Крым начинает выходить из затяжного кризиса, рост промышленного производства составляет 8-10% по отношению к прошлому году. Сегодня особенно видно, что регионы нуждаются в новой философии, в новой математике комплексного планирования, которое обеспечивало бы устойчивое развитие региона как социально-хозяйственной единицы. Для отработки системных подходов к региональному планированию правительство Крыма избрало Феодосию, где после продолжительных исследований, длившихся больше двух лет, состоялась третья научно-практическая конференция «Актуальные вопросы устойчивого развития региона».
Оценка и выбор приоритетов
Перед учеными открывалось несколько путей развития этого региона, насчитывающего 2525 лет известной человечеству истории, рассказывает специалист Госкомитета по науке А. Слепокуров. Можно было планировать развитие Феодосии как крупного промышленного центра, - достаточно сказать, что в советское время на 158 предприятиях здесь производилась уникальная продукция мирового класса, например, гражданские и военные корабли на воздушной подушке и подводных крыльях, приборы, не имеющие аналогов в мире, и прочее. Сегодня в Феодосии уже насчитывается 2005 предприятий разных форм собственности. На заводе «Море», производящем корабли, «просится» создание свободной экономической зоны.
Во-вторых, можно отдать предпочтение транспорту и сделать Феодосию крупным транспортным центром - местный порт, который сейчас используется всего на 15-20%, служит уже больше 2000 лет, располагает прилегающей железной дорогой, которая обеспечивает перевозку до 1,5 миллиона пассажиров и до 5 миллионов тонн грузов в год. Город, кроме всего прочего, лежит на оживленных международных трассах. Можно успешно реализовать идею порто-франко, статус которого Феодосия уже имела, включиться в реализуемую соседним Судаком программу Великого шелкового пути, который как известно, проходил и через Феодосию. В городе несколько уже не работающих авиапортов, в прошлом военного назначения, но по своей инфраструктуре способных принимать самолеты любого типа.
Очень перспективна здесь и курортная отрасль - это самое «молодое» направление, статус курорта присвоен Феодосии только в 1983 году Советом Министров Украины. Протяженность чудесных пляжей здесь составляет больше 60 километров, емкость здравниц уже превышает 8,4 тысячи мест, а максимальная емкость курорта с использованием всех ресурсов, по мнению ученых, достигает 36 тысяч мест. Регион имеет огромный лечебный потенциал - залежи лечебных грязей составляют около 120 тысяч кубометров, здесь расположены 19 месторождений лечебных минеральных вод. На территории региона 75 памятников археологии, 85 памятников архитектуры, истории и культуры.
Каждое из направлений заслуживало внимания. Ученые не хотели ни одно из них терять, но задача состояла в том, чтобы выбрать такую отрасль, которая бы соединяла остальные в единую систему, способствовала развитию всех направлений и при этом сама черпала из них ресурсы для своего развития. Так родилась идея формирования в Феодосии новой многофункциональной системы - курортополиса. Группа из 24 крымских ученых под руководством профессора В. Бокова разработала специальную концепцию, которая по мнению ее авторов, должна стать «международным полигоном по отработке технологий устойчивого развития цивилизации в ХХI веке». Концепция принята исполкомом города.
Природопользование
как основа курортной системы
Концепция предусматривает изменение административного деления Феодосии за счет ликвидации поселковых советов и создания единой агломерации Большая Феодосия. Для поддержания экологического равновесия планируется увеличить площади особо охраняемых природных территорий - сохранить Карадагский заповедник, биостанцию с дельфинарием, включить в природно-заповедный фонд Украины ряд новых объектов - урочища Тепе-Оба, Киик-Атлама, «Киммерию Волошина» как часть Крымского природного национального парка в Коктебельской долине.
Особенность концепции заключается в том, что все отрасли, в первую очередь промышленность и сельское хозяйство региона, должны развиваться на основе курортно-рекреационной отрасли. Сохранив свой профиль предприятия судостроения и судоремонта должны взять на себя часть функций по развитию курорта - строительство материальной базы для прибрежного морского туризма: строительство яхт-клубов, причалов, лодочных станций, малотоннажных и маломерных судов, яхт. При этом заводы могли бы быть и участниками эксплуатации этой высокодоходной сети. Особым проектом является идея С. Пастушка по созданию в Крыму для эксплуатации в Черном, Азовском и Средиземном морях флота плавучих гостиниц как модерной конструкции, так и стилизованных под старинные исторические парусные и другие суда. Их назначение можно было бы дифференцировать - от просто круизных гостиниц, до плавучих казино или плавучих санаториев. Проект по расчетам его автора может быть осуществлен за два года, он окупится за 5-6 лет, совокупные доходы, даже с учетом первичных расходов, могли бы ежегодно превышать 4 миллиона долларов.
Все причерноморские страны заинтересованы в развитии Феодосийского транспортного узла, который бы соединял морские, железнодорожные и воздушные перевозки. Городу уже возвращены глубоководные морские причалы, ранее монополизированные военным флотом, что позволяет заходить в порт международным круизным лайнерам и грузовым судам. Сейчас Германия рассматривает вопрос о заходе в Феодосию своих туристических судов. Для управления развитием транспорта в регионе планируется создать специальный технопарк «Транспортно-промышленный узел Феодосии», который смог бы аккумулировать все инновационные идеи. Потребует определенного перепрофилирования и сельское хозяйство региона. Модернизации должна подвергнуться курортно-рекреационная и туристическая отрасли курортополиса.
По прогнозу Всемирного совета путешествий к 2005 году в мировой индустрии туризма будет занят каждый восьмой житель планеты. Доходы от мирового туризма уже превзошли поступления от экспорта нефтепродуктов, электроники и автомобилей. К 2005 году, по подсчетам ВТО, объем производства индустрии туризма составит 7,2 триллиона долларов. Во Франции уже сегодня доход от туризма составляет 24 миллиарда долларов, в Испании туризм формирует 40% бюджета. Украина же пока в ежегодных докладах ВТО не фигурирует вообще, хотя имеет огромные возможности, значительная часть которых сосредоточена в Крыму. В частности Феодосийский регион длительное время был закрытым для посещения иностранцев, что привело к колоссальной упущенной выгоде. Практически, имея богатейший потенциал, туристическую инфраструктуру городу придется формировать заново, хотя значительные наработки в этой области уже есть. Один из нескольких десятков маршрутов в Феодосии, разработанный уже и на английском, французском, немецком языках, называется «Феодосия - город 25 веков».
Рыночные механизмы -
двигатель для курортополиса
Эти необычайно выгодные перспективы делают Феодосийский регион чрезвычайно привлекательным для инвестиций и вообще коммерции. По количеству МП и кооперативов Феодосия находится на втором месте в Крыму, уступая лишь Симферополю. В Феодосии их больше, чем в Керчи, Евпатории, Джанкое вместе взятых. За год в Феодосии число реально работающих предприятий увеличивается на 30-40%, в то время как в других регионах Крыма - на 4-5%. Но чрезвычайно непривлекательные экономические и налоговые условия нашего государства серьезно тормозят этот процесс. Если в 1995 году соотношение прибыли к затратам малых предприятий в Феодосийском регионе составляло 41%, то в 1996 году оно снизилось до 21%, в 1997 году еще уменьшилось до 3,8%. Темпы роста их количества постоянно замедляются - в 1995 году их было зарегистрировано 296, в 1996-м - 184, в 1997-м - 136. Малые предприятия с государственной формой собственности вообще сработали убыточно, хотя 0,5% малых предприятий, основанных на собственности других государств, дали 5,7% общей прибыли МП. Это в 8,5 раза больше, чем на предприятиях коллективной формы собственности и в 51 раз выше, чем на частных МП. Концепция развития курортополиса, по мнению ее авторов, способна переломить эту тенденцию. Если сейчас в Крыму работает примерно 6,5 тысячи МП, более 1300 фермерских хозяйств и занято в них примерно 8-9% населения, то задача заключается в том, чтобы за ближайшие 2-3 года занятость населения в таких структурах довести до 25-30% и производить в них не менее 25% валового внутреннего продукта региона, то есть поднять этот показатель не меньше, чем в 5 раз. Для этого необходимы государственные механизмы помощи малому и среднему предпринимательству, которые разработаны и предложены учеными, - повышение заинтересованности банковских структур в финансировании феодосийских проектов, налоговые льготы, разработка благоприятного законодательства, вовлечение науки непосредственно в производственные и социальные процессы.