Камень, которым пренебрегли строители

5 июня, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №20, 5 июня-12 июня

Реформы и "человеческий фактор"

Украинское общество сейчас — в состоянии кризиса. Выйти из него страна может только путем реформ. Что это значит? Для ответа на вопрос придется преодолеть псевдореформаторские иллюзии, в частности и такую распространенную, что якобы для успешности реформ достаточно проявить "политическую волю". Но, как показывает исторический опыт, т.н. политическая воля, не согласовывающаяся с законами социогенеза (т.е. с естественными законами, по которым возникает и существует общественная жизнь людей), непременно превращается в политический произвол. А любые попытки реформ, основанные на политическом произволе, приводят не к социальному прогрессу, а, наоборот, — к новым социальным деформациям. Именно это и происходило до сих пор в Украине. Об этом свидетельствует, например, факт безуспешности "антикоррупционных реформ".

Итак, проблема заключается в том, чтобы реформы в Украине были концептуально согласованы с законами социогенеза. А для этого мы должны эти законы надлежащим образом осознать. 

Реформа — это всегда изменение общества. Общество возникает, существует и меняется в результате возникновения, существования и изменения определенного социогенного (создающего общество) фактора. Иными словами, для того чтобы возникало, существовало и менялось общество, нужно, чтобы возникал, существовал и менялся социогенный фактор. Следовательно, реформировать общество — значит изменить определенным образом социогенный фактор, в частности развив его до определенного уровня. А чтобы его изменить, мы должны этот фактор открыть (познать) для себя. 

При ближайшем рассмотрении оказывается, что социогенным является т.н. человеческий фактор, состоящий из: 1) социальной культуры людей, под которой понимаем меру согласованности воли и сознания людей с законами социальной природы; 2) социального поведения людей, что является проявлением их социальной культуры. Социальная культура людей включает в себя, в частности, политическую, экономическую, правовую, нравственную, религиозную, научную, технологическую, санационную и другие виды культуры человека. Соответственно, социальное поведение людей — это политическое, экономическое, правовое, нравственное, религиозное, научное, технологическое, санационное и другие виды поведения человека. Таким образом, то, какой является жизнь людей в обществе, определяет "человеческий фактор", состоящий из "социальной культуры людей" и "социального поведения" людей.

Вот и выходит, что любая настоящая реформа — это, собственно говоря, изменение социальной культуры людей, которая и обеспечивает изменение их социального поведения, а значит — изменения в обществе. 

Закон социальной природы, которым необходимо руководствоваться при проведении любых реформ, может быть сформулирован следующим образом: без изменения социальной культуры людей, обеспечивающей изменение их социального поведения, не может быть успешно осуществлена ни одна реформа. Настоящей реформой может быть только деятельность, способствующая развитию социальной культуры людей. Деятельность, не имеющая этого свойства, является псевдореформаторской.

Если в свете вышеизложенного закона социальной природы проанализировать опыт реформы, осуществленной, например, Франклином Делано Рузвельтом, которая обеспечила преодоление Великой депрессии в США, то окажется, что она привела именно к изменению социогенного фактора — социальной (политической, экономической, правовой, нравственной и т.п.) культуры граждан США. А этот фактор, в свою очередь, вызвал прогресс в американском обществе.

Движущей силой "японского чуда", оказывается, также стал сформированный реформаторами новый социогенный фактор — прогрессивная социальная культура японцев. 

История в целом дает достаточно доказательств того, что существует закономерность: социальный прогресс всегда обеспечивается развитием социогенного фактора, т.е. социальной культуры граждан (иными словами, эту закономерность можно сформулировать еще и так: уровень развития общества определяется уровнем развития социальной культуры его членов). Поэтому можем утверждать, что реформаторы в своей реформаторской деятельности должны руководствоваться принципом верховенства социальной культуры граждан, которая является основой т.н. человеческого фактора. Именно она является наивысшей социальной ценностью, определяющим фактором, обеспечивающим благополучие жизни людей в обществе.

Как показывает исторический опыт, попытки различных реформаторов ввести демократию, свободу, справедливость, права человека, правовое государство, эффективную экономику и другие социальные ценности без органической связи с процессом формирования в обществе социальной культуры граждан успеха не имеют. Очевидно, существует закономерность: только при наличии в обществе развитой социальной культуры граждан возможна реализация в нем таких социальных ценностей, как демократия, свобода, справедливость, права человека, правовое государство, эффективная экономика и т.п.

Кстати, предположив существование этой закономерности и использовав ее для социального прогнозирования, можно сформулировать прогностическое правило: если уровень социальной культуры граждан в стране "Х" чрезвычайно низкий, то эта страна непременно становится источником опасности для других государств. Например, Россия, в которой упомянутый социогенный фактор (т.е. политическая, экономическая, правовая и нравственная культура граждан) ныне критический, стала питательной почвой для всевозможных угроз безопасности мирового сообщества. 

В Украине, в отличие от России, имеет место инспирированный Майданом процесс развития (хоть и стихийного!) социальной культуры граждан. Очевидно, он и спровоцировал конфликт между Россией и Украиной.

Сегодня в Украине исторически сложились необычайно благоприятные условия для развития социальной культуры граждан. И реформаторы должны их использовать для обеспечения успешности реформ, которые выведут страну на путь социального прогресса. Украинские реформаторы пока сводят суть любого реформирования к оперированию институциональными факторами, т.е. к манипуляциям законодательством и административными инструментами. Но эти факторы способны влиять только на крону всего "дерева" наших общественных проблем, а его корень при этом остается пораженным. И как здесь не вспомнить библейскую метафору: "Камень, который отвергли строители, краеугольным стал камнем". Социальная культура граждан и является тем "человеческим фактором", которым до сих пор пренебрегали украинские строители-реформаторы, и который должен быть положен в основу реформирования Украины. Необходимо избавиться от реформаторской иллюзии насчет возможности успешных институциональных реформ в Украине без усовершенствования указанного "человеческого фактора", в основе которого — социальная культура граждан!

Однако не следует отождествлять социальную культуру граждан с их осведомленностью. Это разные вещи. Проблема их различия особенно актуализируется сейчас, в связи с распространением в обществе иллюзии о значительной роли информации, определяющей якобы социальный прогресс. На самом деле это не так! Информация — всего лишь инструмент, так или иначе используемый людьми в зависимости от состояния их социальной культуры, с помощью которой они интерпретируют получаемую информацию. Отсюда следует, что нельзя социальную культуру граждан подменять осведомленностью, а потому не СМИ как средства, которые должны просто распространять, доносить информацию к гражданам, решают судьбу народов, а университеты и другие образовательные учреждения, которые должны формировать социальную культуру граждан. А значит источником социального прогресса в Украине должны быть признаны университеты-просветители, формирующие социальную культуру граждан, а не СМИ, распространяющие информацию. Потому что последнюю граждане должны интерпретировать в свете социальной культуры и использовать только как инструмент для обеспечения социального прогресса в стране. 

Общественный прогресс в той или иной стране имеет место тогда, когда в обществе есть прогрессивная элита, ведущая за собой народные массы путем прогресса. Однако при неразвитости социальной культуры граждан у них отсутствует потребность в прогрессивной элите. И, очевидно, отсюда социальный закон: каждый народ получает ту элиту, которую он заслуживает.

 Как показывает опыт других стран, для развития социальной культуры граждан в украинском обществе целесообразно было бы: командировать на обучение за рубеж украинских юношей и девушек, которые после окончания учебы "будут импортировать" оттуда в Украину социальную культуру; привлекать к государственному управлению граждан Украины (или иностранных) с развитой социальной культурой; направлять украинских специалистов на стажировку в страны с развитой социальной культурой граждан; реформировать содержание образования таким образом, чтобы оно способствовало формированию у граждан прогрессивной социальной (политической, экономической, правовой, нравственной и т.д.) культуры и т.п.

Только реформаторская деятельность, которая будет сопровождаться развитием социальной культуры граждан, являющейся основой "человеческого фактора", способна сделать любые реформы успешными и обеспечить социальный прогресс в Украине. Настоящие реформы — те, что способствуют развитию "человеческого фактора", иначе — это псевдореформы. 

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 3
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно