Теневой флот из старых танкеров с российской нефтью создает риск экологической катастрофы — Bloomberg

Поделиться
Теневой флот из старых танкеров с российской нефтью создает риск экологической катастрофы — Bloomberg Фото иллюстративное © Die Welt
Танкеры, которые уже должны быть отправлены на металлолом, транспортируют нефть.

Теневой флот из старых танкеров с российской нефтью создает риск экологической катастрофы, пишет Bloomberg.

Нефтяной танкер Turba уже давно должен быть переплавлен. Согласно базе данных, посвященной содействию безопасному судоходству, судно, эксплуатируемое уже 26 лет, не проходило полной проверки с 2017 года. Оно также не имеет стандартной отраслевой страховки и ходит под флагом страны с плохой репутацией в сфере надзора за безопасностью на море.

Но вместо того, чтобы быть направленным на берег в Бангладеш, Индии или Пакистане для демонтажа, танкер 1997 года производства собирает топливо в российском порту Санкт-Петербург.

Последствия санкций ЕС против России означают, что Turba стал частью огромного теневого флота танкеров, перевозящего российскую нефть по всему миру. Его дальнейшая эксплуатация является суровым напоминанием о том, что санкции G7 против Москвы несут экологический риск.

Наибольшее беспокойство вызывает то, что некоторые старые танкеры, мировой флот сейчас старейший почти за два десятилетия, могут не проходить надлежащую проверку и техническое обслуживание, что рискует привести к катастрофической аварии в море.

«Это экологическая катастрофа, ожидающая своего часа», - сказал главный исполнительный директор подразделения управления компании Frontline Plc. (одного из крупнейших владельцев супертанкеров) Ларс Барстад.

Обычно владельцы начинают рассматривать возможность демонтажа танкеров, когда те используются около 15 лет. К 20 годам судьба кораблей – продать их на металлолом, обычно решена.

Однако сейчас судовладельцы пытаются вытащить из них еще несколько лет, потому что на этом можно заработать. Санкции против РФ, введенные 5 декабря прошлого года, заставляют суда плавать на тысячи миль дальше, повышая спрос и фрахтовые ставки.

Проверки

По меньшей мере 40 танкеров, перевозивших российскую нефть в Китай и Индию в период с начала декабря по начало февраля, не имели страховки от членов Международного клуба страховщиков судовладельцев или обычных сертификатов по управлению безопасностью, согласно данным Equasis, базы данных по морской безопасности. Три судна, включая Turba, не имели классификации, показывающей, насколько они пригодны для мореходства.

Turba вызывает неприятные воспоминания об одном из самых больших разливов нефти из танкера в европейской истории. Танкер Prestige разломился пополам и вылил тысячи тонн мазута у побережья Испании в ноябре 2002 года.

Морские птицы и рыболовство были уничтожены, а пляжи в Испании и Португалии разрушены.

По данным компании Kpler, занимающейся анализом судоходства, Turba – ровесник танкера Prestige, и он недавно забрал тот же тип груза из того же российского порта.

Весомые причины

Существуют веские причины для списания танкеров, которым уже 20 лет. Часто это связано с затратами на содержание их в эксплуатации, поскольку требования к безопасности и техническому обслуживанию становятся все более тягостными.

Но есть также эффект от многолетних ударов волн, коррозии соленой воды и почти постоянного использования, которые создают нагрузку на целостность корпуса и движущие системы.

Обычно танкеры проходят проверку, так называемые специальные осмотры, примерно каждые пять лет. К четвертой проверке экономическая целесообразность продолжения торговли резко снижается. Для крупных танкеров такие осмотры могут стоить от 3 до 4 миллионов долларов, а через два с половиной года им понадобится промежуточная проверка.

Портовые администрации также склонны более тщательно проверять более старые суда. Рост расходов и нехватка клиентов в обычные времена побуждали бы владельцев продавать их на металлолом.

«Все нуждается в проверке – сталь, двигатель», – говорит брокер Fearnleys Shipbrokers UK Ltd Халвор Элефсен, работающий в этой области уже почти четыре десятилетия.

Санкции ЕС

ЕС, который годами являлся крупнейшим покупателем российской нефти, запретил почти весь морской экспорт из своего бывшего торгового партнера и присоединился к G7, ограничив цену на нефть РФ на уровне 60 долларов за баррель. Транспортировать российскую нефть по ценам выше этого порога все еще возможно, но не с помощью западных услуг, таких как страхование, подбор экипажа, классификация судов, финансирование и транспортировка.

Следствием является увеличение поставок нефти РФ на дальние расстояния на крупные рынки в Азии и создание теневого флота танкеров, работающих вне сферы деятельности компаний стран G7.

Трейдеры и судоходные компании, осуществляющие эти операции, часто имеют непрозрачную структуру собственности.

В прошлом году наблюдался всплеск продаж неизвестным покупателям, когда из рук в руки перешло более 100 нефтяных и топливных танкеров. За тот же период резко сократилось количество судов, отправляемых на металлолом, согласно данным Clarkson Research Services Ltd.

Некоторые из стареющих судов перевозят свои опасные грузы в открытом море, часто в международных водах у берегов Греции или Сеута на севере Африки.

«Это огромный экологический риск. Танкеры, которые уже давно должны быть отправлены на металлолом, перевозят миллионы баррелей нефти с судна на судно без должного страхования», - говорит Ади Имсирович, являющийся директором консалтинговой компании Surrey Clean Energy.

По данным Kpler, Turba недавно перевез российскую нефть марки Urals в Индию и загрузил мазут в порт Санкт-Петербург. Если судно поплывет в Азию, ему придется пройти по Балтийскому морю и обойти несколько европейских берегов.

Владельцем судна класса Афрамакс является компания Scoot Chartering Corp., зарегистрированная на Сейшельских островах, согласно данным IHS Maritime, собранным агентством Bloomberg. Последний раз судно проходило осмотр на обновление класса в 2017 году. Согласно базе данных Equasis, класс был отозван Bureau Veritas в 2021 году.

Высокий риск

Полдюжины брокеров и владельцев танкеров заявили, что не имеют возможности связаться со Scoot, которая не числится в корпоративном реестре Сейшельских островов.

Танкер ходит под флагом Камеруна, одной из немногих стран, внесенных в черный список Парижского меморандума о взаимопонимании, который поощряет и координирует безопасное судоходство. Это единственная страна из черного списка, также имеющая отметку «высокий риск».

Одобрение членом Международной ассоциации классификационных обществ, которого, по данным Equasis, не хватает Turba, означает, что судно должно пройти проверку, чтобы убедиться, что его корпус структурно прочен, а двигательная установка, рулевое управление и энергетические системы надежны и функциональны.

По данным Clarkson, средний возраст танкерного флота сейчас составляет 12 лет. Почти треть судов старше 15 лет, и, по прогнозам, ряды стареющих судов будут быстро расширяться в ближайшие годы.

Ранее сообщалось, что РФ скрыто собрала флот из более ста устаревших танкеров, чтобы помочь обойти ограничения Запада на продажу российской нефти после вторжения Москвы в Украину, считают судоходные брокеры и аналитики.

По оценкам судоходного брокера Braemar, РФ, которая в значительной степени полагается на иностранные танкеры для транспортировки своей нефти, получила более ста судов в этом году за счет прямых или косвенных закупок.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме