Зерна и плевелы

31 мая, 2013, 00:00 Распечатать
Выпуск № 19, 31 мая-7 июня 2013г.
Отправить
Отправить

Псевдореформы в науке и образовании толкают Украину в пропасть Средневековья

Зерна и плевелы

"Есть мужик и мужик:

Если он не пропьет урожаю,

Я тогда мужика уважаю!"

Алексей Толстой

На страницах ZN.UA ведется довольно откровенный разговор о дальнейшей судьбе украинского образования и науки. Авторы заметок высказывают некоторые дельные, но безсистемные предложения, выносят на обсуждение химерические представления о счастливом будущем и славном прошлом, ищут виноватых в упадке страны, а также способы выхода на европейский путь развития.

Об отношении украинской власти (как нынешней, так и прежней) к интеллектуальной сфере общеизвестно. Не подлежит сомнению, что львиная доля отечественной науки сосредоточена в Национальной академии наук Украины. Однако нынешнее правительство и его словоохотливый руководитель Николай Азаров направили огонь сокрушительной критики именно на НАНУ, порицая ее особенно за то, что она якобы до сих пор не перековала фундаментальные мечи на прикладные орала. При этом адрес учреждений, куда ученые должны были бы устремиться со своими изобретениями и практическими разработками, г-н Азаров и его подчиненные не сообщают. Почему? Вся наша крупная промышленность уже давно приватизирована, и потому упреки относительно нежелания обедневших государственных ученых даром кормить богатых промышленников кажутся весьма странными, чтобы не сказать - провокационными.

Непонятно также, каких именно практических результатов ожидает г-н Азаров от юристов, социологов, языковедов. Разве что создания упрощенного пособия, чтобы научить его государственному языку? А вот относительно общественно-полезного использования разработок технических и естественных институтов НАНУ нелишне указать, что именно государство должно загружать производственные мощности ученых. Опираясь на государственные заказы, а не на государственные подачки, можно было бы и науку поддерживать на надлежащем уровне, и государство обустраивать. Но, вероятно, щедрые откаты помрачают чиновничьий разум.

Именно прагматическая политика могла бы отсеять омертвелые ответвления в НАНУ и поддержать здоровые зародыши (да и остатки). Ясное дело, что в нынешнем виде академия выжить не может, и реформы (запоздавшие лет на тридцать!) крайне необходимы, но проводить их нужно ради будущего страны, а не для захвата лакомых земельных участков разными дельцами. Что касается других государственных академий, то небольшое количество их сотрудников и имущества можно было бы присоединить к НАНУ, а остальное ликвидировать с целью разумной экономии.

В условиях, когда Украина стремительно теряет образовательный уровень, сохранение фундаментальной науки остается едва ли не единственным рычагом, с помощью которого можно компенсировать ущерб, причиненный в предыдущие годы. Не дать погибнуть научному мировоззрению, которого не хватает руководителям всех уровней и широким кругам общественности, сохранить конкретные навыки в научной деятельности, научить талантливую молодежь и использовать ее способности для решения множества задач, всегда стоящих перед любой страной, - в этом, по мнению многих ученых-природоведов, заключается и должна заключаться ведущая роль НАНУ. Ведь предвидеть, что именно понадобится завтра или через год, невозможно. Поэтому квалифицированные специалисты по фундаментальной подготовке в сфере естественных, общественных и гуманитарных наук являются самым большим сокровищем государства.

Как можно отличить настоящего ученого от "проффесора" - давно известно. Квалификационное оценивание должно происходить на основании объективных критериев, а именно: количества публикаций в признанных международных журналах и англоязычных монографий в престижных издательствах. Для людей, претендующих на докторскую степень в определенной сфере знаний, дополнительным критерием должно быть количество ссылок в престижных источниках, в которых публикуются ведущие специалисты по соответствующей отрасли науки. Ошибочную практику оценивания только отечественными коллегами следует забыть навсегда, поскольку она способствует коррупции, необъективности и часто приводит к конфликту интересов.

Поэтому все диссертации, кроме тех, где украинский язык является предметом исследования, должны быть переведены на английский, что обеспечит их международное рассмотрение. Не знаешь английского - желанной степени не получишь никогда. Это также должно касаться конкурсных научных проектов, финансирующихся внутри страны. Такая процедура общепринята для многих стран. Небольшие средства на вознаграждение экспертов будут оправданы улучшением отбора лучших проектов, невозможностью плагиата и увенчания лаврами жалких, а иногда и антинаучных диссертаций. Здесь хочу заметить, что международное оценивание не должно проводиться в пределах СНГ, где старые личные связи обеспечат победу "своим", а не лучшим.

Предложенный метод внешнего оценивания, ясное дело, будет касаться фундаментальных наук, а не технических или военных разработок. Там есть свои беды, которые должны быть устранены иным образом. Но без наличия развитых фундаментальных наук отечественная техника исчезнет быстрее, чем снег в мае, поскольку любые технические разработки радикально зависят от уровня физико-математической подготовки авторов. Если кто-то (с членами правительства включительно) не верит в решающую роль основных наук, советую прочитать мемуары знаменитого украинского ученого-механика Степана Тимошенко, создавшего американскую школу инженеров-механиков.

Тех, кто создает фундаментальные знания, надо не травить, а поддерживать материально и стимулировать морально. Базовое финансирование уровня зарплаты ученых НАНУ и профессоров ведущих государственных университетов должно быть увеличено за счет сокращения фиктивной науки и неэффективных университетов. Вместе с тем пожизненные доплаты за так называемые академические звания должны быть полностью упразднены, как и научные пенсии для работающих ученых.

Что касается среднего образования, то его должное финансирование можно обеспечить не уничтожениям сельских школ, а за счет прекращения оплаты государством учебников для всех учеников (помогать надо только действительно малообеспеченным детям, причем адресным выделением средств) и увольнения подавляющего большинства нонкомбатантов. Под последними я понимаю школьных психологов, работников районных, городских, областных отделов образования и, прежде всего, Академии педагогических наук Украины.

Таким образом, Украине крайне нужны реформы в интеллектуальной сфере, которые, несмотря на многочисленные заявления власти и научно-просветительских бонз, еще не проводились. Необходима коренная перестройка пришедшего в упадок социалистического здания, на фронтоне которого кое-как прикрутили новый герб, а внутри оставили догнивать уже давно расшатанные перекрытия. Комплексная реструктуризация и модернизация будут необременительны для бюджета, а в результате сохранят науку и образование. Если этого не сделать, то страна быстро пройдет точку невозврата и скатится в пропасть Средневековья.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК