"Серфинг реальности": как поймать волну структурных изменений и запустить инновационные процессы в Донбассе

Поделиться
Какой же должна быть концепция возрождения Донбасса?

Потеря части производственных мощностей и инфраструктуры, выведение из эксплуатации убыточных угольных шахт, сокращение рабочих мест и, как следствие, снижение уровня жизни населения и рост масштабов бедности требуют кардинального реагирования и поиска наиболее действенных путей реструктуризации экономики Донбасса. Какой же должна быть концепция возрождения Донбасса? Какие отрасли способны выступить драйверами инновационного обновления региона, и реальна ли подобная перспектива в условиях военных действий?

В контексте выработки видения перспектив и конкретных путей возрождения Донбасса (под которым подразумевается отказ от технологически устаревшей экономики и ее восстановление на инновационных началах) ключевым моментом является определение роли индустриального наследия в будущем региона. В связи с этим можно выделить два крайних подхода, апробированных мировой практикой.

Первый базируется на постиндустриальном векторе трансформаций, а значит, на приоритетном развитии сферы услуг, высоких технологий и креативных индустрий. Обычно его использовали регионы, отказавшиеся от традиционных индустрий и полностью изменившие специализацию.

Второй подход не настолько кардинальный, он предусматривает продолжение "индустриального" тренда развития, но с проникновением в базовые отрасли промышленности высокотехнологичных отраслей.

С учетом этого при выборе стратегии развития промышленного региона решение принимается в пользу одного из двух вариантов:

- полностью изменить парадигму регионального развития и отказаться от "индустриального" прошлого в пользу третичного (так называемая сфера услуг) и четвертичного (информационные технологии, научные исследования, литература, музыка, изобразительное искусство и другие креативные индустрии) секторов экономики;

- осуществлять отраслевую диверсификацию, модернизацию производства и инфраструктуры с целью обеспечения конкурентоспособности промышленности региона на внутреннем и глобальном рынках.

При этом выбор одного из этих направлений не исключает, а скорее, предусматривает внедрение отдельных элементов другого. Отличие заключается в том, что в первом случае (при отказе от "индустриального" прошлого) сфера услуг и креативные индустрии рассматриваются как основа экономического роста, во втором случае эти сферы выступают в роли сопутствующих элементов "индустриального" вектора развития, поскольку современный регион (безотносительно к его специализации) трудно себе представить без развитой социальной инфраструктуры. Промышленный регион, как правило, нуждается в реструктуризации экономики и существенном улучшении экологической ситуации, а значит, в изменении своего имиджа к лучшему, в этом смысле незаменимо развитие креативных индустрий.

Но, несмотря на схожесть траекторий предыдущего развития промышленных регионов (так называемый эффект колеи, или path-dependence problem) и проблем, ими обусловленных (экологических, инфраструктурных, репутационных), их решения не могут быть одинаковыми. Каждый регион уникален и неповторим в своем роде, поэтому нуждается в специально разработанных инструментах по его восстановлению.

Учитывая опыт, накопленный мировой практикой в изменении парадигм развития промышленных территорий, индустриальное наследие Донбасса, а также всю сложность и многочисленность его проблем, определим первостепенные задачи, возможности и приоритеты развития экономики региона и ее промышленного сектора.

1. Первоочередными целями являются прекращение военных действий в Донбассе, восстановление единства и территориальной целостности Украины. Это непростая задача, но ее решение абсолютно необходимо, чтобы, во-первых, поддерживать политическую и экономическую стабильность в государстве, во-вторых, уменьшить риски социальной, ресурсной и экологической напряженности и, в-третьих, перевести индустриальное развитие страны в высокотехнологическое русло с опорой на качественный человеческий капитал, знания и инновации.

2. Кризис, переживаемый Украиной, военный конфликт в Донбассе не должны рассматриваться как препятствие к инновационным структурным сдвигам, они также не могут быть оправданием отсутствия реформ. Наоборот, сложившаяся ситуация должна побуждать к кардинальным изменениям.

Задачи преодоления кризиса совпадают с задачами инновационного обновления: в условиях кризиса активизируются процессы модернизации, создаются механизмы тяготения к экономической структуре новых отраслей и даже секторов. Это подтверждается как теоретическими исследованиями, так и практическим опытом многих стран, которые в период экономических потрясений рассматривали инновации в качестве главного катализатора восстановления экономики.

С тех пор, как в 1956 г. вышла статья представителя неоклассической теории экономического роста Р.Солоу "A Contribution to the Theory of Economic Growth", ученые-экономисты осознали, что долгосрочный экономический рост определяется главным образом технологическим прогрессом, а не традиционными факторами производства - трудом и капиталом.

В одном из последних политэкономических бестселлеров "Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty" его авторы Д.Аджемоглу и Д.Робинсон отмечают, что устойчивый экономический рост почти всегда сопровождается технологическими инновациями, помогающими повысить производительность всех трех факторов производства - человеческого труда, земли и капитала.

Кроме теоретических исследований, практический опыт разных стран наглядно доказывает, что последствия кризиса могут дать целый ряд возможностей и выступить в качестве трамплина для посткризисного инновационного обновления.

Так, феномен "экономического чуда" в разное время продемонстрировали Германия, Франция, Швеция, Япония, Италия (послевоенные годы), Польша, Чехия, страны Балтии (постсоветские годы), Словения, Хорватия (годы после распада Югославской федерации), Корея и Финляндия (посткризисный период 1990-х).

Корейская экономика превратилась из производителя и экспортера низко- и среднетехнологичных товаров в высокотехнологическое индустриальное государство. Южная Корея получила мировую популярность благодаря электронике, мобильным телефонам, мониторам, автомобилям и многим другим технологичным продуктам. Ключевую роль в истории успеха страны сыграла государственная поддержка научной сферы, а также тот факт, что инновационная стратегия была включена в общий план восстановления страны.

Успех антициклической политики Финляндии можно во многом связать с пониманием руководством государства важности инноваций для обеспечения устойчивого экономического роста. Благодаря этому в Финляндии был реализован ряд экономических и политических реформ с целью формирования благоприятной инновационной среды. Стратегия правительства предусматривала создание инновационной системы, в том числе поддержку инноваций за счет госзакупок, венчурного финансирования и интернационализации услуг. Хорошо развитая система интеллектуальной собственности позволила получить ряд патентов в индустрии мобильных телефонов, в которой сконцентрировался экономический рост страны.

Еще одним примером может служить Израиль. После обретения независимости страна без малого 70 лет находится в состоянии перманентной войны. Но это не помешало Израилю стать одной из самых развитых стран мира с высоким уровнем жизни, передовой системой здравоохранения, развитой наукой и образованием, комфортными условиями ведения бизнеса. Но еще в 1970–1980-х годах израильская экономика была в состоянии, напоминающем сегодняшнее в Украине, - развивалась преимущественно сельскохозяйственная отрасль. Сегодня это наглядный пример того, как при крайне ограниченных ресурсах, в состоянии постоянной военной угрозы страна может достичь стремительных темпов роста.

3. Учитывая то, что возникновение новых индустрий (а тем более креативных, требующих привлечения в регион творчески мыслящих личностей) спланировать практически невозможно - можно только формировать благоприятные условия для их появления, - рассматривать исключительно постиндустриальный вектор трансформаций как стратегический вектор развития Донбасса было бы не вполне обоснованно.

Необходимо исходить прежде всего из существующих проблем, потенциала и перспектив технологического усовершенствования (конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, свободных рыночных ниш, которые мог бы занять регион после структурных изменений). Поэтому стратегия развития региона должна быть адаптированной и предусматривать не кардинальное изменение специализации, а модернизацию традиционных промышленных производств и использование в их среде новейших, современных технологий.

При этом модернизировать необходимо рентабельные производства (нерентабельные закрывать), создавая новые предприятия с применением в основном инновационной техники и технологий. Поскольку западные инвесторы и кредиторы не будут вкладывать инвестиции в неконкурентоспособные технологии и восстанавливать угольные шахты и металлургические заводы на устаревшей технологической базе. Наряду с этим требует изменения и мировоззренческая позиция владельцев украинских предприятий - они должны рассматривать новые условия не как угрозу потери своего бизнеса, а как возможность для роста, существенного улучшения собственной конкурентоспособности.

Некоторые сдвиги в этом направлении происходят. Например, Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича реализует крупнейший в истории Украины экологический проект по реконструкции газоочистительных систем аглофабрики (общий объем инвестиций составляет 220 млн долл.). В конце 2016 г. на предприятии началось строительство современной машины непрерывного литья заготовок стоимостью 150 млн долл. В феврале текущего года введен в эксплуатацию многофункциональный центр обучения металлургов.

Для того чтобы побудить владельцев предприятий брать на себя риски и отказываться от комфортного консерватизма предыдущих лет (в течение которых эксплуатировался только запас прочности, оставшийся им с советских времен), необходимо открывать новые рынки сбыта. Это позволило бы предприятиям получать заказы и создавать новые рабочие места, что, в свою очередь, существенно повысило бы уровень лояльности местного населения к власти.

4. В условиях стремительно нарастающей четвертой индустриальной революции сохранение и развитие промышленного потенциала Донбасса невозможно осуществить без новейших, современных (state-of-the-art) информационно-коммуникационных технологий. Тем более что регион всегда отличался развитой -сферой и высококлассными специалистами - программистами, художниками, 3D-моделлерами.

Ключевая задача на сегодняшний день - обеспечить проникновение современных технологий в отрасли промышленности, связанные с добычей и переработкой природных ресурсов. В таком случае новые технологии будут поддерживать связь с реальной экономикой, а не существовать отдельно, как вещь в себе.

По словам известного норвежского экономиста Эрика Райнерта, новые знания и технологии важно связывать с реальной экономикой, вплоть до того, что использовать их в производстве мармелада. Сделать это, по мнению ученого, не так сложно, самое важное понимать это.

В качестве примера можно привести Финляндию, где наряду с приоритетным развитием электронной промышленности, сферы информационных технологий и телекоммуникаций по-прежнему развиваются традиционные отрасли промышленности - деревообработка и производство высококачественной бумаги, но уже с использованием современных высокоэффективных технологий.

Реализуя такой подход в Донбассе, можно существенно усилить позиции региона в традиционных отраслях специализации (топливно-энергетическом комплексе, металлургии, машиностроении, химической промышленности) и, что самое важное, достичь эффекта синергии между различными секторами экономики.

5. Из-за последствий военного конфликта значительная часть населения трудоспособного возраста выехала из региона (по данным Международной организации по миграции, по состоянию на апрель 2017 г. на учет было взято 1 млн 583 тыс. перемещенных лиц), в том числе это касается специалистов сферы ІТ. Лучшие из лучших продолжают выезжать в другие регионы Украины (в основном это города Киев, Харьков, Днепр) и за границу (в США, Канаду, Польшу, Германию, Израиль, Норвегию, Финляндию, Швецию; выезжают даже в Китай и Беларусь). Сложившаяся ситуация требует немедленного реагирования со стороны властей и переосмысления подходов к обеспечению занятости оставшегося населения, привлечения специалистов из других областей Украины за счет возвратной и постоянной форм миграции.

6. В современной реальности, когда мир становится все более сложным и слабо прогнозируемым, Донбассу надо учиться позиционировать себя в качестве сильного игрока не только в традиционных отраслях специализации, но и как региона, открытого к новому и готовому меняться. Для этого необходимо развивать экономическую активность в новых видах деятельности.

Речь идет именно о видах деятельности, а не об отраслях промышленности. Возьмем, например, химические предприятия, рассматривающие потенциал нанотехнологий для повышения своей рентабельности. Приоритетом в этом случае будет не химическая отрасль как таковая, а новая технология как новый вид деятельности.

Подобный подход имеет ряд преимуществ. Во-первых, он позволяет устранять "провалы" рынка сразу в нескольких сферах: это может быть отсутствие или недостаток современных технологий, неразвитость инфраструктуры, нехватка квалифицированных кадров, в том числе кадров, владеющих иностранными языками. Если устранять такие недостатки комплексно, появится возможность повысить эффективность производства сразу в нескольких отраслях - там, где будет применяться новая технология, где будут программы переподготовки, языковые учебные курсы и т.п.

Во-вторых, предприятиям, которые будут покупать современные технологии, придется повышать квалификацию персонала, переобучать специалистов, а следовательно, инвестировать в человеческий капитал, что, в свою очередь, создаст основу для развития собственных исследований и разработок.

7. Как новый вид деятельности в Донбассе можно рассматривать производство микроэлектроники (различных электронных компонентов - микросхем, процессоров, микропроцессоров и т.п.), применяемой в любом современном оборудовании: персональных компьютерах, телевизорах, стабилизаторах, мобильных устройствах, гарнитуре, бытовых осветительных приборах, даже в энергосберегающих лампах. На производство микроэлектроники можно было бы ориентировать металлургические и химические предприятия региона, а главный компонент - кремний - закупать на заводе полупроводников в г. Запорожье.

Развитие микроэлектронной промышленности в Донбассе требует определенных обязательных условий, одним из которых является наличие качественного человеческого капитала и высококвалифицированных специалистов, способных осваивать новейшие технологии. Как вариант решения этой проблемы можно предложить привлекать авторитетные зарубежные (европейские, американские) вузы для размещения на территории Украины своих филиалов для подготовки специалистов новой генерации под новые индустрии и виды экономической деятельности, в том числе в Донбассе. Это позволило бы вводить учебные программы профессиональной переподготовки/переквалификации кадров, целевой подготовки молодых специалистов для недопущения несоответствия их навыков потребностям местной экономики. В частности, для микроэлектронной индустрии можно организовать переподготовку кадров, ранее занятых в металлургической и химической промышленности, а также машиностроении.

В рамках ассоциации с ЕС перспективной является идея размещения в регионе производственных мощностей зарубежных компаний-производителей микроэлектроники - Intel, Qualcomm, Micron Technology, Texas Instruments, Broadcom Corporation - для насыщения продукцией внутреннего рынка и экспорта в ЕС. Это даст возможность создавать рабочие места более высокого качества, привлекать иностранные инвестиции и расширять экспортный потенциал региона.

Таким образом, поддерживая традиционные отрасли промышленности, осваивая в их среде современные технологии и вместе с тем создавая условия для появления новых (перспективных) видов деятельности, Донбасс будет идти по пути развития сбалансированной модели роста экономики, которая поможет сохранить индустриальное наследие региона, предотвратить потерю экономического потенциала и рост социальной напряженности в регионе.

Некоторые приоритеты можно рассматривать как предпосылки для изменения акцентов в экономической политике государства, выработки адекватных современным угрозам государственных решений о развития промышленности Донбасса как движущей силы возрождения экономики региона.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме