«Будьте осторожны! Физика может свести с ума!»
Текст плаката в английском университете
В отделе фундаментальных исследований Министерства Украины по вопросам науки и технологий состоялся семинар, диспут, собрание… Не знаю, как и определить эту встречу сторонников парапсихологии с теми исследователями, которых можно отнести к противникам подобных претензий. Принципиальной особенностью встречи было то, что в ней случайные люди из категории «лириков» не участвовали, - обе стороны принадлежали к одному профессиональному лагерю: все были «остепенены» и за ними, как правило, стояли солидные научные учреждения.
Встреча началась с доклада профессора Николая Колпакова из Харьковского университета радиоэлектроники. Профессор попытался ниспровергнуть основы физики, в частности теорию относительности. В подтверждение своих революционных претензий он сообщил присутствующим об открытии неких волн, якобы способных перемещаться в пространстве со скоростью, многократно превышающей скорость света и обладающих множеством других необыкновенных свойств. Именно с помощью этих волн, по мнению профессора, можно объяснить парапсихологические и другие необыкновенные способности.
Вслед за этим последовал доклад главного героя собрания - Анатолия Бича, автора книги с многообещающим названием «Физическая сущность времени». В ней автор претендовал на те же лавры. В основу теоретических построений Анатолий Макарович положил новый (по его утверждению) взгляд на природу времени…
Присутствовавшие на докладах физики едва дождались окончания докладов. Тут же взял слово чл.-корр. НАНУ Петр Фомин. Если описывать дискуссию «в парламентских выражениях», как мягко определил когда-то этот стиль Остап Бендер, представитель НАНУ предварительно попробовал установить, какое у ниспровергателей канонов физическое образование. Узнав, что с революционными идеями в физику пришли представители «тех.» наук, Петр Иванович поинтересовался, почему техников так тянет в физику, в которой они ничего не понимают. На что докладчики отвечали знакомым джентльменским набором: «я другого от физиков и не ожидал» и «как только я узнал, что вы будете, понял, что разговора не будет»…
В общем, разговор не получился. Впрочем, это не значит, что следует поставить точку. Опыт редакции «ЗН» подтверждает, что социокультурный феномен, подмеченный одним из участников дискуссии, действительно существует.
После моей статьи («ЗН» №29 (198) 18 июля 1998 года), в которой я поделился впечатлениями о многолетнем близком знакомстве с исследователями парапсихологии и других экстраординарных явлений, вновь предлагаю продолжение той же темы. Возвращение к столь спорному вопросу продиктовано весьма нетривиальными причинами - удалось прочитать три книги авторов из различных стран (США, Германия, Украина), которые изданы за последний год украинскими издательствами. Все три книги посвящены проблеме парапсихологии, представлены читающей публике именитыми рецензентами и далеки от заурядной бульварной литературы на эту тему. Это позволяет говорить о том, что в этой области, по-видимому, наметился серьезный концептуальный прорыв.
Наука о времени
Имя украинского автора Анатолия Макаровича Бича недавно появилось на обложке книги «Физическая сущность времени». Любой человек, знакомый с современной физикой, от заглавия ощутит легкий шок - уж слишком грандиозна претензия автора!
Впрочем, от себя замечу, что мне повезло на знакомство с людьми, которые занимались изучением сущности времени. На Рочестерской конференции в Киеве в 1970 году я познакомился с небольшого роста человеком. Обратился к нему на русском, однако вскоре из разговора выяснилось, что он из… Турина. Физик. Директор тамошнего Института ядерных исследований. Правда, родился в Киеве, где в свое время занимался в Первой гимназии с Николаем Булгаковым (братом Михаила Булгакова), был свидетелем первых шагов на эстраде Вертинского, играл в шахматы с Алехиным. Да и сам был в физике эпохой - Глеб Максимилианович Ватагин. Он ввел понятие, которое физики называют дискретностью времени. На той же Рочестерской конференции присутствовал и физик из Москвы Бруно Понтекорво. Участники конференции острили: собрались под одной крышей великий итальянский физик Глеб Ватагин и великий русский физик Бруно Понтекорво… Как видим, у исследований физической сущности времени в Киеве есть уже определенная традиция.
«Поскольку парадоксальных явлений много, - пишет в своей книге Анатолий Бич, - и они значительно отличаются друг от друга, и не только в области парапсихологии (все еще подозрительной для большой науки), а и в областях вполне научных, то причины, порождающие устойчивые парадоксы, должны быть где-то в начале цепи причин и следствий и должны они быть достаточно всеобщими - фундаментальными.
Так я… разработал (как мог) гипотезу локально-когерентного времени. Гипотезу, которая утверждает, что собственное время каждой материальной системы Вселенной РАЗЛИЧНО, вне зависимости от факторов, порождающих относительность времени, и в этом смысл термина «локальное», и в то же время в пределах автономной гравитационно связанной системы время «когерентно», т.е. как бы единое - усредненное. В частности, собственным временем, отличным от когерентного, могут обладать энергонасыщенные макротела, элементарные частицы и живые существа».
«Нет ничего слишком трудного для Бога…»
Не менее привлекательна многовековая вера человечества в то, что наряду с нами, рядом с нами Землю и ближний космос населяют некие невидимые живые сущности. Сторонников этой гипотезы можно найти не только среди наших языческих предков, но и среди весьма просвещенных людей. Достаточно обратиться к трудам Исаака Ньютона: «Как все вокруг нас кишит живыми существами… так и небеса над нами могут быть заполнены существами, чья природа нам непонятна… нет ничего невозможного для природы, ничего слишком трудного для Бога»…
Подборка взглядов великих ученых на эту тему, сделанная Анатолием Бичом, впечатляет - он ссылается на разработку теории монад Зигфридом Лейбницом: «Великий математик был уверен, что как существуют единицы вещества - атомы, так есть и единицы духовности - монады различного уровня совершенства. Твердо верил в существование тонких сущностей К.Циолковский - великий мудрец и фантазер, отличающийся от множества других мечтателей тем, что его предвидения в большинстве своем сбываются».
Неудивительно, что в наше время, когда наблюдается стремление объективизировать любую самую невероятную фантазию, группой под руководством Лучиано Бокконе были проделаны попытки обнаружения с помощью современнейших физических приборов и тонкие сущности, не видимые обычным глазом. Исследования проводились на пустынном высоком холме в районе Аренцано (Генуэзский залив, Италия). Использовались различные приборы: датчики (альфа-, бета- и гамма) излучения, фотометры, термометры, частотометры, магнитометры. Работы проводились по 7-10 часов ежедневно в течение трех лет.
Сам Бокконе делает однозначные выводы из своих наблюдений: «Существование этих (тонких структур), состоящих из материи в самой разреженной форме… способных изменять свою плотность и переходить от одной степени видимости к другой… до полной физической плотности и видимости… их существование открыто не сегодня…Сейчас кажется вполне естественным связать эти… живые существа с эфирными существами, способными летать, проходить электрические превращения и распоряжаться человеческой жизнью, о которых говорится в легендах и мифологических преданиях, восходящих к эпохе неолита…»
Анатолий Бич идет дальше. Он убежден, что «напротив, и язычество, и древневосточные религиозно-философские представления, и современные мировые религии в части, касающейся существования различных невидимых сущностей, являются только ОТРАЖЕНИЕМ (с различной степенью достоверности) самого ФАКТА присутствия на Земле тонких сущностей. Они живут во Вселенной миллиарды лет, а мы с нашими экзосоматическими системами являемся одним из иерархических уровней их эволюции.
Как, когда и под влиянием каких причин какая-то часть аборигенов Вселенной начала эволюционировать по пути обретения плотных тел - это разговор особый.
Здесь же мы подчеркнем только общие признаки экзосоматических систем человека и тонких сущностей, постоянно живущих вне плотных тел. И те и другие, как правило, невидимы для человеческого глаза, но способны менять свою плотность и материализоваться, и те и другие могут изменять свое энергетическое состояние, но для нас самое главное заключается в том, что и тонкие сущности, и экзосоматические структуры способны обладать СОБСТВЕННЫМ ВРЕМЕНЕМ, ОТЛИЧНЫМ от КОГЕРЕНТНОГО, быть НОСИТЕЛЯМИ ИНОГО ВРЕМЕНИ. Именно поэтому рассказ об экспериментах с призраками живых и наблюдениях в Генуэзском заливе предшествует описанию и анализу феноменальных явлений».
Телепортация первого рода
Сегодня принято телепортацию трактовать как феномен, при котором человек, животное или предмет внезапно исчезают в одном месте и неожиданно («мгновенно») появляются в том же или другом месте. Что при этом происходит?
Представьте себе, что в облаке времени вдруг оказывается камень, стайка рыб, самолет или ЛЮБОЙ другой объект. Облако времени обладает повышенной энергонасыщенностью и в то же время очень малой массой - примерно равной массе воздуха, заключенного в том же объеме. Как следует из гипотезы локально-когерентного времени, такой объект будет обладать очень высоким темпом собственного времени. Именно это обстоятельство приводит к тому, что в очень ограниченной локальности, занимаемой облаком, происходит деформация пространства-времени. В соответствии с этой деформацией, наше облако дрейфует из одной системы координат пространства-времени в другую. Его визуальное появление в нашей реальности (здесь и сейчас) - это короткий промежуток времени, в течение которого совпадают наши координаты.
Когда происходит контакт живого или неживого объекта с облаком времени, в силу краткости этого контакта они не могут успеть обменяться потоками времени в такой степени, чтобы их собственное время уравнялось, и в то же время это уже не два независимых образования природы. Это единая, хотя и комплексная подсистема. Объект становится сообладателем высокого темпа времени, свойственного облаку, при этом его энергия внутренних процессов остается неизменной или почти неизменной.
Понятно, что как только собственное время объекта, входящего в облако, резко и значительно возрастает, масса его снижается пропорционально отношению энергии внутренних процессов в объекте к темпу времени в системе объект - облако.
Далее, если при этом радиус локального искривления пространства-времени, обусловленный высоким темпом времени облака, в результате контакта с объектом не увеличится или увеличится незначительно, то вся комплексная подсистема будет продолжать дрейфовать в пространстве-времени, как до контакта дрейфовало само облако. И, таким образом, наш объект будет непрерывно изменять свое положение в общем случае и в пространстве, и во времени относительно земного наблюдателя.
Это и будет визуально воспринято нами как «мгновенное» исчезновение живого или неживого объекта.
Такова физическая сущность, таков механизм феномена ТЕЛЕПОРТАЦИИ ПЕРВОГО ТИПА…
На этом основании автор считает, что «сегодня почти никто не сомневается, что в теле человека находится некая структура, способная спонтанно или преднамеренно, или вынужденно (после смерти) покидать тело, унося с собой способность ощущать, осознавать и действовать. Особо отметим, что эта часть структуры уносит с собой и большую часть энергии внутренних процессов, присущей живому телу».
Механизм телепортации живых существ
Телепортация второго рода касается, - считает Анатолий бич, - только живых существ, т.е., когда «внезапно» исчезает человек (или животное), а затем на том же месте или в другом «мгновенно» появляется.
Мы будем вести речь только о телепортации людей. Если телепортация первого типа бывает (в природных условиях) только непреднамеренной, то телепортация второго рода бывает как спонтанной - независящей от воли людей или их действий, так и в неосознанной форме...
Главное и принципиальное отличие телепортации двух типов состоит в том, что ПРИЧИНОЙ телепортации первого типа является физическое явление, а телепортация второго типа порождена явлениями психофизическими…
Американский психолог Дональд Уилсон в своей монографии описывает феноменальные возможности некоего Хадада. «Темнокожий Хадад (смесь сенегальской и индусской крови) находился в одной из самых строгих тюрем США. Он был прекрасно образован и воспитан, поскольку некогда учился в Оксфорде. Но самой поразительной особенностью Хадада было то, что он умел телепортироваться, «исчезая из запертой и охраняемой камеры… из тщательно охраняемой и замкнутой на несколько запоров тюремной автомашины... Начальство тюрьмы успело с этим как бы смириться и не поднимало тревоги - всякий раз Хадад вскоре сам появлялся у ворот тюрьмы, прося впустить его, извиняясь за то, что потерялся по дороге или вынужден был отлучиться из камеры».
Уилсон описывает один из конкретных случаев такого исчезновения, когда Хадад из запертой камеры телепортировался, «чтобы побывать на концерте в ближайшем городе Канзас-Сити. После концерта и возвращения в тюрьму он предстал пред мрачным директором, который долго читал ему нотацию…
- Но, сэр, - простодушно возразил Хадад, - я же вернулся… кому я сделал плохо?
Хадада наказали, поместив в одиночку. А через неделю Уилсона и тюремного врача срочно позвали к его камере. Хадад висел в петле, изготовленной из… тюремного ремня… При этом обнаружилось, что один из… (охранников)… только что открывший дверь, к собственному недоумению, оказался вдруг без ремня… Оба врача констатировали полное отсутствие признаков жизни, и тело было перенесено в тюремный морг. А еще через несколько дней те же врачи в сопровождении еще двух пришли в морг, чтобы произвести вскрытие. Но когда один из них занес было скальпель… Хадад неожиданно поднялся… Врач перекрестился, Хадад открыл глаза и произнес: «Господа, я предпочел бы, чтобы вы не делали этого».
Этот странный человек демонстрировал врачам и другие свои способности, только косвенно связанные с телепортацией: полностью прекращал все жизненные функции тела - останавливалось сердце, прекращалось дыхание, зрачок не реагировал на свет. При надрезе на теле… не шла кровь.
Многое из того, что демонстрировал этот великий Хадад, нам уже не кажется ни удивительным, ни, тем более, сверхъестественным. Помня об экстериоризации, можно «легко» понять, что когда, например, он «повесился» ( и врачи однозначно установили, что он умер), его чувствующая экзосоматическая структура (его сущность) в этот момент в его теле просто не присутствовала...
Обратим внимание на принципиальное различие завершающей стадии телепортации двух типов. При контакте с облаком времени телепортируемый (если он не объявлялся через некоторое время на прежнем месте), как правило, перемещается в ПРОИЗВОЛЬНОЕ место, произвольную точку пространства и появляется в ПРОИЗВОЛЬНЫЙ момент времени. И порой (и это страшно) эта точка пространства может быть и дном океана, и точкой в земной тверди.
Телепортация второго типа, тем более в осознаваемой форме, как правило, завершается тем, что телепортируемый оказывается в ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТОЧКЕ ПРОСТРАНСТВА, в ОПРЕДЕЛЕННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ.
Ничем иным, кроме как участием в такого рода телепортациях некоей рассудочной деятельности, этот феномен объяснен быть не может. И в действительности дело обстоит именно так…
В долю секунды из тела уходит не только чувствительность, но осуществляется и выброс энергии, в доли секунды тело человека оказывается в оболочке, как в коконе.
Эта оболочка характеризуется высоким уровнем внутренней энергии и очень малой массой, а следовательно, этот кокон обладает огромным темпом собственного времени. Дальнейшее - по аналогии с механизмом телепортации первого типа. Возникает комплексная подсистема: тело человека плюс оболочка, энергия тела резко снижена, масса уменьшена пропорционально возросшему темпу времени, присущему теперь этой комплексной подсистеме. Одновременно в локальности подсистемы происходит, вероятно, непродолжительное искривление пространства-времени.
Далее все зависит от соотношения факторов, участвующих в феномене.
Если локальное искажение пространства-времени оказывается значительным, то тело перемещается и в пространстве, и во времени.
Если относительно малым, то появление иновременной оболочки вокруг тела искажает в этой локальности прежде всего временную компоненту, и тело после релаксации (т.е. снятия искривления пространства-времени - его сглаживания) вновь появляется в той же точке пространства, но в другой момент времени.
При недостаточном для телепортации локальном искривлении пространства-времени человек остается на месте, но может испытывать дискомфорт, боль и пр. ( в частном случае может осуществиться левитация).
Чтобы не наступил ад…
«Тонкие структуры - это не плод суеверия и не чертовщина, - к такому выводу приходит в своей книге «Физическая сущность времени» Анатолий Бич, - это аборигены Вселенной - живые существа, которые возникли из неживой материи миллиарды лет тому назад. Наше существование на Земле - это один из вариантов их эволюционного развития. Между прочим, и большинство НЛО, о которых так много и так темпераментно говорят и пишут уфологи и которые они так безуспешно пытаются хоть как-то объяснить, - это не инопланетяне, а наши «родные» тонкие сущности в момент их энергетических преобразований до состояния видимости нашим зрением. Разумеется, это не исключает метеорологические и прочие природные явления, которые часто в полемическом задоре и бессилии также относят к инопланетным НЛО…
Но есть еще один трудный вопрос, отсутствие хорошего ответа на который настораживает или даже отпугивает трезво мыслящих интеллигентов и специалистов от «принятия» параллельного мира.
Вопрос обычно звучит так: если среди нас постоянно живут некие существа, если они хоть и невидимые, но разумные, т.е. обладают способностью не только чувствовать, но и мыслить, если они порой вмешиваются в нашу жизнь, то почему же они прямо не заявят о своем существовании?
Ответ известен: во-первых, мы их не очень интересуем, они относятся к нам спокойно прагматично и утилитарно, наши экзосоматические системы - это часть их мира, а во-вторых, и это главное, - есть некий запрет, то ли осознаваемый тонкими сущностями, то ли не осознаваемый (как табу в палеолите), то ли не связанный непосредственно с тонкими сущностями, а присущий нам на генном уровне запрет, который не позволяет людям массово овладеть (практически овладеть) возможностями мира тонких сущностей, а именно: телепатией (беззвучно и без средств техники обмениваться образами, а может быть, и мыслями), трансмутацией (из элементарных частиц создавать вещество и конкретные объекты), телепортацией («мгновенно» перемещаться) и т.п. Уровень нашего эволюционного развития не позволяет всего этого. И понятно почему: наступил бы ад…
Р.S. Выкладки в книге Анатолия Бича вызывают уважение изящным, занимательным стилем изложения. По-видимому, именно это подвигло академика Николая Амосова, который крайне редко соглашается давать письменную оценку многочисленным рукописям, приходящим к нему, на следующие строки о книге: «…нахожу, что она очень интересна своими объяснениями психофизических явлений (парапсихология, полтергейст и пр.)»
«Когда во время встречи с Амосовым, - пишет автор в своем предисловии к книге, - Николай Михайлович в третий или четвертый раз повторил, что «получил большое удовольствие, хорошо написано», я осмелел и сказал: «А вдруг это не просто хорошо, но еще и правда?»
Он засмеялся и ответил: «Нет!». «Почему?» - спросил я. «Потому, - сказал он, - что нельзя сделать большое открытие между борщом и компотом»…
Несколько в иной форме, но так же по сути оценил работу А.Бича рецензент книги академик НАНУ В.Гринченко. С мягкой иронией он сказал автору: «В результате наших дискуссий я поднялся до высот ваших обобщений, а вы, надеюсь, смогли осознать необходимость опуститься до их конкретизации»…
Интеллигентное общение глубоких и остроумных людей. Приятно, что трудные вопросы, которые вот уже столько лет вызывают острейшие споры в среде «физиков» и «лириков», обсуждаются в столь изысканном стиле. Не исключено, что через некоторое время после таких дискуссий «забрезжит свет в конце туннеля» и в этом вопросе.