ЧЕРНЫЕ АИСТЫ ЛЕТЯТ ИЗ ЧЕРНОБЫЛЯ, ЧЕРНЫЕ АИСТЫ С БЕЛОЙ КРОВЬЮ…

Поделиться
Сама я человек далекий от всякой мистики, но все чаще и чаще в сознании бьется мысль: кто-то нас проклял...

Сама я человек далекий от всякой мистики, но все чаще и чаще в сознании бьется мысль: кто-то нас проклял. И проклятие это - Чернобыль. 50 тысяч инвалидов только в одной Украине, сотни тысяч ушедших из жизни. 164 отселенных сел и городов, на 2444 квадратных километрах нашей ранее плодородной и богатейшей земли людям нет места: это территория смерти. Три миллиона человек, из которых миллион детей, живут в загрязненной радиоизотопами местности. Заболеваемость среди ликвидаторов увеличилась в 2,5 раза, смертность в 2,4. Дети, меченные Чернобылем, болеют в 3,5 раза чаще своих сверстников.

От одних этих цифр становится жутко. А ведь за ними - исковерканные жизни, поломанные судьбы, боль, страдание, слезы, отчаяние. И несмываемое клеймо беды, обжигающее дыхание которого будут ощущать еще 30 (!) последующих поколений. Припоминаете слова поэта Миколы Холодного:

Славте, поети, Ейнштейна і Нобеля,

Поставте Марію Кюрі узголов'ю,

Чорні лелеки летять iз Чорнобиля,

Чорні лелеки з білою кровію…

Испокон веков на Руси было принято закладывать храмы в честь эпохальных событий в жизни державы: будь то великие победы или поражения. И сегодня в независимой Украине эта традиция, прерванная на 70 лет атеистическим режимом большевиков, возрождается. Построен в Дарницком парке Киева храм-часовня памяти жертв аварии на ЧАЭС. И есть в нашей столице, на Подоле, еще одно место, которое тоже можно назвать своеобразным храмом чернобыльской беды. Это - Национальный музей МВД Украины «Чернобыль», отмечающий в этом году свое десятилетие.

7 мая 1987 года в здании Управления пожарной охраны Киевской области открылась фотодокументальная выставка «Памяти мужества и славы». Создана она была не по указанию сверху, а по зову сердца непосредственными участниками ликвидации аварии - сотрудниками Управления пожарной охраны ГУ МВД Украины по Киевской области. Как известно, именно огнеборцы по долгу службы первыми оказались на месте трагедии и, естественно, первыми пострадали: среди открывших список погибших - шестеро представителей этой профессии. Желая увековечить память о своих мужественных товарищах, сотрудники управления и решили организовать постоянно действующую выставку. И хотя в те годы ни о каком проблемном показе речи быть не могло, экспозиция, однако, пользовалась популярностью не только среди сотрудников министерства и управления внутренних дел, но и представителей самой широкой общественности.

На протяжении пяти лет небольшая выставка постоянно пополнялась материалами, становились известными доселе утаиваемые факты, поднялся занавес секретности, коим были окутаны причины чернобыльской катастрофы и ликвидация ее последствий. Поэтому тогдашний министр внутренних дел Украины Иван Гладуш (нынче - генерал-полковник в отставке и бессменный директор музея «Чернобыль») принял решение: преобразовать экспозицию в музей и выделить под него на Подоле старинное здание бывшей пожарной части. Сотрудники министерства своими силами и на свои средства его реконструировали. А 25 апреля 1992 года музей уже принимал первых посетителей.

В самом начале над созданием экспозиции трудились практически только два человека: Ольга Сушко, высококлассный специалист с большим опытом работы в крупных музеях, и энтузиаст из Управления пожарной охраны полковник Анатолий Бондаренко. Да и вообще, в этом плане «Чернобыль» уникален. Те, кто побывал в музее, убеждена, попросту не поверят, узнав, что создан он фактически руками… пяти человек: Ивана Гладуша, Анны Королевской, упоминаемой уже Ольги Сушко, Светланы Терлецкой и Тамары Кащук. Как им это удалось - уму непостижимо: исколесить 13 областей Украины, собрать огромное количество экспонатов, за многими из которых приходилось ездить непосредственно в зону, самим проводить экскурсии и еще умудриться с 1992-го по 1996-й сделать три больших реэкспозиции музея, полностью изменивших его облик! Кроме них, значительный вклад в развитие «Чернобыля» сделал генерал-лейтенант милиции Владимир Володин - один из первых участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Он помогал собирать материалы, освещающие вклад областей Украины в преодоление последствий трагедии, поддержал нетрадиционную научно-дизайнерскую концепцию музея. Кстати, оригинальное и впечатляющее художественное решение всей экспозиции - это заслуга художника Анатолия Гайдамаки, заслуженного деятеля искусств Украины, лауреата Государственной премии им. Т.Шевченко. И пусть читатель извинит меня за патетику, но эти люди действительно достойны самых высоких и восторженных слов благодарности. Земной вам поклон за ваш самоотверженный и благородный труд!

В экспозиции много фотографий, рассекреченных документов, личных вещей и наград ликвидаторов. Оснащен музей и современными аудиовизуальными и информационно-справочными техническими средствами, действующими макетами. Здесь вы найдете также компьютерные программы о катастрофе и ее последствиях, электронную карту мира. А кроме того - большое количество экспонатов-реликвий из самой зоны, предметов этнической, духовной культуры Полесья. Между прочим, учтите: выставлены-то могут быть только чистые вещи. Поэтому, к сожалению, много ценного и неповторимого мы уже никогда не увидим. Даже в музее…

Полесская земля - родина уникального, древнейшего, своеобразного и богатейшего слоя славянской культуры. Никакие нашествия и войны не смогли ее уничтожить. Пока не пробил час чернобыльской беды. Где сегодня люди, жившие там, по каким городам и селам разбросало их?.. В музее есть очень эмоционально пронзительный художественный образ: сухая яблоня, как бы выросшая из деревянной колыбели, на ветвях которой рушник, старые фотографии полещуков и поминальные книжечки из одной из чернобыльских церквушек. Печальный символ боли и скорби людей по безвозвратно утерянному дому.

Экспозиция построена по хронологическому принципу. Первый зал посвящен 1986 году: взрыв на ЧАЭС, тушение пожара, эвакуация населения, первые спасатели. Под потолком висят часы, стрелки которых навсегда остановились. Из года в год они будут показывать 1 час 23 минуты 48 секунд - время, когда произошла трагедия. Тут же хранятся одни из первых рассекреченных материалов - таблицы о состоянии радиационной обстановки по областным центрам Украины на 29 апреля. Вспомните, как в 1986-м все средства массовой информации дружно трубили о стабильности радиационного фона? А на самом деле при норме 20 микрорентген в час в той же Виннице, например, которая отнюдь не по соседству с ЧАЭС, эта цифра достигала 260 (!). Представляете, как впечатляюще на этом фоне выглядят фотографии с тогдашней первомайской демонстрации? И совершенно убийственный по силе эмоционального воздействия экспонат - третья полоса одной из центральных газет советской Украины, датированная тоже 29 апреля. Там речь идет о чем угодно: о крестьянском съезде в Никарагуа, об укреплении советско-монгольской дружбы. А в нижнем уголке газетной страницы скромненько примостились четыре коротеньких предложения, сообщающих об одной из самых страшных аварий века. Зато для помещенной рядом фотографии начавшегося в Киеве 27 апреля большого велопробега Мира газетной площади не пожалели. И тут же посетитель имеет возможность увидеть «Нью-Йорк таймс» за 29.04.86 г. с огромной статьей на первой полосе, где опубликована карта Киевской области, информация об аварии и подробное описание самой ЧАЭС, а также опасности, которую последняя собой представляет. К слову, история данного экспоната весьма интересна. Следует отметить, что музей пользовался и пользуется огромной популярностью у всех иностранных туристов, посещающих Киев. И вот на одного из них «Чернобыль» произвел такое неизгладимое впечатление, что, приехав домой в США, он пошел в специальный газетный архив, где можно купить любую газету с сертификатом подлинности, и за 48 долларов приобрел этот номер. А затем прислал его в подарок киевлянам.

Если хотите побольше узнать о военных, авиаторах, речфлотовцах, связистах, лесниках, медиках и т.д. и т.п., принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, вам непременно следует посетить музей. Вам расскажут о необыкновенной операции военных вертолетчиков, осуществивших заброс в открытую каверну реактора нескольких тысяч тонн специальной смеси, способной хоть немного приглушить чудовищно опасную для жизни ликвидаторов радиацию. Искренне надеюсь, что люди, живущие ныне на украинской земле, и будущие поколения никогда не забудут и самоотверженный труд непосредственных работников ЧАЭС, мужественно выполнявших свои обязанности в те критические дни, и грандиозные усилия военных химиков по дезактивации зараженной территории, и донецких шахтеров, укладывавших специальный фундамент под саркофаг, и большой отряд медиков, работавших в те дни бок о бок с ликвидаторами. И, конечно же, трагическую участь простых людей, живших на этой, святой для них, земле и вынужденных ее покинуть. Заместитель директора музея Анна Королевская сообщила мне, что когда сюда приходят бывшие полещуки, то ни один из них не в силах сдержать подступающие к горлу рыдания. Многострадальный отселенец находит на карте свой поселок и начинает рассказывать сквозь слезы: «Вот здесь я грибы собирал. А знали бы вы, какая вот здесь ягода была!».

Рассказывать о музее - дело неблагодарное. Да и практически трудновыполнимое. Лучше приходите, посмотрите сами. Вход, кстати, вам ничего не будет стоить. Заплатить придется только в том случае, если решите взять экскурсовода. Но, даже сэкономив на этом, все равно, можете не сомневаться, впечатление от посещения «Чернобыля» будет незабываемым. Создатели музея никому не навязывают свою точку зрения на все происходившее и происходящее ныне. Они просто объективно рассказывают о том, что было, и констатируют факты. А выводы каждый посетитель сделает для себя сам. Здесь представлена не только официальная точка зрения на причину чернобыльской трагедии. Экспозиция знакомит и с альтернативными взглядами на нее различных ученых, их мнениями о сегодняшнем состоянии проблемы, о медицинских, экологических и социальных последствиях катастрофы.

В течение своего рассказа о музее-юбиляре я с трудом сдерживалась, чтобы не начать петь искренние дифирамбы его коллективу. Эти действительно прекрасные и самоотверженные люди вкладывают всю душу в работу, за которую получают копейки. Об уровне финансирования музея (ну неужели надо кричать, убеждать, что он нужен, нужен, нужен?!) без горестного вздоха говорить просто невозможно. Не на что нанять персонал, обслуживающий технику. Нет денег для обеспечения необходимого светового оформления третьего зала. Сотрудники музея мечтают снять фильм о зоне, планируют много чего другого полезного. Но когда эти планы будут иметь материальный базис, неизвестно. «Чернобыль» не имеет никакой своей рекламной продукции, отсутствуют даже элементарные путеводители. А ведь в музее часто бывают высокие гости, делегации правительственного уровня.

Плата за экскурсии едва покрывает текущие расходы. Да, в прошлом году музею оказал существенную материальную помощь государственный комитет, созданный к 10-летию чернобыльской трагедии. Но ведь это - одноразовое «вливание». А поддерживать людей, самозабвенно работающих в музее с утра до ночи, нужно было бы постоянно. Ведь трудятся-то они для нас с вами и будущих поколений.

…В одном из залов «Чернобыля» есть очень символичный экспонат: стойка радиационно-защитного барьера, непременного атрибута фойе любой атомной станции. Через нее протянут желто-голубой украинский флаг. И впрямь, никуда не денешься - вся наша сегодняшняя жизнь проходит под зловещим знаком радиации. Чернобыльская боль разлита повсюду. И мы вряд ли сможем вздохнуть легко и свободно, если не сумеем преодолеть ее. Вопрос в том, возможно ли это?..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме