Развитие индустриальных парков: что дальше?

ZN.UA
Поделиться
Развитие индустриальных парков: что дальше? Иллюстративное фото © carpathia.gov.ua

В мире более 15 тысяч индустриальных парков (ИП). Это своеобразные теплицы для выращивания производств. Лучше всего их влияние будет понятно на примерах. Так, индустриальные парки обеспечивают 22% ВВП Китая, свыше 60% производства и экспорта Южной Кореи, более трети всего экспорта Турции.

В Украине государственная политика относительно индустриальных парков начала существенно трансформироваться только в 2021–2022 годах. В частности появились:

  • фискальные стимулы: освобождение от ввозной пошлины и импортного НДС на оборудование, освобождение от налога на прибыль на десять лет в рамках ИП при условии реинвестирования, возможность освобождения от местных налогов;
  • финансовые стимулы, в частности госбюджетом на 2024 год предусмотрен 1 млрд грн на стимулирование развития ИП;
  • заинтересованность громад, потому что они осознали, что индустриальный парк — это возможность активизировать экономику на своих территориях. В 2023 году решением правительства они получили право финансировать за счет местных бюджетов инфраструктуру ИП — как проектирование, так и работы.

Эти изменения стали катализатором развития парков. Сейчас есть уже около десятка индустриальных парков, где, кроме земли и юридического статуса, уже подведены сети и дороги, существует или строится промышленная недвижимость и есть резиденты. В целом же количество ИП в Реестре индустриальных парков на протяжении последних лет выросло почти вдвое. По состоянию на март 2024 года в реестр включены 76 индустриальных парков на разных стадиях развития. Соответственно, ключевая задача — не останавливаться, чтобы количество перерастало в качество.

Развитие индустриальных парков является составляющей политики «Зроблено в Україні» в части привлечения инвестиций в реальный сектор. Индустриальные парки являются инструментом развития промышленной инфраструктуры и приближают для производителей время доступа к рынку.

Чем больше появляется успешных украинских кейсов развития индустриальных парков, тем быстрее теоретический интерес громад, промышленных девелоперов и инвесторов начинает трансформироваться в практический. Ведь одно дело услышать или посмотреть, как оно в Турции, другое — увидеть своими глазами, что в Украине может быть не хуже.

Так, недавно в Украину была ввезена первая единица оборудования с использованием стимулов для индустриальных парков. Сделала это компания Univest, которая в Фастове Киевской области готовится запустить новый завод по производству экоупаковки в индустриальном парке. Рядом, в Белой Церкви, в одноименном индустриальном парке уже заполнены все свободные помещения, а управляющая компания полным ходом строит новые под заказ будущих резидентов. Во Львове городская рада налог на землю для индустриальных парков снизила до нуля (так же сделали муниципалитеты Винницы, Белой Церкви и ряда других городов). Два из трех львовских парков уже ввели в эксплуатацию промышленные здания и привлекают резидентов.

Так что есть основания ожидать, что в этом году хотя бы часть зарегистрированных парков, ранее не активных, перейдут от презентации к разработке проектной документации, строительству сетей и зданий. Кто-то планирует запустить в текущем году и заводы.

Участники рынка называют суммы затрат на подведение инфраструктуры к индустриальному парку в пределах 200–600 млн грн и оценивают стоимость строительства промышленной недвижимости в ИП от 400 до 900 долл. за квадратный метр.

Хорошие результаты, но, принимая во внимание наши потребности, и темп изменений, и их масштаб должны расти.

Что надо сделать в 2024 году, чтобы индустриальные парки в Украине стали больше похожи на те, которые обеспечивают промышленное развитие мировых экономических лидеров?

Во-первых, эффективно использовать миллиард гривен, предусмотренный в государственном бюджете на развитие инфраструктуры индустриальных парков. По моему мнению, эти средства следует направить на финансирование промышленной инфраструктуры: дорог, подстанций, линий электропередачи, газопроводов, водопроводов и прочего, что необходимо для создания и функционирования индустриальных парков. Ожидаю, что в ближайшее время правительство примет соответствующие нормативные акты.

Во-вторых, провести разумную дерегуляцию индустриальных парков. В базовом законе об ИП следует устранить лишние ограничения и упростить процедуру создания и развития индустриальных парков согласно пакету наработок рабочей группы комитета ВР по вопросам экономического развития. Опыт практического применения законодательства об индустриальных парках подсказывает нам, что именно надо изменить. Кроме того, пора уже внедрить механизмы стимулирования инвестиций, предусмотренные Евродирективой о госпомощи.

В-третьих, улучшить доступ индустриальных парков до финансового ресурса:

  • увеличить финансирование программы по обустройству индустриальных парков, возможно, привлекая донорские средства или финансирование от МФО;
  • внести изменения в государственную программу «Доступные кредиты 5–7–9», предусмотрев доступ индустриальных парков к этому ресурсу;
  • предусмотреть в проекте госбюджета на 2025 год финансирование на обустройство ИП на уровне не менее 2 млрд грн, как это записано в законе об индустриальных парках;
  • привлекать громады к финансированию инфраструктуры ИП;
  • внедрить механизм страхования инвестиций от военных рисков. Сейчас этим механизмом через MIGA воспользовался индустриальный парк М10 во Львове, который имеет иностранные инвестиции. Ожидаем введения аналогичного механизма для украинских инвестиций через Экспортно-кредитное агентство.

Отдельным направлением работы в 2024-м должна стать дальнейшая чистка Реестра индустриальных парков. Практика 2023 года показала, что немало громад и частных инициаторов начали активно искать управляющие компании для своих ИП только из-за предусмотренного законодательством дедлайна и публичных напоминаний о неизбежности исключения из реестра. Но если в индустриальном парке годами не появляется ни один завод и ни одной копейки инвестиций он не привлек, то согласно закону такой ИП станет претендентом на исключение из реестра. В конце концов, нас интересует экономический эффект, а не отчетная статистика.

В условиях войны главная функция индустриальных парков в Украине — способствовать привлечению новых инвестиций сейчас и создавать условия для ускоренного восстановления экономики после Победы. Но опыт Львовщины, Винницы, Киевщины показывает, что уже сегодня индустриальные парки могут быть локомотивом развития громад.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме