Минкультуры предпринимает уже не первую попытку «нивелировать» деятельность библиотек, отнесенных действующим законодательством к категории специальных. Или сделать их в лучшем случае как бы второстепенными для государства, или поставить на одну ступень с публичными (или массовыми) библиотеками, у которых другие функции.
Так, в соответствии с §2 статьи 7 об общественном разделении библиотек очередной редакции Закона Украины «О библиотеках и библиотечном деле», уже принятой в первом чтении, все библиотеки в Украине столкнулись с риском стать публичными, утратить специализацию, которая сегодня является требованием для работы с научными источниками. Причем благодаря пунктуации (точке с запятой) под угрозой оказались как специализированные, так и специальные библиотеки. Таким образом, мы в очередной раз входим в противоречие с действующим законодательством не только в отношении законов о науке и образовании, но даже в элементарном — в отношении научной специализации, узко ограниченной библиотековедением, книговедением и библиографоведением. Кстати, входим в несоответствие еще и со статьей 12 «Специальные библиотеки» уже «новой редакции» закона.
Согласно статье 6 действующего Закона Украины №1561-III от 16.03.2000 года «О библиотеках и библиотечном деле», к числу специальных «по назначению» относятся библиотеки «академий наук, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, предприятий, учреждений, организаций». Это большое и мощное по фондам и функциям количество библиотек.
В цивилизованном мире соответствующие специалисты высоко ценят наличие таких библиотек и масштабные и эксклюзивные результаты их деятельности. Научная библиотека там — генерирующее средоточие новейших знаний и умений с максимально продуманной финансовой поддержкой всех аспектов деятельности: пополнения фондов; организации хранения и свободного доступа всех пользователей к документам и информации; подготовки и высокого материального положения и условий работы специалистов и пользователей; обеспечения деятельности современными техническими средствами — компьютерами и программами, доступом к национальным и мировым ресурсам через порталы библиотек; зданиями (в том числе новыми), в которых учтены строгие стандарты по помещениям, экстерьеру и интерьеру и т.п. Не последнее место занимают постоянное внедрение инноваций, маркетинг и менеджмент информации, защита и специальные гарантии законодательства и т.п.
В Украине среди наиболее мощных специальных — библиотеки академий наук, как НАН Украины, так и отраслевых академий, которым предоставлен статус национальных библиотек за уникальность и ценность фондов и функции поддержки национального развития науки, образования, культуры, а сегодня — и сегмента мирового цифрового научного и образовательного пространства в глобальной сети.
К сожалению, «библиотечный закон» в нашем государстве по-прежнему остается, скорее, декларативным, нежели обеспечивающим и гарантирующим развитие отрасли по сути. Затеянные очередные изменения в виде новой редакции действующего Закона Украины «О библиотеках и библиотечном деле» (законопроект №5002 от 8.09.2021 года) вредят и смещают акцент внимания. Предложенный в новой редакции закона универсализм неуместен.
К чему это может привести в дальнейшем, остается только догадываться. Вспомню только о довольно неоднозначной историю, когда нашу третью в мире аграрную библиотеку, определенную законом как главная специальная для исторически ведущего сектора экономики — сельского хозяйства, де-юре цинично оставили фактически без помещения, когда-то специально для этой библиотеки построенного государством.
Серьезные проблемы для значительной части научных, образовательных учреждений, отдельных ведомств, от районных до центральных, различных предприятий, музеев, архивов и библиотек, функционирующих в зданиях, расположенных в центре города, и в «исторических», — еще впереди. Вспомним хотя бы помещения, которые занимают президиумы НАН Украины и НААН Украины, а также Министерство образования и науки Украины…Попытки смены права собственности в Украине известны. Стоит упомянуть неоднозначную ситуацию, связанную с желанием Киевского национального университета им. Т.Шевченко восстановить «историческую справедливость» в отношении одного из исторических зданий на ул. Владимирской. Строить его начали еще до революции, а достроили в 20-х годах ХХ века. Уже второе столетие подряд это здание находится в ведении главной специальной библиотеки государства — Национальной библиотеки Украины им. В.Вернадского (НБУВ), подчиненной НАН Украины.Понятия «исторической справедливости», которым оперирует университет, вы не найдете в законодательстве. Более того, это создает политическую угрозу — возникновение прецедента претензии на право собственности различного характера, в том числе и со стороны стран-соседей, считающих себя правопреемниками собственности Российской империи (и не только России).Я считаю, что Украина заслуживает строительства новых помещений для библиотек и университетов, как это делается в мире, — оборудованных самыми современными техническими средствами, которые бы отвечали стандартам для архивных и библиотечных зданий. Это было бы логично, поскольку в здании НБУВ на Владимирской хранится колоссальное по объему историческое культурное наследие (более трех миллионов единиц хранения), в том числе с древнейших времен — рукописи, старопечатные, исторические книжные коллекции и собрания, изобразительные и музейные коллекции исторических документов, газеты, архивное наследие выдающихся деятелей Украины, архив НАН Украины, электронные и цифровые ресурсы, а также музейно-архивно-библиотечная коллекция Фонда президентов Украины. Этот уникальный фонд занесен в национальное культурное достояние Украины и заслуживает нового помещения, построенного по стандартам требований к таким зданиям. Только при таких условиях освобожденное помещение можно передать для образовательных нужд КНУ им. Т.Шевченко. Но корректно ли поднимать этот вопрос сегодня, в военное время, когда Украина борется за свое независимое существование и все силы направлены на победу?