Как человек сверг себя с пьедестала

Поделиться
Считается, что каждая вещь, в философском понимании этого слова, должна иметь свое предназначение. Биолог сказал бы так: функционировать. О предназначении человека не существует единого мнения.

Считается, что каждая вещь, в философском понимании этого слова, должна иметь свое предназначение. Биолог сказал бы так: функционировать. Даже звезды, если они загораются на небе, то это кому-то или для чего-то надо.

О предназначении человека не существует единого мнения. Джордж Байрон итог подвел такими словами: «Непостижимо слово «человек»! И как постичь столь странное явленье? Пожалуй, сам он знает меньше всех Своих земных путей предназначенье».

И все же: не все так плохо. Приблизительно в те же годы другой английский писатель, правда, сатирик, показал, что и сатира может внести позитивный вклад в разумение проблемы. «Будьте тем, что предназначила вам быть природа, и вы будете иметь успех; попробуйте быть чем-нибудь другим, и вы станете в десять тысяч раз хуже ничтожества», - сказал Сидней Смит.

Итак, проблема существует. Если к ее решению подойти с позиций большинства, то следует согласиться, что оно на стороне тех, кто признает: предназначение человека в служении своему Творцу. Но случилось грехопадение. И возник вопрос: а был ли в нем какой-то особый смысл?

На этот вопрос в Ветхом Завете в Книге Иова сформулирован другой: «Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?» (Иов 7:1).

Судя по всему, именно его Федор Достоевский сформулировал по-своему: «Невольно приходит в голову одна чрезвычайно забавная, но невыносимо грустная мысль: «Ну, что, если человек был пущен на Землю в виде какой-то наглой пробы, чтобы только посмотреть: уживется ли подобное существо на Земле или нет?»

Если признавать, что «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных…» а заодно «и человека из праха земного», наблюдал за результатами своих деяний и убеждался, что «хорошо весьма», то вопрос Достоевского нельзя считать надуманным. Всевышнего следует признать великим экспериментатором.

Но не будем гадать, а привлечем к рассмотрению проблемы факты и рассмотрим их вполне доступным для каждого образом.

Установленным фактом следует считать то, что предок Человека разумного (кроманьонец) выселился из Африки около 60 тысяч лет назад. Переместившись из тропических широт в умеренные, он ощутил температурный дискомфорт. Но опыт уже был: огонь греет и его боятся дикие животные. Ставка была сделана на огонь. Но достаточного знания еще не было. Играть с огнем дело опасное, особенно в условиях открытого пространства, покрытого преимущественно травянистой растительностью, где бродили стада крупных травоядных животных. Сегодня выдвигаются весьма аргументированные гипотезы, что сокращение численности этих животных началось под воздействием огня, который использовался во время охоты, а также, что трипольская культура погибла от пожаров. К этому можно добавить: у древних греков огонь был самой важной стихией. Но нет надобности так далеко ходить. И сегодня в Украине очень серьезной проблемой является весеннее выжигание сухой травянистой растительности.

Все это дает основания полагать, что деятельность Человека разумного уже на ранних этапах его существования порождала катастрофы, происходившие, образно говоря, не по расписанию. Они не были следствием природных циклов, а посему не образовывали устойчивых связей в психике.

В 2013 году исполнится 150 лет со дня выхода в свет трактата Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга», где он утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы», которые определяют связь всех функций организма с окружающей средой. Сорок лет спустя Иван Петрович Павлов сделал доклад об условных рефлексах, что стало началом разделения рефлексов на безусловные и условные. Вначале Павлов под влиянием своих учеников был склонен считать, что условные рефлексы наследуются. Но вмешался выдающийся генетик Николай Степанович Кольцов, показавший, «что в выводы его ученика вкралась ошибка: на самом деле учились не мыши, а экспериментатор, у которого не было опыта тренировать их». Не ручаюсь, но, скорее всего, это побудило Кольцова к написанию труда «Генетический анализ психических особенностей человека», где он написал следующее: «Каждый выдающийся ученый должен обладать влечением к власти, которая выражается в пропаганде своего учения… Это влечение, благородной формой которого является стремление убедить других, убедить весь мир в открытой истине».

Результатом стало то, что безусловные рефлексы (инстинкты) передаются по наследству, а условные - нет. Общим для них оказалось то, что их возникновение есть ответ организмов на периодически повторяющиеся события в окружающей среде. А вот условные рефлексы формируются в процессе индивидуальной жизни. Это приобретенный индивидуальный опыт, который по наследству не передается.

Но благодаря деятельности человека происходили и такие события, которые не характеризовались периодичностью, однако несли большую угрозу ему и его хозяйству. Их следовало научиться каким-то образом предвидеть. На рефлексы рассчитывать не приходилось. Катастрофы не порождали постоянные связи. Они порождали иное - панику. Естественно, пришло разумение, что катастрофы несовместимы с циклическими процессами. Катастрофы сеют зло, разрушение, а циклы несут добро: свет, тепло, весну, цветы, плоды и многое другое. Актуальной стала проблема добра и зла.

И тут подоспело земледелие, которое требовало сопоставлять практику с циклическими явлениями природы. Начала формироваться единая познавательная система, о которой впоследствии стали говорить: единство теории и практики. Но вначале в массе возникали приметы: «сей в грязь - будешь князь»; «сей хоть в ненастье, да убирай в ведро»; «что посеешь, то и пожнешь». Они призваны были регламентировать предметно-практическую деятельность человека, легли в основу управления. Богаче стал и высший уровень знания, где место абсолютной истины занимало «все возвращается на круги своя». К ней добавилось: «все связано со всем». В результате образовалась связь между верой и умением. А синтез веры и умения творит разумение, умение разума. Разумение стало познанием, а единство веры, умения и разумения - культурой. Между познанием и культурой возникла любовь, гармония. На планете появилась целостность, представляющая собой новый ресурс, новую планетную силу.

Но недолго музыка играла. Человечество изобрело рабство, торговлю людьми и рыночную экономику, идеей которой стал круговорот: товар - деньги - товар. А торговать нужно в розницу, пусть и большими партиями, которые называют оптом. Целостный ресурс, который призван был поддерживать жизнедеятельность на всей планете, начали рвать на части.

За культурно-познавательную пирамиду ухватились с разных концов. Опыт достался физике, провозгласившей себя наукой о природе. На вершину стали претендовать философия и религия, поставив во главу угла абсолют. Религия - Бога, а философия - Абсолютную идею. И то и другое должны были охватить ВСЕ, однако по-разному. Бог - это нечто, управляющее миром, творящее его и подчиняющее своей воле. Абсолютная идея выступает в роли системообразующего фактора, собирает разнокачественные переменные в одну систему посредством установления между ними связей, подчиняя их себе таким образом, что все оказывается связанным со всем.

В религии Бог стал Всем; в философии, которую Гегель назвал абсолютным идеализмом, Все есть Бог. В результате у них Бог трактуется противоположным образом, что, собственно, и привело к тому, что первоначально единые философско-религиозные учения разбежались в разные стороны.

В культурно-познавательной пирамиде образовался разрыв между ее вершиной и основанием. А природа не терпит пустоты - и ее стали заполнять.

Роль наполнителя стала выполнять наука, о которой Гегель сказал: «…для науки речь может идти только о развитом познании…». В общепринятом понимании развитие осуществляется посредством развертывания, в латинском - эволютио. Если опять по Гегелю, то системно. Говоря образно, пройти путь от яйца к курице. Однако, это оказалось благими намерениями, которыми, как известно, выстилается дорога в ад. Но это уже другая тема.

В статье о познании нельзя обойти вниманием библейскую притчу о грехопадении человека и не раскрыть суть ее связи с научной мыслью как планетным явлением. У Гегеля «собака зарыта» в следующем: Бог добр и вся природа, сотворенная им, добра. Далее уже от себя: все познается в сравнении. Не ведая зла, невозможно понять, что есть добро. Или надо воспринимать добро Бога и природы на веру. При таком подходе потребность в познании отпадает. В притче об этом говорится: в Эдемском саду есть «древо познания», где произрастают плоды, вкусив которые человек познает добро и зло. И в состоянии сделать выбор в пользу того или иного. Отказавшись от веры в добро Бога и природы, человек неизбежно оказывается в плену дьявола, так как лишившись веры, он лишается культуры, вместе с которой теряет ту новую природную силу, что ему даровала эволюция. Он перестает быть Человеком разумным и превращается в человека греховного, не нуждающегося в познании. Выбор сделан - зло, у которого не оказывается альтернативы, а потому одно зло неизбежно порождает другое зло, и оно умножается в геометрической прогрессии. Познание, призванное спасать человека и планету Земля, уходит в небытие. Они становятся смертными. В отсутствие материи познающей нет у них будущего.

И в завершение. Мне уже приходилось отмечать (ZN.UA, 09.06.2012 г.), что Вернадский развитие живого на планете Земля представил в виде триединого процесса: живое вещество, биосфера, ноосфера. Первому присуща способность ощущать; второму - рефлексировать; третьему - познавать. Способность познавать Вернадский связывал с единой познавательной системой («научная мысль как планетное явление»), которая должна собрать в одно целое достижения «техники жизни», художественного творчества, философской и религиозной мысли. Такая мысль «как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ» и становится мерой всего мыслящего человечества; связывает работу естествоиспытателей с лучшей организацией всего человечества.

В этом уникальность проявления жизни на планете Земля. Поэтому рассуждения о расселении человечества во Вселенной, встреч с иными цивилизациями следует отнести к области ненаучной фантастики. Пьедесталом, где может реализовывать себя Человек разумный-познающий, является не просто планета с водой, твердью и атмосферой, а пирамида живого, на вершине которой он может разместиться.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме