Титановая отрасль давно привлекает пристальное внимание. Сначала ее подгреб под себя Дмитрий Фирташ, сейчас на горизонте возникают и другие претенденты. В принципе это вроде бы неплохо - государство, по идее, имеет шанс выбирать между инвесторами. К сожалению, реальность гораздо менее радужна. Пока Революция достоинства не привела к заметному изменению мотивации нашего чиновничества: оно по-прежнему работает на интересы бизнес-групп. А вот защита интересов государства - явно не самый главный приоритет.
После фактической потери "Крымского титана" особенное значение среди предприятий отрасли приобрел государственный "Сумыхимпром". Вот только его государственность (несмотря на наличие у державы практически всех акций) - под очень большим вопросом. По факту оно уже четыре года контролируется бизнес-группой Дмитрия Фирташа. Еще в 2010 г. руководителем "Сумыхимпрома" стал Иван Лазакович, пришедший с "Крымского титана". При "заходе" на предприятие люди Фирташа не скупились на обещания. Лично Дмитрий Васильевич пообещал (в светлом будущем) вчетверо увеличить на "Сумыхимпроме" выпуск двуокиси титана, "модернизировав старую линию на 40 тыс. т и построив две новые по 60 тыс.". Но о новых линиях потом сразу забыли, зато занялись "разведением" финансовых потоков.
О текущей ситуации лучше всего говорит письмо Фонда госимущества Украины в Министерство юстиции с просьбой расследовать факты преднамеренного доведения ПАО до банкротства. Это и реализация готовой продукции по ценам ниже себестоимости, и покупка материалов по завышенным ценам, и даже приобретение на стороне двуокиси титана (которую сумчане выпускают сами). Уже годами декларировавшаяся 15–18-процентная производственная рентабельность по итогам каждого очередного года постоянно как-то растворялась.
Зато на рынке всегда присутствовали компании-посредники, бодро торгующие продукцией предприятия по ценам, ниже отпускных цен производителя. Та же прокуратура без особого эффекта расследует факты продажи продукции "Сумыхимпрома" в пользу компании Фирташа "Синтез Ресурс" по цене, которая ниже себестоимости, на сумму более 135 млн грн.
В общем, впечатление такое, что никакой революции в стране не произошло, и у группы Фирташа просто поменялись покровители. При этом само предприятие уверенно наращивает как долги, так и убытки. Так, в прошлом, 2013-м, году "эффективный" менеджмент обеспечил рост убытков в… 80 раз (!). Это при том, что сырье поставлялось с арендованных у государства же горно-обогатительных комбинатов, и группа имела самый дешевый в стране газ для промышленности.
Вдобавок предприятие с конца
2011 г. (через полтора года после прихода новой команды) оказалось в состоянии банкротства, где и находится до сих пор. Естественно, что при Викторе Януковиче это мало кого интересовало - все было и так понятно… Однако после его бегства и победы Майдана тоже мало что изменилось. Те же люди остались у руля.
Фактически завод управляется через комитет кредиторов, распоряжающийся всем имуществом "Сумыхимпрома". Так как он формировался в годы максимального содействия прежней власти Фирташу, то государство от участия в нем фактически отстранили. Как и "ненужных" кредиторов.
Все пять членов комитета кредиторов прямо или косвенно контролируются Фирташем. Это и славный банк "Надра" (имеющий многомиллиардную задолженность перед Нацбанком), и уже упомянутое ООО "Синтез Ресурс", и ЧАО "Крымский титан", и ООО "Компания по управлению активами "Промышленные инвестиции", которая стала инициатором банкротства, приобретя непосредственно перед обращением в суд долги "Сумыхимпрома", ну и офшорка Ostchem International.
Так что комитет рулил в свое удовольствие. Лучшим показателем его работы, кроме традиционных убытков, стало то, что план санации появился только через полгода (!) после Майдана (в августе
2014-го), причем после многочисленных требований кредиторов. Да и тот был, по сути, отпиской. Достаточно сказать, что к восстановлению полной платежеспособности планировалось прийти за… 17 лет. Специалисты, ознакомившись с планом, констатировали его "заведомо декларативный и неэффективный характер". И в конце августа государство его не утвердило… Тем более что этот план "забыли" утвердить решением собрания кредиторов.
Тем временем была успешно провалена попытка государства провести пробную продажу небольшого пакета акций. Летом 2014-го, т.е. отнюдь не при "злочинній" власти, "дружественная" биржа отсекла от торгов акциями "неправильных" претендентов. Зато оставила фирташевскую компанию. Что в итоге привело к скандалу и отмене торгов.
По идее, это предполагало какие-то энергичные действия по изменению ситуации вокруг завода, однако на практике ничего не произошло. Точнее, в июле ФГИУ письменно обращается в комитет кредиторов с предложением о замене управляющего санацией "Сумыхимпрома" Ивана Лазаковича. Как и ожидалось, контролируемый Фирташем комитет кредиторов это предложение отклонил, а деятельность управляющего была, напротив, признана удовлетворительной. В принципе, это верно, только удовлетворяет эта деятельность отнюдь не государство.
В свою очередь, Минюст по требованию ФГИУ и прокуратуры несколько месяцев, с мая по конец октября, проводил проверку признаков доведения "Сумыхимпрома" до банкротства. Тогда же главному управлению юстиции г. Киева было поручено провести проверку деятельности распорядителя имущества ПАО "Сумыхимпром" Романа Марченко. Киевское управление до последнего тянуло с проверкой и только в конце октября вынесло приказ о ее проведении во второй половине ноября.
Удивительно, но оказалось, что признаков доведения "Сумыхимпрома" до банкротства Минюстом найдено не было. Обнаружилось, что для проверяющих продажа по сниженным ценам на сотни миллионов гривен - это совершенно нормально. При этом Минюст заявил, что "определение незаконных действий в случае банкротства Методическими рекомендациями не предусмотрено". Другими словами, ответ на любой вкус…
Действующие чиновники тоже старательно избегают комментариев на эту тему. Между тем еще в начале октября коллегия судей Высшего хозяйственного суда отказала в продлении срока разработки плана санации "Сумыхимпрома". То есть, по существу, планы в отношении его будущего сейчас зависли. А ведь речь идет о судьбе крупного (около 5000 работников) государственного предприятия.
Налицо отсутствие какой-либо согласованности в действиях госорганов, которые участвуют в данном процессе. Как очень верно подметил один из экспертов, "госорганы, имеющие отношение к банкротству "Сумыхимпрома", либо только изображают деятельность, либо решают исключительно собственные ведомственные задачи, не понимая, какое значение имеет "Сумыхимпром" для отрасли и государства". "Это единственный такой завод, и его необходимо сохранить, во что бы то ни стало", - добавил он.
Но для чиновников это совершенно не очевидно. Так что пока сам господин Фирташ находится под домашним арестом в Австрии, в Украине дела у него идут вовсе неплохо. Он вполне даже может напомнить государству, что "без сильного стратегического инвестора (рискнем предположить, что имелись в виду именно его структуры) предприятие остановится… а Украина останется без крупного производителя сложных минеральных удобрений и диоксида титана". Кстати, если ничего не делать, он прав. Однако, помнится, Кабмин и Фонд госимущества уже не раз планировали продавать "Сумыхимпром". Причем не на заказном конкурсе с условиями под заранее выбранного участника, как планировалось ранее.
Такая продажа предполагает, как минимум, полную прозрачность хозяйственной деятельности, не говоря уже о восстановлении контроля над предприятием, где государство имеет (в теории) полный контроль. Без этого все планы честной приватизации планами и останутся.
Чиновников это явно устраивает, но вот страну - вряд ли.