Переход к рыночной экономике сопровождается созданием и развитием рынка труда и возникновением безработицы. Этот процесс для независимой Украины новый. У нее нет достаточного опыта в решении проблем, связанных с регулированием занятости населения. Поэтому, даже будучи знакомой с примерами других посттоталитарных государств, наша страна движется по дороге к рынку методом собственных проб и ошибок. Работники госсектора психологически не готовы стать безработными, а государство не представляет себе реальной угрозы повальной безработицы. Финансовый и кредитный допинг предприятиям, позволяющий избежать массового высвобождения работников, не может продолжаться долго. Следствия его - не только рост инфляции и обесценивание национальной валюты, но и снижение производительности труда, и возникновение качественно нового негативного процесса в экономике - гиперстагфляции (соединение экономического упадка и инфляции).
Скрытая форма безработицы, искусственно поддерживаемая государством при помощи кредитно-финансовых инъекций предприятиям-банкротам, отрицательно сказывается на жизненном уровне населения и ведет к дальнейшему его обнищанию.
В макроэкономике существует закон Оукена, открытый эмпирическим путем. Согласно этому закону, увеличение числа безработных на один процент ведет к падению валового внутреннего продукта на два процента. Отсюда ясно: безработица - зло, с которым надо бороться. Снижению роста национального дохода и особенно той его части, которая идет на потребление, способствовали деформированная отраслевая структура занятости, приоритетное развитие добывающей промышленности и военно-промышленного комплекса.
Уровень занятости населения в Украине, по данным Минстата, на 1 января 1994 года составлял около 95%. Численность трудовых ресурсов - около 30 млн. человек. 2 млн. обучаются с отрывом от производства, столько же не занято в общественном производстве. Высокий уровень занятости, на первый взгляд, является определенным достижением соцсистемы. Однако это «достижение» чревато нерациональным использованием рабочей силы и низкой производительностью труда.
- Мы не пришли к победе коммунистического труда, - комментирует данный феномен директор Республиканского центра занятости Владимир Ерасов. - Произошло непредсказуемое: эрозия трудовой деятельности, характеризующаяся симптомами трудового паралича, охватила общество. И это не просто падение трудовой дисциплины, а национальная переориентация населения с созидательного труда на добывание средств существования путем многократного их перераспределения.
Согласно прогнозу специалистов Министерства труда, в 1991 - 1995 гг. численность трудоспособного населения в стране сократится более чем на 300 тысяч человек. На 1000 занятых приходится 800 нетрудоспособных. Начало 90-х годов, по мнению Владимира Ерасова, еще нельзя назвать периодом массовой безработицы. Если ориентироваться на статистику рынка труда, то оно характеризуется довольно спокойными цифрами. Всего на рынке труда с начала года официально зарегистрировано 86 тысяч безработных, 48 тысяч из которых получают денежное пособие по безработице. И примерно полмиллиона граждан, ищущих работу. А в целом по Украине, согласно данным Минтруда, на сегодняшний день зафиксировано около 196 тысяч безработных, что составляет примерно 0,35% от всего трудоспособного населения.
Однако в Украине существует еще так называемый скрытый рынок труда, скрытая безработица. По словам министра труда Михаила Каскевича, она по примерным подсчетам составляет около 20 - 25% и вызывает особое беспокойство правительства. Как сообщили в Министерстве труда, сейчас разрабатываются изменения и дополнения к Закону о занятости, которые предусматривают введение в Украине понятия «частичной безработицы». Под этот статус попадают граждане, которые не будут иметь полную занятость на производстве в течение установленного Законом календарного периода. В ближайшее время поправки к Закону будут предоставлены на рассмотрение Верховного Совета.
Причина скрытой безработицы - в нарушении производственных связей, снижении дисциплины поставок, сокращении управленческого аппарата, банкротстве предприятий, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса и т.д. По отдельным регионам страны доля скрытой безработицы уже составляет около 40%. По расчетам специалистов Минтруда и Национальной академии наук Украины, в ближайшие несколько лет ожидается около трех миллионов незанятых, а это каждый десятый житель страны.
Государство как может борется с надвигающейся лавиной безработицы. Как отметил директор РЦЗ, главное в этой борьбе - государственная программа занятости. Она ежегодно разрабатывается и утверждается Кабинетом министров. Утвержденная на 1994 год программа оценивалась в 6,8 триллиона крб. Из этой суммы 56% вкладывается в создание новых рабочих мест, 20% идет на содержание службы занятости, 24% - на выплату пособий по безработице. Кстати, средний размер пособия в ноябре составлял 300 - 450 тысяч крб. В проекте бюджета на 1995 год программа занятости обойдется примерно в 24 триллиона.
В Украине практически финансирование всех социальных программ осуществляется за счет отчислений из фонда заработной платы: 19% - Чернобыльский фонд, 37% - пенсионный, 4,4% - фонд страхования и 3% - фонд занятости. По мнению председателя парламентской Комиссии по социальной политике и труду Юрия Буздугана, мы имеем интересную картину, когда бедные содержат на свои деньги более бедных членов общества.
В программу занятости входит ряд отраслевых и специализированных программ: программа социальной защиты неработающей молодежи (на рынке труда примерно 48% тех, кто ищет работу, составляет молодежь в возрасте до 28 лет), программа общественно полезных работ, отраслевые программы занятости - закрытие ЧАЭС, программа модернизации угольного производства, программа реформирования оборонно-промышленного комплекса и т.д.
- Но если мы получим кредиты от Всемирного банка, Банка реконструкции и возрождения, то нам придется отказаться от некоторых активных программ создания дополнительных рабочих мест. Так как эти программы влияют на определенную поддержку финансовых дел предприятий-банкротов, а это не будет способствовать оздоровлению экономики в Украине. В данном случае необходимо будет перейти от активной политики предотвращения массовой безработицы к более пассивным формам, направленным прежде всего на социальную защиту тех, кто уже лишился работы, и уже потом поискать возможности их возвращения к активному рынку через переквалификацию, - таково мнение Владимира Ерасова.
Впрочем, ситуация в сфере занятости зависит не только от государственных программ в этой сфере. Она напрямую связана с общей экономической ситуацией в стране.
- Потому что главное все же - это наличие рабочих мест определенного направления, - считает Юрий Буздуган. - Украина занимала свое место, не последнее, в общесоветском распределении труда. Сегодня же необходимо проводить не только структурные реформы в экономике, но и структурные изменения среди работающих.
Социальная переориентация экономики вносит существенные коррективы в структуру занятости. Многообразие форм собственности приведет к оттоку работников из госсектора и приливу в структуры малого бизнеса. Значительная часть трудоспособного населения будет занята в сфере услуг. Однако, по мнению г-на Ерасова, этот процесс сегодня сдерживает слабо развитая материальная база, низкая квалификация персонала и отсутствие необходимых инвестиций. К тому же, на пути из государственного сектора в сферу услуг стоит психологический барьер - ложный стыд перехода из крупной индустрии в сферу бытовых услуг. Преодолению этого барьера будет способствовать необходимость выживания в условиях рынка.
Чтобы как-то стабилизировать ситуацию на рынке труда, по мнению главы парламентской Комиссии по социальной политике и труду, необходимо поддерживать малый бизнес, работать над структурной реформой экономики, привлекать инвесторов, в том числе иностранных, искать новые рынки сбыта. И еще - заключать договоры с развитыми странами на выделение квот Украине на ввоз в эти страны украинской рабочей силы.
Эксперты Международной организации труда дают Украине свои советы по стабилизации рынка труда. В частности, было предложено поднять пенсионный возраст на пять лет - женщинам до 60 лет, мужчинам - до 65. Но подобные рекомендации, по словам г-на Буздугана, Украине не подходят.
- Феномен украинского рынка труда - скрытая безработица. Ее удельный вес здесь гораздо больший, чем в других посттоталитарных странах, - комментирует представитель ПЭРУ (Проект экономических реформ Украины, Гарвардский университет) Девид Снелбейкер. - Это происходит оттого, что в Украине очень медленно проводятся экономические реформы. Запад сейчас планирует оказать реальную миллиардную долларовую помощь Украине, и если она сумеет правильно использовать эту помощь, то через несколько лет приблизится к рыночной стране.
А на сегодняшний день прогноз ситуации на рынке труда Украины довольно-таки безрадостный.
Юрий Буздуган: «Я не уверен, что нам удастся в ближайшие полгода что-нибудь сделать, дабы улучшить положение в сфере занятости. Если правительство не примет экстренные меры, то скрытая безработица очень скоро станет явной».
Владимир Ерасов: «Прогноз неутешительный. Так как реалии производства таковы, что для оздоровления производственной сферы необходимо сократить примерно 25% работающих. Все это будет давить на фиксированный рынок труда, где в будущем году уже ожидается 300 тысяч безработных и 1,5 миллиона граждан, ищущих работу».