Методов познания и их интерпретации, если отвлечься от несущественных в данном контексте деталей, есть только три: магия, религия и наука.
Они причудливо переплетаются как в головах некоторых индивидуумов, так и в обществе в целом.
Обособление науки от религии и магических предрассудков заняло тысячелетия, пока не появился великий английский ученый сэр Айзек Ньютон. Верующий христианин, он, тем не менее, придерживался очень удобной для занятий наукой идеологии, а именно: по его мнению, Бог создал мир таким, что человек может его познать, применив научные инструменты исследования. Великий философ и физик не только получил основополагающие результаты в конкретных науках, но и заповедал нам гениально простой и плодотворный научный метод. Он заключается в том, что суждения о построении Вселенной или любого из ее объектов должны опираться на наблюдения и опыты, проверяться и опровергаться либо подтверждаться. Никаких произвольных предположений. Даже несмотря на эстетическую или утилитарную привлекательность некоторых из них. Шаг за шагом начатая великим Ньютоном природоведческая исследовательская наука отвоевывала у невежества сферу за сферой, страну за страной.
Астрология, которая является порождением магической предыстории человечества, и другие магические процедуры были отброшены на обочину общества. Религия сосредоточилась в своих церквях и молитвенных домах. Зато наука выкристаллизовывалась и преподавалась в школах и университетах. Вместе с торжествующей наукой в обществе появились и паразиты - псевдоученые. Они не обременяли себя трудной для восприятия математикой, не изобретали сложных точных приборов. Они имитировали научные исследования и притворялись учеными. Есть разные типы псевдоученых и разные способы их паразитирования. Некоторые из них (большей частью вполне сознательно) фальсифицируют экспериментальные данные, делая их более привлекательными, чтобы выгодно продать. Другие не проводят никаких экспериментов, а печатают выдуманные данные опытов.
Псевдонаука часто носит заказной, иногда политически мотивированный характер. Например, арийский миф, который пропагандировал гитлеровский приспешник Альфред Розенберг, должен был обосновать необходимость господства в мире немецких нацистов. Научных оснований для этого мифа не было, однако народ повелся. В Украине аналогичную роль выполняют необразованные мифотворцы, которые выдумывают, например, что старинные шумеры (IV–ІІІ тыс. до н.э.) происходят от еще более древних украинцев, а Иисус Христос был галичанином. Подробно опровергать эти экзотические магические заклинания нет смысла, поскольку они противоречат всем данным, накопленным исторической наукой, а потому являются наглядным образцом псевдонауки. Но отечественные власть имущие, совершенно лишенные каких-либо представлений об истории собственной планеты, настолько жаждут удовлетворить свою спесь, что в восторге от величественной, по их мнению, картины пылко поддерживают прохиндеев: приближают к себе, делая советниками, награждают, премируют, ставят на руководящие должности. Вследствие такой поддержки мифотворцы создают центры, школки, пестуют учеников, продуцируют бессмысленные диссертации.
Еще одним могущественным отрядом всемирной псевдонаучной армии являются плагиаторы. Явление это интернациональное. Распространено оно преимущественно в странах, где научные традиции слабы, а мораль практически отсутствует. В Украине плагиаторы являются основой псевдонаучного истеблишмента, который уже давно господствует в области науки и образования (пусть читателя не введут в заблуждение одиночные украинские исследователи высшего разряда: они - редчайшее исключение, которое властители дум и ресурсов вскоре сведут на нет). Для того чтобы понять причину такого ужасного упадка нашего общества, надо немного погрузиться в новейшую историю.
Украинское научное учреждение как совокупность слабо связанных между собой ячеек советской науки было в ту пору очень разнообразным по квалификации, производственной и идейной направленности, преданности своему делу, материальному положению, вооруженности соответствующим оборудованием. На момент распада СССР настоящая наука была сосредоточена почти полностью в природоведческих институтах Академии наук УССР (сейчас Национальной академии наук Украины). Социально-гуманитарная научная сфера была в состоянии ужасного беспорядка, от чего она не оправилась и до сих пор. Уже во времена независимости было создано несколько дополнительных государственных академий, где науки как не было тогда, так нет и сейчас. Наука в университетах была либо весьма посредственной, если мы говорим о технических вузах, либо практически даже не теплилась, если речь идет о гуманитарно-социальных науках.
За последнюю четверть века имеющиеся научные ресурсы пустили по ветру. Сотни самых лучших ученых-природоведов среднего и молодого возраста уехали куда глаза глядят. Кто-то устроился хорошо, кто-то нет, но домой вернулись единицы. Поэтому естественные науки потеряли большую часть потенциала, но еще как-то работают за счет частичной занятости сотрудников за рубежом. Псевдонаучная активность среди природоведов НАНУ наблюдается, но она сравнительно умеренная, хотя отдельные академики (а персональные члены НАНУ и других государственных академий являются наихудшими среди научного сообщества, если не учитывать кучку физиков и математиков, где ситуация немного лучше) неоднократно ужасали антинаучными утверждениями, в том числе в популярных изданиях. Наличие псевдоученых среди академиков не должно удивлять, поскольку многие из них делали карьеру через комсомол, компартию и Комитет госбезопасности СССР.
Природоведы и ученые в технологической сфере не все были бесплодны, поскольку советская власть стремилась уничтожить западный мир, а потому развивала военно-промышленный комплекс. Украинские природоведы и технари должны были обеспечивать сопровождение соответствующим разработкам. Вспоминаю, как моей начальнице, известному ученому академику Антонине Федоровне Прихотько, вечный президент НАНУ Патон говорил: "Науку пусть делают в большой академии (АН СССР), а нам остаются практические разработки". Последствия такой дискриминационной политики со стороны Москвы и нашего президиума НАНУ мы видим и сейчас.
Что касается социальных исследователей, то следует немного реабилитировать хотя бы часть из них. Действительно, чистые гуманитарии не слишком провинились перед обществом, поскольку исследование, скажем, угро-финских языков не так привлекало партийных функционеров, как история их любимой коммунистической партии - кормушки. Есть единичные настоящие историки, археологи, философы. И все же философия, история, юриспруденция, социология оставались узкопартийными науками. Здесь ценились не столько знания, сколько безоговорочная преданность российским хозяевам. И местные старались как могли. Поэтому, когда Украина отделилась, к власти пришли выпускники социально-гуманитарных факультетов, как это обычно свойственно и странам Европы или Северной Америки. Тем не менее качество выпускников Оксфорда или Гарварда на порядки лучше, чем качество выпускников Киевского университета им. Шевченко или Киевского педагогического института тогда еще им. Горького. Кроме собственной невозможности должным образом руководить государством, эти бывшие компартийцы - патриоты по должности - начали сеять вокруг псевдонауку и плагиат. Ведь ничего другого они не знали и не способны были делать. Научный метод Айзека Ньютона остался для них таким же далеким, как Сириус.
Имея указанную выше наследственную болезнь, наши социальные и гуманитарные ученые, которые значительно возросли численностью после огромного вала фальшивых никчемных диссертаций, беспрерывно вырабатывают плагиат и совсем не стыдятся этого! Один ректор университета, которого только что отметил высокой наградой президент страны, на справедливые обвинения в плагиате, найденном в его докторской диссертации, дерзко ответил: "В азбуке 32 буквы". На самом деле, в современной украинской азбуке 33 буквы, но даже это обстоятельство не оправдывает сознательный плагиат.
Подведем неутешительные итоги. Псевдонаука в Украине имеет не только общечеловеческие корни, но и собственные специфические, обусловленные отсутствием западных традиций добропорядочности, но зато - наличием традиций, внедренных российской властью советских времен среди украинских приспешников. Избавиться от ошибочного наследия без радикальных шагов невозможно, поскольку псевдоученые быстро плодят свои клоны и ростки. А на радикальные шаги в этой области не способна власть постсоветской номенклатуры, которая правит страной и даже не думает убираться прочь, стремясь оставить теплые должности в имитационной сфере своим потомкам, биологическим и идейным.