СОСТОЯНИЕ" "налаживал культурный процесс", был соорганизатором ежегодного кинофестиваля "32 мая", а во время бунтов вместе с женой боролся со страхами региональных ректоров и читал студентам лекции о европейских ценностях...

У меня опускаются руки. Еще в прошлом году я смотрел на Луганск с оптимизмом и подумать не мог, что придется оставить город. Мне, как и многим, казалось тогда, что у Луганска появилось новое, европейское качество. Это именно та причина, по которой я не хочу возвращаться".

Еще весной театральная студия Deep иногда назначала зрителю свидания, а потом отменяла их. Наконец
7 июня удалось провести спектакль в лесу. Впрочем, актерам не привыкать играть в нестандартных условиях. Лестничный пролет, тесная аудитория или актовый зал — все это публика замечала лишь в начале выступления. А уже через мгновение окружение теряло значение, и начиналось погружение на глубину подсознания. В этом и заключался феномен Deep, — они не играли, а вели задушевные разговоры со своими гостями.

По большому счету, студия уже давно переживает серьезный кризис. Еще в прошлом году режиссер-основатель Александр Баркар поехал за рубеж устраивать собственную карьеру, поскольку, объективно говоря, зарабатывать искусством в Луганске практически невозможно. Настоящий руководитель театра Дмитрий Момот не планирует уезжать из города и уже подготовил несколько новых спектаклей, но актеры разъехались, и работа остановилась.

"Она умерла. До последнего мгновения она так и не узнала, что умирает. Я не знаю, когда это произошло, не знаю даже, где похоронено ее тело. Я знаю лишь одно — [...], и женщина, с которой я живу, никогда не сможет мне ее заменить, и пусть она похожа чертами лица, и пусть у нее такие же имя, фамилия и номер паспорта..." — так завершается монолог Баркара в спектакле "Искусство быть вместе". Так умирает искусство в Луганске — городе, которого больше нет. Остались только короткие автоматные очереди аббревиатур: ЛНР, ДНР, АЮВ, АТО. RIP?

Картина Репина "Не ждали"

В помещении, где сфотографировались затейники, недавно открылся культурный центр "10-й цех". Во время первой выставки он был только что арендован и едва напоминал "модный лофт". Однако художников это нисколько не пугало, так как обычно выставка вообще проходила под мостом у железнодорожного вокзала, где они и ночевали, чтобы охранять работы.

Трудно переоценить, насколько нетерпеливо творческая элита города ждала появления собственного "дома". Десятки волонтеров месяцами выгребали из заброшенного помещения тонны мусора, чтобы привести его в порядок. На праздник открытия запланировали грандиозную программу. Пришли же всего 30—40 смельчаков, не испугавшихся комендантского часа.

— В день открытия нас посетили представители ЛНР, дабы узнать, что происходит. Мы рассказали о нашем проекте и его цели и получили одобрение с их стороны. По словам ополченцев, комендантский час был введен не для того, чтобы ограничить молодежь в развлечениях, а лишь ради безопасности, — рассказывает руководитель "10-го цеха" Дарья Коростелина.

Дарья не намерена выезжать и верит, что из любой ситуации можно найти выход.

— К сожалению, многие творческие люди покинули город, поэтому на нас лежит большая ответственность за развитие культуры. Думаю, что все наладится. Я люблю Луганск и хочу быть полезной здесь, — говорит Коростелина. — Со всеми всегда можно найти общий язык, поскольку культура не может быть политизированной.

С этим утверждением категорически не согласен доцент, кандидат педагогических наук преподаватель культурологии одного из крупнейших луганских вузов Елена Попова (имя изменено по ее просьбе). Елена высказала мнение именно того консервативного большинства, о котором и говорил Скоркин.

— Я уверена, что для стабильности непременно должна быть цензура... Несмотря на все мое уважение к Януковичу, он пал именно потому, что не было цензуры. "95-му кварталу" позволялось говорить все что угодно! — возмущается Попова и как доказательство приводит картину Репина "Не ждали". Логику в словах Елены напрасно искать: с одной стороны, она поддерживает ополченцев, а с другой — пугает несчастной судьбой экс-революционера, изображенного на картине.

"Собаки лают на нас, Санчо, значит, мы движемся вперед" 

О том, что луганчане старой закалки ожидают крепкого кулака и не хотят изменяться, было известно всем: от кучки отчаянных "евромайдановцев", выходивших всю зиму к памятнику Шевченко читать украинские стихи и петь гимн, до журналиста Вячеслава Бондаренко, который с коллегой поехал освещать выборы в области и попал в плен.

После освобождения Вячеслав оказался на больничной койке. Врач, проводивший осмотр, спросил: "Что вас беспокоит?". На это замученный Слава лишь отшутился: "Судьба Родины".

Не найдя на малой родине ни поддержки, ни понимания, изгнанники, как рыцарь Дон Кихот, продолжают верить в победу правды и справедливости. Даже разочарованный писатель Скоркин уверен, что у Луганска есть потенциал.

— Просто те, кто раньше занимался культурой, теперь морально устали и слишком поражены отрицательными событиями, — вздыхает Константин.

Сейчас в опустошенном городе под "саундтрек" из автоматных выстрелов, полет железных шмелей и вой сирен трудно верить в спасение. Но для того у искусства и есть "апостолы", чтобы собрать всю библейскую выдержку, расправить крылья и заново учиться летать над местечковым невежеством и назойливым скрипом постсоветских "винтиков".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно