На смену цивилизации принудительного обмена, существующей в настоящий момент, должна прийти цивилизация доверия. Она возникнет как переосмысление значения принудительного успеха, который культивируется сегодня.
В Бразилии, на берегах реки Маиси, живет уникальное племя индейцев пираха. Экзотика установок, культивируемых ими, - чудо для "цивилизованного" человека. К примеру, они почти не спят, поскольку считают, что после сна человек пробуждается уже новым существом. Пираха только дремлют периодически. Поэтому у них нет понятия "вчера" и "завтра", они ничего не накапливают и не планируют. У них уникальное отношение друг к другу и к миру. Даже невзгоды (по нашим оценкам), травмы и потери они воспринимают как события, которые просто должны были произойти.
Когда глубже изучаешь их встроенность в окружающее пространство, то в голову приходит интегральное определение - абсолютное доверие ко всему действительному миру. Эти индейцы никогда не ссорятся, у них просто нет такой практики. Когда, например, ребенок уронит в воду рыбу, то для них это означает лишь то, что рыба хотела в реку, а не то, что ребенка нужно отругать. У пираха отсутствует представление о богах, и попытки миссионеров потерпели неудачу: у индейцев просто нет потребности что-либо объяснять. Но автору это представляется вполне логичным, поскольку пираха и сама их жизнь являются составляющей Промысла Творца. Они не вышли из Него, а потому и не могут "увидеть" Его. Пираха еще находятся в Его благодати.
Все невзгоды нашей цивилизации связаны не с тем, что мы по-разному представляем себе успех и потому постоянно ссоримся, а с тем, что мы его выдумываем. Даже если мы принудительно сформируем общее представление об успехе, он будет оставаться чуждым и неприсущим человеку.
Объясняется это тем, что свой успех мы ищем не в мире, а в собственном представлении о мире.
Настоящее - это энергетический универсум. В нем нет ни пространства, ни времени, а есть только непрерывное изменение состояния энергии. Мы, люди, всегда из непрерывного действия выделяем эпизод, хотя его нет: этот наш способ восприятия действительности - патологическое воображение. (Оно, кстати, является лишь одним из состояний энергии универсума: "Бог сделал нас подобными себе, но разрешил нам быть собой".)
Далее мы этот эпизод анализируем, интерпретируем и формируем опыт эпизода, которого в реальности нет и не было.
Накопление эпизодов в нашем представлении о действи-тельном - память - создает иллюзию пространства и времени: фрагменты в эпизодах смещаются (иллюзия пространства), а дискретность и последовательность эпизодов создает иллюзию времени ("раньше-позже"). В непрерывном энергетическом универсуме этого нет, поскольку у него нет составляющих, а значит, пространства, он единый, целостный. При этом непрерывность действия не предусматривает понятий "прошлое" и "будущее", поскольку все неразрывно.
Это мы, пользуясь нашим патологическим воображением, памятью, приписываем непрерывному действительному свойства мысленных дискретных эпизодов - пространства и времени. Собственно, эти выдуманные понятия "вмещают" в себя (компенсируют) утраченные нами связи между эпизодами. Потом выдуманный опыт мысленных эпизодов, сформированный в категориях пространственно-временного детерминизма, мы пытаемся применить для описания действительного, которое является энергетическим универсумом и не имеет времени и пространства.
Поэтому когда мы говорим, что "вдруг неожиданно что-то произошло", то этим лишь констатируем проявление утраченных связей между эпизодами, несовершенство и неполноту замены их выдуманными пространственно-временными свойствами действительного.
В энергетическом универсуме нет привычного для нас пространства, мы даже не можем ввести там "точку отсчета", поскольку все непрерывно, и в следующее мгновение, даже введенная, она уже будет другой. И к тому же в нем нет "следующего мгновения", то есть времени, поскольку все беспрерывно!
Представим себе полено, плывущее по реке, и наблюдателя на берегу. С точки зрения полена, оно существует в данный момент. С точки зрения наблюдателя, который провел через реку ось отсчета, полено существует уже в интервале времени, пока проплывает через ось. С точки зрения реки, полено существует всегда, с момента, когда появилось, до момента, когда исчезнет (превратится в море, озеро) сама река. Многообразие, относительность понятия "существование" говорит лишь о его мнимости, искусственности, поскольку все непрерывно.
Люди пытаются придумать "машину времени", а ведь нет ничего проще! Достаточно ночью посмотреть на звездное небо. В это мгновение мы увидим свет, дошедший до нас из абсолютно разных времен. То есть мы одновременно будем находиться в абсолютно разных временах. Что и является подтверждением придуманности этого понятия, ограничения продуктивности его применения и абсурдности перенесения понятия времени на мир - энергетический универсум.
Телескопы и ускорители, изобретенные людьми, - это лишь продвижение нашего представления о мире, а не объяснение его. Это интересно, поскольку "Бог разрешил нам быть собой", но не будем забывать, что "Он сделал нас подобными себе", и это - намного интереснее.
Поэтому мир нужно не объяснять и изменять, нужно прислушиваться к нему и жить в нем. Это и является наибольшим успехом и предназначением человека.
Если человечество придет к такому общему, но невообразимо разнообразному пониманию своего успеха-предназначения, то возникнет новая цивилизация, где обмен перестанет быть принудительным (зачем?), "хочу" - манипулированным (зачем?), а "могу" - навязанным (зачем?). Тогда "имею", в конце концов, будет приносить человеку лишь удовольствие, а не хлопоты, соблазны, зависть и гнев. И ноосфера получит цивилизацию доверия.
Чтобы приблизиться к этому, мы должны все проблемы, дискуссии, полемики или просто прихоти, возникающие в сообществе, решать, лишь используя новые представления об успехе: "Способствуют ли они укреплению доверия?"
Почти всегда, когда мы начинаем что-то упорно выяснять, то нагрешим больше, чем выясним. И как следствие получим не искомую правду, а потерю доверия между людьми. Поэтому выше всех естественных прав человека и его свобод мы должны поставить приоритет доверия. Поскольку человек - существо социальное, а без доверия не действуют никакие общественные стереотипы, в том числе концепты прав и свобод. Без доверия нет ни собственности, ни денежной системы. Без доверия нет согласия и солидарных действий.
Почти все согласятся с тем, что главное для человека - познавать окружающий мир и гармонично жить в нем. Но для познания и гармонии нужна не конкуренция, а сотрудничество. А для сотрудничества нужно доверие.