Тарифы по-столичному

06 октября, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 38, 6 октября-13 октября 2006г.
Отправить
Отправить

К тому, как поступит новое руководство столицы в отношении тарифов на коммунальные услуги, какие шаги предпримет, интерес особый...

К тому, как поступит новое руководство столицы в отношении тарифов на коммунальные услуги, какие шаги предпримет, интерес особый. В середине лета мэры украинских городов, озадаченные проблемой соотношения новых цен на энергоносители и не покрывающих их старых расценок, ожидали, что именно столица, имеющая особый статус, продемонстрирует всем, как решить острый «тарифный» вопрос. Но эти надежды не оправдались. Киевские власти не спешили оказаться впереди всех. Наоборот, затянув решение вопроса, они предоставили возможность другим мегаполисам «отличиться». Когда в ряде городов вынужденно шли на повышение цен на коммунальные услуги, столица, используя финансовые резервы, еще довольно продолжительное время удерживала цены на прежнем уровне, демонстрируя на зависть регионам завидную стабильность. Накануне же предстоящего повышения оплаты за услуги жители столицы пользуются такими расценками: за кубический метр холодной воды 0,52 грн., горячей — 3,42 грн., за водоотведение — 0,30 грн. В зависимости от этажности домов и имеющегося инженерного оборудования квартирная плата в расчете на квадратный метр составляет от 0,36 до 0,58.

Хотя столица длительное время отличалась от других городов стабильными ценами на коммунальные услуги, но все же возникли реальные перспективы повышения платежей. Во всяком случае, так выходит по расчетам чиновников, которые они в очередной раз перепроверяют, но вряд ли уже пойдут на большее снижение расценок. Итак, за кубический метр холодной воды киевлянам придется платить уже не 82 коп., а 2,94 грн., за горячую — не 3,72, а 10,74 грн. Отопление в расчете на квадратный метр жилья увеличится с 80 коп. до 2 грн., квартплата на единицу той же площади возрастет с 51 коп. до 1,83 грн.

Закон о жилищно-коммунальных услугах неумолим, он ставит органы самоуправления перед выбором: или же поднимать цены на коммунальные услуги до уровня их самоокупаемости, обеспечивая хотя бы минимальный уровень рентабельности, или же компенсировать создавшийся разрыв из местного бюджета.

Бывшая городская власть любезно предоставила возможность отличиться новой. Мэр Л.Черновецкий неоднократно обещал не взять ни одной лишней копейки у малоимущих. В то же время считал возможным возложить часть погашения возросших в цене тарифов на богатых людей, которых в Киеве, по его словам, немало. Но в представленной тарифной сетке, которую публикует «ЗН», именно это и не просматривается. Пусть читатель делает выводы сам, ориентируясь на одну из таких таблиц, в которой приведены предварительные расчеты, сделанные для семьи из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире площадью 46,3 кв. м.

Обратим внимание на то, что для малоимущих действительно предусмотрена вполне определенная социальная защита. Некоторые семьи по новым тарифам будут платить даже меньше, чем по старым. Но в целом обещания мэра переложить груз возросших тарифов на богачей не просматривается ни в приведенной таблице, ни в аналогичной, но рассчитанной для трехкомнатной квартиры площадью 66,2 кв.м, в которой проживает семья из четырех человек. В таких скромных помещениях богачи не живут. И как он будет помогать бедным аккуратно платить по возросшим тарифам, непонятно.

Зато бросается в глаза другое. За себя и за того парня, который по каким-то, далеко не всегда уважительным причинам не платит за коммунальные услуги, расплатятся «богачи» иного рода — люди, которые считаются у нас имеющими средний достаток лишь потому, что есть слои еще более бедные. Напрашивается вывод о том, что малоимущим предусматривается вполне определенная защита, богатым же при демонстрируемом подходе такое повышение тарифов — что дробь для слона. Ценовой удар придется по среднему киевлянину. Он то и заплатит по полной программе.

Идея такого рода дифференцированного подхода к оплате за коммунальные услуги воспринимается неоднозначно. Даже на стадии разработки, не говоря уж о внедрении, новый подход вызвал много вопросов. Скажем, насколько он отвечает рыночной идеологии? Как в условиях распространения «теневой» экономики размежевать, кто из жильцов имеет большие расходы и, следовательно, должен платить по полной программе, а кто бедный, с которого городские власти не должны брать «ни одной лишней копейки»?

Население же без шума и гама делает то, что необходимо. Спрос на окна, двери, сберегающие тепло, утверждают аналитики, в столице увеличился по сравнению с прошлым годом где-то в 1,5 раза. Применяются экзотические методы утепления домов. Чем ближе к зиме, тем чаще можно наблюдать картины, когда на стенах сданных строителями домов висят на тросах рабочие, одевая дома в своеобразные «шубы». Появилось множество фирм, оперативно выполняющих заказы, и такого рода бизнес имеет прочную основу. Утеплительные материалы доступны и дешевы, тогда как тепло, которое они сохраняют, дорожает. Спрос рождает предложение. Показательно, что развернувшаяся работа, в которую вкладываются немалые средства, инициирована непосредственно жильцами домов.

Стремясь получить квалифицированный комментарий на «тарифную» тему, корреспондент «ЗН» обратилась в пресс-службу Киевской горгосадминистрации. Но поскольку ее работники предложили журналисту сделать письменный запрос руководства «ЗН» (зная, как медленно движутся бумаги в чиновничьих коридорах, нетрудно догадаться, сколько бы времени гуляла эта «челобитная»), мы обратились в Киевское городское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины. Государственный уполномоченный глава Киевского отделения, академик Академии строительства Украины Николай Лисицкий рассказал, что, насколько ему известно, Киевсовет большинством голосов принял решение привести тарифы в соответствие с размерами экономически обоснованных затрат на их производство, но тарифная сетка в своем окончательном виде еще не определена. Новые тарифы будут утверждены в установленном порядке, и работа над ними продолжается.

Николай Федорович подчеркнул, что территориальное отделение Антимонопольного комитета будет отстаивать свою позицию по обеспечению большей прозрачности при определении количества потребленных ресурсов конкретных видов услуг. Потребители должны точно знать, из каких составляющих формируется цена каждой услуги. В столь изменившихся условиях необходимо изменить ненормальную ситуацию, когда население, скажем, рассчитывается за потребленные кубометры горячей воды, а «Киевэнерго» рассчитывает оплату за гигакалории, внося путаницу в расчеты, накапливая фиктивные долги потребителей перед тепловиками, за которые потом все равно приходится рассчитываться.

Если тарифы взлетят, то реакция на такого рода «накрутки» производителей услуг обещает быть совершенно иной, чем раньше. Еще одна особенность. В условиях роста тарифов повышается значение организаций и структур, непосредственно занимающихся сбором средств с потребителей коммунальных услуг. ЖЭКи критикуют с обеих сторон. Население недовольно качественной стороной услуг. Чиновники — тем, что эти организации не обеспечивают полный и своевременный сбор средств за предоставленные услуги. Судя по поступающим предложениям, ЖЕКи перестанут занимать монопольное положение в деле сбора, учета и начисления поступающих средств (а они, кстати, немалые). Поскольку в последнее время все чаще и настойчивее говорят о том, что со своими обязанностями ЖЭКи справляются неважно, можно ожидать, что вместо них этим займутся люди и структуры более решительные и напористые. Дополнительные средства, которые в ближайшее время поступят в эту не так давно архаическую сферу вполне позволят превратить ее в неплохой бизнес.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК