Среди символов, которые де-факто и де-юре формируют и сохраняют все, что связано с утверждением национальной идеи на разных этапах, особое место принадлежит книге и библиотеке. Не случайно в цивилизованном мире прилагают огромные усилия к сохранению и репрезентации всех артефактов на всеобъемлющем уровне при поддержке государства. Сам неоднократно в этом убеждался, посещая известные книгособрания Европы, Азии и Северной Америки. В Украине можем о таком только мечтать.
Хочу изложить свое видение решения одной проблемы библиотечной системы Украины, которую война еще больше заострила. Поскольку, учитывая объективные обстоятельства военного положения, большинство библиотек пытается функционировать прежде всего дистанционно или в смешанном режиме, считаю, что по-государственному и, главное, прогностично — сделать все возможное для сохранения мощностей, прежде всего отраслевых депозитариев, которым делегирована функция постоянного хранения библиотечного фонда с целью «освобождения фондов других библиотек региона (области) от малоиспользуемых документов». Проще это звучит так: разгрузить библиотеки от пассивной части фонда, но при этом не утратить документы, имеющие потенциальную ценность или востребованность для пользователей.
Главная библиотека системы ООН − библиотека им. Дага Хаммаршельда (США, штат Нью-Йорк) осуществляет мониторинг системы библиотек-депозитариев мира. Речь идет в первую очередь о полноценной деятельности по упорядочению классических книжных фондов с учетом информатизации общества. На сегодняшний день библиотеки-депозитарии с добавлением функций репозитариев успешно функционируют в США, Швеции, Франции, Финляндии, Эстонии и других ведущих странах мира. К независимой Украине депозитарная функция в деятельности библиотечной системы перешла со времен СССР. Кроме уже указанных задач депозитарного хранения, решались и другие — даже элементарной экономии средств в деятельности путем передачи нечасто затребованных изданий в определенное место. А лишние экземпляры поступали на реализацию. Кажется, в условиях сегодняшнего дня такой подход может пригодиться, потому что каждая система власти всегда считала бюджетные средства.
В период расцвета советской поры с ее беспрецедентной плановостью, включая стимулирование книгоиздательства, в Украине просто не успевали строить новые помещения библиотек, а хранить книги было нужно. С этой целью и воспользовались мировым опытом депозитарного хранения книг, соответствующим правительственным решением определив конкретные библиотеки-депозитарии на уровне конкретных отраслей. Их, согласно правительственному постановлению, адаптировали к УССР и утвердили в количестве 14. Именно столько во времена государственности было подтверждено специальным приказом Минкультуры (как законодательного главного ведомства страны для библиотечной отрасли) в виде «Положения о системе депозитарного хранения библиотечных фондов Украины».
Кстати, документ, в соответствии с другим приказом Минкультуры, датированным 2016 г., управляющим Законом Украины «О библиотеках и библиотечном деле», утратил силу, но содержание «Положения…» не изменилось. Тем самым появилось определенное противоречие, когда в соответствующем законе существование депозитарного хранения прописано, «Положение» профильным ведомством не отменено, а определенные библиотеки юридически уже не существуют. Какая-то абракадабра получается, тем более что депозитарный фонд в разрезе отдельных отраслей в Украине уже создан.
Именно эти библиотечные учреждения государство в свое время обязало комплектовать свои фонды 1–3 экземплярами отраслевых изданий для создания «Единого профиля комплектования малоиспользуемыми документами библиотек-депозитариев Украины». «Единый профиль...», таким образом, стал программным документом и дает возможность не только целенаправленно руководить комплектованием фондов малоиспользуемыми документами, но и развивать межбиблиотечные связи отраслевых учреждений разных систем и ведомств.
Руководствуясь этими документами и постановлением украинского правительства, в августе 1975 г., например, на Национальную научную сельскохозяйственную библиотеку НААН возложена обязанность отвечать за «Сельскохозяйственные и лесохозяйственные науки. Сельскохозяйственное машиностроение. Агрономию». Основанием для конкретных действий стала утвержденная союзным Минкультом в сентябре 1975 г. «Инструкция о порядке отбора и передачи малоиспользуемой литературы в депозитарное хранение» и аналогичный «Порядок», утвержденный отраслевым главным аграрным ведомством в следующем году. В нем, между прочим, по системе союзной аграрной академии наше учреждение, наряду с аналогичными в Армении, Беларуси и Грузии, определялось библиотекой-депозитарием. Соответствующая системная работа на этом направлении началась с января 1986 г., когда было принято специальное «Положение о депозитарном хранении фондов» и создан специальный отдел в структуре для проведения работы по отбору и регистрации малоиспользуемых отечественных и зарубежных книг на разных языках мира, изданных 15–20 лет назад и более (до 1970 г.), периодических и продолжающихся изданий, напечатанных соответственно 5–10 и более лет назад (до 1975 г. включительно).
Таким образом, до 1991 г. в указанный фонд вошло более 68 тысяч единиц хранения. Потом, в связи с невостребованностью отчетности со стороны государства, практически все работы на этом направлении были приостановлены или выполнялись как второстепенные. На это есть объективные обстоятельства. Среди них — информатизация, которая стремительно развивается и способствует появлению разных электронных изданий. Как следствие, де-юре библиотеки-депозитарии есть, а де-факто — никого не интересуют. Кстати, упомянутые регламентирующие документы по функционированию библиотек-депозитариев не пересматривались достаточно давно. Беспокоит и то, что действующее законодательство относительно библиотек-депозитариев, как, кстати, и всего библиотечного дела в Украине, имеет, скорее, констатирующее, а не регулятивное и особенно — гарантирующее значение.
Современные библиотеки в Украине переживают не самые лучшие времена, но есть понимание того, что, имея мощные ресурсы, они должны максимально полно и в минимально сжатый срок удовлетворять пользователей нужной им информацией. Кто был причастен к получению такой информации, хорошо знает, что эту задачу не в состоянии выполнить ни одна отдельно взятая институция. Востребованность информационных ресурсов с аналитическим контентом и оперативным доступом — отправная точка для всех типов и видов такой системы. Корпоратизация и кооперация — одни из наиболее эффективных и действенных форм деятельности библиотек, с учетом единых нормативных, правовых, организационных и технологических принципов, принципов взаимодействия и общего видения целей дальнейшего развития. Это когда говорим о ситуации в идеале. В действительности с внедрением библиотек-депозитариев работа по развертыванию их деятельности фактически завершилась.
В то же время, принимая во внимание мировые тенденции диджитализации и, как следствие, логического перевода существующего книжного фонда в электронный формат для обеспечения к нему свободного доступа, есть национальная (государственная) потребность сделать все возможное для надлежащего и всеобъемлющего сохранения печатных изданий, прежде всего в библиотеках-депозитариях в Украине. Пандемия, а потом война актуализировали решение насущных проблем сохранения печатных духовных сокровищ наций в виде книг.
По объективным причинам внимание к месту и роли библиотек-депозитариев практически нивелировалось, что проявляется не только в отсутствии внимания со стороны законодательного, а тем более — бюджетного регулирования. По большому счету, никто даже не ответит, сколько книг в Украине таким образом сохраняется. Для примера, только у нас около одного миллиона экземпляров. И по этому поводу, по моему убеждению, нужно как можно быстрее принять соответствующее постановление правительства или даже указ президента Украины. А еще лучше — изложить все, что касается деятельности библиотек-депозитариев, в статьях 20–22 и добавить новую статью — 23, где будет регламентирована их деятельность, в новой редакции Закона Украины «О библиотеках и библиотечном деле» № 5002 от 02.02.2021 г., недавно прошедшем первое чтение в парламенте. Ведь есть отдельные статьи — 24. «Книжные памятники» и 25. «Национальная электронная библиотека Украины».
В новой статье обязательно четко прописать, что министерствам и ведомствам, за которыми они закреплены, нужно обеспечить соответствующие (организационно-правовые и финансовые) условия, чтобы существующие фонды надлежащим образом сохранялись и репрезентовались. Нужно не забывать о высокой вероятности уничтожения библиотечных фондов во время ракетных обстрелов и т.п., связанной с отключением света, тепла и воды. А еще — их нужно надлежащим образом охранять. В случае непонимания проблемы можно прогнозировать даже гуманитарную катастрофу из-за вероятности не просто физического уничтожения или элементарной кражи, поверьте — бесценных (знаю, о чем говорю) как в этическом, так и в материальном смыслах, — книг. И речь идет даже не о сотне или тысяче евро за отдельные издания. К тому же в случае потери или частичного повреждения библиотек-депозитариев нечего и думать о появлении всеобъемлющей Национальной электронной библиотеки Украины. Поэтому в который раз настаиваю на создании на базе библиотек-депозитариев музеев книг или уже утвержденного в цивилизованном мире генетического банка книг по отдельным направлениям. Тем более что Минобразования сделало огромный шаг — не только ввело соответствующие коллекции, но и финансово их поддерживает. Но для начала нужно… их законодательно закрепить.
Напомню, что наша библиотека еще в 2016 году делала попытку составить соответствующий реестр книжных памятников и выявила, что таких насчитывается 78 676 единиц хранения в системе аграрных заведений высшего образования и научно-исследовательских учреждений соответствующего профиля Украины. Другого пути пока что не вижу. Это мировая тенденция. Как, кстати, и преобразование отнесенных действующим законодательством к категории специальных библиотек в специализированные исследовательские институции.
Настораживает и новая редакция §2 ст. 7 изменений в Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле», а именно — о делении библиотек по общественному назначению. Теперь предлагается такая редакция: «публичные, в том числе специализированные; специальные». Это напоминает ситуацию с печально известным правительственным законопроектом №3077 от 29.08.2008 г. «О внесении изменений в Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле», представленным в Верховную Раду Украины, когда в ст.5 действующего Закона научную деятельность библиотек изменяли на информационную. Все семь ведомств во главе с Украинской библиотечной ассоциацией без замечаний предварительно согласовали. Слава Богу, что среди тогдашнего депутатского корпуса нашлись трезвомыслящие. Постороннему наблюдателю казалось, что изменение не существенное, а на самом деле уничтожалось уникальное и эксклюзивное направление в деятельности библиотек Украины. Изменения должны происходить, но не нужно рубить сук, на котором сидишь.
Больше статей Виктора Вергунова читайте по ссылке.