Реформа контроля промышленного загрязнения. Опыт Чехии для Украины

Инфографика Опрос читателей
Поделиться
Реформа контроля промышленного загрязнения. Опыт Чехии для Украины © depositphotos/kamilpetran

По данным последнего отчета Киевской школы экономики (KSE), в тройку наиболее пострадавших от войны сфер относятся промышленность и бизнес — сумма убытков достигает 11,3 млрд долл. В частности, полностью разрушены ММК им. Ильича, «Азовсталь», повреждены «Укртатнафта», Авдеевский коксохим и другие предприятия.

Важно, чтобы послевоенное восстановление экономики Украины не сопровождалось ростом выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ, а наша промышленность оставалась конкурентоспособной на европейских рынках. В рамках подготовки к членству в Европейском Союзе нам необходимо имплементировать нормы Директивы 2010/75/ЕС об уменьшении промышленного загрязнения. Этот документ внедряет комплексный подход к оценке влияния промышленных установок на окружающую среду и единые нормы выбросов для промышленности на основе лучших доступных технологий и методов управления (ЛДТМ), или best available techniques (BAT), утвержденных Еврокомиссией. В рамках реформы объединяют три разрешения (на выбросы в атмосферный воздух, специальное водопользование и обращение с отходами) в одно интегрированное разрешение по окружающей среде, которое будет выдаваться через отдельную IT-систему. Это будет способствовать уменьшению бюрократии и комплексному подходу к оценке вреда, нанесенного окружающей среде.

Опыт Чехии, где реформа контроля и уменьшения промышленного загрязнения внедрялась с 2003 года, сегодня очень полезен для Украины.

Реформа контроля и уменьшения промышленного загрязнения в Чехии

Реформа в Чехии введена в действие законодательным актом (Integrated Pollution Prevention and Control Directive), который вступил в силу 1 января 2003 года.

Основные принципы ее реализации следующие:

  • замена нескольких разрешений (на выбросы в воздух, водопользование и обращение с отходами) одним интегрированным разрешением;
  • одна административная точка входа для бизнеса — администрация Края, который сотрудничает с чешским управлением экологии, управлением водозабора, санэпидстанцией и т.п.;
  • получение интегрированного разрешения на каждую промышленную установку;
  • каждое разрешение — результат индивидуальной работы разрешительного органа, общественности и бизнеса. Юридические обязательные условия разрешения уникальны в зависимости от масштаба производства, технических характеристик оборудования, экономического состояния предприятия, экологической ситуации в местности;
  • минимальные требования к выбросам обязательны для соблюдения всеми.

По таким правилам около 1500 промышленных установок в Чехии получили интегрированное разрешение (см. рис. 1). Информация о них полностью доступна для общественности. Это сохранило конкурентоспособность Чехии на европейских рынках, а жителям промышленных районов — здоровье и жизнь.

У промышленности Чехии было десять лет, чтобы подготовиться к внедрению ЛДТМ (BAT). У украинской промышленности тоже будет срок для подготовки около 12 лет.

Выдача интегрированного разрешения в Чехии

Процедура выдачи интегрированного разрешения (см. рис. 2) начинается с заполнения оператором заявки согласно консультациям Края — административной единицы в Чехии, выдающей интегрированное разрешение. Контроль над соблюдением условий осуществляет экологическая инспекция и другие контролирующие органы, но в целом система направлена на предотвращение загрязнения, а не на карательные меры.

Министерство экологии Чехии является разрешительным органом для установок с трансграничным влиянием и может готовить дополнительные разъяснения для секторов по применению норм ЛДТМ (BAT). Кроме того, министерство является органом, в который бизнес может обратиться, чтобы обжаловать применение корректирующих мер.

Процесс выдачи интегрированного разрешения в Чехии может длиться до 185 дней. Процедура его получения унифицирована для всех собственников как новых, так и старых промышленных установок.

Чтобы поддержать реформу, в Чехии в 2005 году создали агентство экологической информации (CENIA), которое подчиняется Министерству экологии. Это так называемый арбитр, в обязанности которого входит сбалансировать интересы и достичь приемлемого компромисса между вариантами технологий, состоянием окружающей среды в зоне установки, экономическим влиянием, интересами общественности, здравоохранения и национальными и международными обязательствами в сфере защиты окружающей среды. По запросу разрешительного органа CENIA может проверить точность данных о расходах на экологизацию предприятия.

Предоставление отступа для получения разрешения

В ходе реализации реформы уменьшения и контроля промышленного загрязнения основная цель любого государства — сократить выбросы до приемлемого уровня и сохранить количество рабочих мест. Для этого в статье 15(4) Директивы 2010/75/ЕС указано, что предприятие может получить отступ для внедрения норм ЛДТМ, но это не касается мониторинга или отчетности (см. рис. 3). Отступ предоставляют, если оценка показывает, что достижение уровней выбросов согласно ЛДТМ привело бы к непропорционально большим издержкам по сравнению с экологическими выгодами. Предоставление отступа невозможно, если показатели качества воздуха значительно превышены.

Чтобы это выявить, проводят cost-benefits анализ, где учитывают годовую стоимость инвестиций для применения НДТМ, полученную выгоду для окружающей среды, сравнивают другие сценарии и учитывают затраты на преодоление последствий загрязнения.

Чаще всего отступ применяют, когда ограничены источники данных о других установках для сравнения из-за научного ноу-хау. Поэтому исключения бывают нечасто, особенно в секторах, где существует достаточная база для сравнения.

Возрождение промышленного гиганта в Чехии

Результат реформы в Чехии можно увидеть на примере Моравско-Силезского края — одного из наиболее промышленно нагруженных регионов Европы. Здесь производится 100% чугуна и кокса Чехии, также продолжается добыча угля, поэтому уровень загрязнения окружающей среды тут самый высокий. Но благодаря реформе за последние десять лет уменьшились выбросы пыли от промышленных источников более чем на 65% (см. рис. 4). Аналогично произошло в Северо-Моравском крае: в 1970 году выбросы от стационарных источников загрязнения составили 325 тыс. тонн пыли, а в 2020-м — всего 5 тыс. тонн.

Подобный результат от внедрения реформы уменьшения и контроля промышленного загрязнения могут получить Кривой Рог, возрожденный Мариуполь или другие промышленные гиганты Украины после послевоенного восстановления.

Следует также понимать, что сейчас одним из основных условий при привлечении инвестиций от международных организаций является соответствие экологическим стандартам. Экологическая и социальная политика ЕБРР включает требования по соответствию выводам ЛДТМ.

Сегодня внедрить реформу уменьшения и контроля промышленного загрязнения в Украине пытаются депутаты комитета по вопросам экологической политики и природопользования Верховной Рады при поддержке Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов. Для этого они разработали законопроект №6004-д, который вместе с подзаконными актами имплементирует положения Директивы 2010/75/ЕС в украинское законодательство.

«Мы провели большую работу со всеми сторонами по одобрению законопроекта «Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду» №6004-д, чтобы украинская промышленность развивалась согласно европейским стандартам. Это сигнал для всех инвесторов, что мы внедряем принципы Green Deal в Украине, и экономический рост не должен сопровождаться увеличением выбросов и энергопотребления в Украине», — говорит глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования Олег Бондаренко.

Министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец отмечает, что в процессе внедрения реформы Украина учитывает передовой опыт других стран: «При внедрении реформы нам важно изучать опыт схожих с нашей стран, таких как Чехия. Ведь мы должны пройти этот путь быстро, качественно, избегая ошибок. Кроме того, Украина уже начала сотрудничать с Испанией в рамках Севильского процесса для обмена опытом».

Реализовать реформу в Украине помогают немецкие, украинские и чешские эксперты в рамках проекта «Лучшие доступные технологии и методы управления (ЛДТМ)», осуществляемого Немецким обществом международного сотрудничества по поручению Министерства экологии.

«Мы поддерживаем Украину во всестороннем внедрении норм Директивы о промышленных выбросах и, таким образом, в постоянном уменьшении промышленного загрязнения. Мы поддерживаем заинтересованные компании в модернизации заводов, внедряя соответствующий инструмент финансирования. Для украинского правительства мы перевели документы, помогли подготовить законопроекты и способствовали разработке ІТ-системы по выдаче интегрированных разрешений», — сказал руководитель отдела сотрудничества в Восточной Европе, Центральной Азии, Африке и на Ближнем Востоке в федеральном управлении Министерства экологии, охраны природы, ядерной безопасности и защиты прав потребителей Германии Юрген Кейнхорст.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме